Укрепление в сознании подрастающего поколения важности исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Анастасия ФИЛИМОНОВА,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»
Цель: укрепление в сознании подрастающего поколения важности исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Задачи:
– развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение событий ВОВ;
– способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся;
– воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.
Форма мероприятия: квест-игра.
Участники: учащиеся 9–11-х классов. В разработке – на 6 команд по 5–6 человек.
Продолжительность: 60 минут.
Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями на станциях, колонка музыкальная или компьютер, грамоты для награждения.
Ход мероприятия
1 Организационный этап
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые участники квест-игры «Путь к Победе». Сегодня в преддверии празднования Дня Победы мы с вами проверим наши знания о Великой Отечественной войне.
Ведущий 2. Вам предстоит поэтапно пройти шесть станций, на каждой из которых вам будут предложены задания. Баллы, заработанные вами на каждой станции, вносятся в маршрутный лист, который вы все сейчас получите. Каждая команда проходит станции в том порядке, который указан на маршрутном листе.
Команда прошедшая маршрут первой получает дополнительных шесть баллов, второй – пять, третьей – четыре, четвертой – три, пятой – два, шестой – один балл. Эти баллы суммируются с теми, которые команда заработала на станциях.
Ведущий 1. Желаем вам победы! И на старт, внимание, марш!
2 Основной этап
Команды получают маршрутный лист (Приложение 1). В нем указаны номера кабинетов, в которых расположены станции. На каждой станции находится организатор, который знакомит команду с правилами и задает вопросы. Фиксирует количество баллов в маршрутном листе и дает одну букву из слова «ПОБЕДА»! Каждая команда придумывает себе название на военную тематику.
К концу игры у каждой команды должны быть пройдены все станции, заполнен весь маршрутный лист, и собрано слово «ПОБЕДА».
Задания для станций (Приложение 2).
3 Заключительный этап
Подведение итогов. Награждение победителей и участников квест-игры.
Приложение 1
Маршрутный лист
Название команды «____________________________________»
№ |
Название станции |
Баллы |
1 |
«ИСТОРИЧЕСКАЯ» |
|
2 |
«ГЕРОИ ВОЙНЫ» |
|
3 |
«ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ» |
|
4 |
«СНАЙПЕР» |
|
5 |
«МЫ ПОМНИМ» |
|
6 |
«ПЕСНИ ПОБЕДЫ» |
|
Порядковый номер на финише |
|
|
Итого |
|
|
Приложение 2
Станция «Историческая»
Правила. Команде задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Засчитывается первый вариант ответа, названный участником команды.
1 Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 года);
2 Сколько дней длилась оборона Брестской крепости (около месяца/28 дней/30 дней);
3 Назовите дату, когда была сожжена деревня Хатынь (22 марта 1943 года);
4 Сколько белорусских деревень разделили трагическую судьбу Хатыни? (больше 9 тысяч);
5 Сколько концентрационных лагерей было на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны? (260);
6 Сколько гетто действовало на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны? (110);
7 Как называлась стратегическая наступательная операция по освобождению Беларуси? («Багратион»);
8 Действия партизан по подрыву железнодорожного полотна в годы Великой Отечественной войны, это? («Рельсовая война»);
9 Физическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, политическим или другим мотивам, называется? (Геноцид);
10 Назовите дату окончания Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года)
Сектор «Блиц» вопросы, за которые команда может получить 2 балла за ответ.
1) Когда был освобожден город Гродно (16 июля 1944 года)
2) Когда был освобожден город Минск (3 июля 1944 года)
3) Какой государственный праздник отмечается ежегодно (с 1996 года) 3 июля? (День Независимости)
Станция «Герои войны»
Правила. Команде задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Засчитывается первый вариант ответа, названный участником команды.
1 Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством … ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь? (Георгий Константинович Жуков)
2 Пионер-герой, которому в 1944 году было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Участвовал в 27 боевых операциях, устранил 87 немецких офицеров и солдат, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. (Леня Голиков)
3 Командовал партизанским отрядом в Суражском районе. Создал 1-ю Белорусскую партизанскую бригаду. Оккупанты взяли в заложники его детей, которых позже расстреляли. (Минай Шмырев, «Батька Минай»)
4 Под Радошковичами совершил свой героический подвиг командир эскадрильи. Направил свой горящий самолет на группу немецких танков и автомашин. (Николай Гастелло)
5 Начальник заставы Брестской крепости, бок о бок с которым сражалась 14-летняя дочь Нюра. (Андрей Кижеватов)
6 Генерал-майор 100-й стрелковой дивизии, командовал обороной Минска. (Иван Русиянов)
7 Медсестра из Полоцка, вынесла с поля боя 123 раненых. Получила тяжелые травмы, перенесла 8 операций, утратила руки и ноги. Удостоена высшей награды Международного комитета Красного Креста – медали имени Флоренс Найтингейл (Зинаида Туснолобова-Марченко).
8 Подпольщик, развернувший диверсионную работу на железнодорожном узле в Орше, начальник паровозного узла этого депо. (Константин Заслонов)
9 Активный участник Минского подполья, доктор. Хорошо владел немецким языком, помогал медикаментами партизанам. Попал в лагерь Малый Тростенец. Отказался от сотрудничества с оккупантами. Умер в «душегубке». (Евгений Клумов)
10 14-летний подросток, активный участник партизанского движения Миской области. Подорвал себя гранатой, чтобы не попасть в плен к оккупантам. (Марат Казей)
Сектор «Блиц» вопросы, за которые команда может получить 2 балла за ответ.
1) Сколько уроженцев Беларуси получили звание Героя Советского Союза? (449)
2) Сколько женщин в СССР получили звание Героя Советского союза? (86)
3) Назовите высший полководческий орден, учреждённый в годы Великой Отечественной войны. (Орден «Победа»)
Станция «Оружие Победы»
Правила. Команда получает пять изображений «Оружие Победы», которые должна назвать. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Засчитывается первый вариант ответа, названный участником команды.
Пистолет ТТ, Токарев Ф.В. |
Танк Т-34, М.И.Кошкин |
Реактивная установка «Катюша»¸ инженер А.Костиков |
Пистолет-пулемет системы Шпагина |
Штурмовик Ил-2, конструктор Ильюшин |
Станция «Снайпер»
Правила. Команде задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Засчитывается первый вариант ответа, названный участником команды.
1 План войны нацистской Германии против Советского Союза, который предусматривал разгром Красной Армии в «молниеносной войне». (План «Барбаросса»)
2 Генеральный план нацистской Германии по колонизации Восточной Европы (в том числе БССР) и германизации населения этого региона. (План «Ост»)
3 Название восточных рабочих, вывезенных в годы Второй мировой войны германскими захватчиками с оккупированных территорий на принудительные работы в Германию и европейские страны, которые находись в составе германского блока. (Остарбайтеры)
4 Система военно-полицейских, политических, идеологических, экономических мероприятий, направленных на установление и поддержку оккупационного режима, установленная на территории Беларуси германскими захватчиками. («Новый порядок»)
5 Массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы в годы Второй мировой войны. (Холокост)
6 Специальные места проживания и уничтожения еврейского населения в годы Второй мировой войны. (Гетто)
7 Людям нееврейского происхождения, которые в годы Второй мировой войны спасали евреев, присваивали это звание (Праведники народов мира)
8 Добровольное, осознанное, умышленное сотрудничество с оккупантами, приносящее вред своему государству. (Коллаборационизм)
9 17 июля 1944 года в Москве состоялся парад, по улице Горького прошли колонны германских военнопленных, захваченных во время боев под Минском. Какое название получил этот парад? («Парад ганьбы», «Парад побежденных»)
10 Как называют белорусские деревни, сожженные вместе с жителями в годы Великой Отечественной войны? («Сестры Хатыни»)
Станция «Мы помним»
Правила. Участникам предлагаются 10 изображений памятников и мемориалов Великой Отечественной войны. Нужно дать название или назвать, каким событиям посвящен. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Засчитывается первый вариант ответа, названный участником команды.
Мемориал «Мужество» в Брестской крепости |
Мемориал «Жажда» в Брестской крепости» |
«Непокоренный человек», Мемориальный комплекс «Хатынь» |
Мемориальный комплекс «Катюша» в Орше |
«Врата памяти» Малый Тростенец |
Скульптурная композиция «Последний путь» «Яма», г. Минск |
Мемориальный комплекс «Красный Берег», Жлобинский район |
Памятник детям Батьки Миная в Суражском районе |
Мемориальный комплекс «Воинам пограничникам» в Гродно |
Монумент в честь матери-патриотки в Жодино (Анастасии Фоминичны Куприяновой) |
Станция «Песни Победы»
Правила. Команде предлагается прослушать отрывки из пяти музыкальных композиций. Они должны дать название песни или напеть несколько строк. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Засчитывается первый вариант ответа, названный участником команды.
1 «Синий платочек».
2 «День Победы».
3 «Катюша».
4 «Журавли».
5 «Смуглянка».