Проект реализовывался с целью обеспечения первичного профессионального самоопределения учащихся 7–8-х классов учреждений образования Ленинского района города Гродно. Может быть адаптирован для любого региона.
Юлия КОМИССАРОВА,
учитель иностранных языков
ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г. Гродно»
С учетом современных мировых тенденций потенциал развития экономики Республики Беларусь неразрывно связан с повышением качества профессиональной подготовки кадров, соответствующих потребностям рынка труда с учетом региональных особенностей и конкретных предприятий.
Разработанный и реализованный педагогами средней школы № 22 имени И.П.Бохана г. Гродно профориентационный проект «Карты профессий нашего города» для учащихся 7–8-х классов был направлен на формирование информационной среды, а также на повышение привлекательности рабочих профессий, имиджа учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования региона.
Подготовка мероприятия: разделить учащихся на команды (4–6 человек), провести инструктаж по правилам безопасного поведения при проведении мероприятия, подготовить маршрутный лист координатора.
Оборудование: цветные карандаши (фломастеры, маркеры); листы ватмана; клей, ножницы; раздаточный дидактический материал.
Ход мероприятия
Вступительное слово координатора (10 минут)
– В настоящее время в мире насчитывается около 40 тысяч профессий. Ежегодно часть из них устаревает и исчезает. Взамен появляются новые, более модные и востребованные. А какие современные профессии вы знаете? (Ребята называют). Но есть такие профессии, которые существуют на протяжении тысяч лет и до сих пор не перестают быть актуальными. Назовите их, пожалуйста. (Врач, учитель, строитель и пр.)
– А знаете ли вы, что профессии есть не только в мире людей, но и в мире животных? Например, у собак – боксёр и водолаз; у насекомых – пчела-плотник, дровосек и пилильщик-ткач; у рыб – рыба-хирург.
Разминка. Игра «Верю – не верю»
Возможно проведение разминки в виде игры «Верю – не верю» (в то, что существуют такие названия животных, насекомых, рыб и пр.)
Боксёр |
Ньюфаундленд (водолаз) |
||
Адмирал |
Пчела-каменщица |
||
Пилильщик-ткач |
Пчела-плотник |
||
Дровосек-плотник |
Ройщица (оса) |
||
Челночница-шелкопряд берёзовая |
Точильщик хлебный |
||
Бомбардир |
Трубач |
||
Гравер |
Трубковёрт плодовый |
– А еще в любимых с детства сказках мы также встречаем множество профессий, которые вы с лёгкостью вспомните, проявив свою сообразительность и внимательность.
Задание 1. «Профессии от А до Я» (10 минут)
Далее координатор предлагает актуализировать знания учащимися профессий с помощью задания «Профессии от А до Я».
– Первым вашим заданием, ребята, будет написать название профессии на каждую букву алфавита в таблице.
После завершения задания учащиеся из разных команд называют профессии на определенную букву алфавита; если профессии повторяются, то баллы не засчитываются. Сумма баллов (максимально – 27) соответствует количеству оставшихся после проверки профессий, и вносятся в маршрутный лист координатора.
Координатор подводит итог после первого задания и предлагает учащимся следующее задание – «Отдел кадров» (поиск названий профессий в филвордах).
Задание 2. «Отдел кадров» (15 минут)
– «Отдел кадров» – это простые и интересные головоломки, в которых вы сможете найти не только знакомые вам профессии, но и познакомиться с новыми.
Задание включает 8 задач. Эти задачи при наличии компьютера или других цифровых устройств, могут быть выполнены с помощью перехода по QR- коду или по ссылке на платформу LearningApps (https://learningapps.org/37261950 и др.). Также задание может быть использовано в напечатанном варианте.
Каждый филворд содержит 10 названий профессий из одной сферы деятельности: «Промышленность»; «Агропромышленный комплекс»; «Медицина и здоровье»; «Наука и образование»; «Туризм и сфера обслуживания»; «Спорт»; «Культура»; «Национальная безопасность».
Координатор дает рекомендации по выполнению задания (расположение слов: вертикально и горизонтально; запись слов в отведенных строках).
– Поздравляем! Вы нашли названия профессий. А как называются эти сферы деятельности? (Учащиеся отвечают).
Сумма баллов (максимально –80) соответствует количеству найденных в филвордах профессий, и вносится в маршрутный лист координатора.
– Мы с вами живем в замечательном городе, где есть много возможностей для каждого жителя, поэтому предлагаем вам взять лист ватмана, написать на нем название нашего города, затем распределить и приклеить филворды с названиями профессий и сфер деятельности таким образом, чтобы вы смогли потом добавлять новую информацию по каждому направлению.
Задание 3. «Мозговой штурм» (15 минут)
– Следующее задание называется «Мозговой штурм». Здесь вам необходимо разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия профессий.
Координатор озвучивает правила работы с ребусами: названия всех предметов в ребусе следует читать в именительном падеже; значение запятых, цифр и пр. Расшифрованные ребусы с ответами (24 ребуса) учащиеся распределяют по сферам деятельности (8 сфер). Сумма баллов (максимально – 24) соответствует количеству разгаданных ребусов.
Задание 4. «Навигатор» (7 минут)
– А как же выбрать профессию? В этом нам поможет следующее задание – «Навигатор». Следуя по направлению стрелок, разгадайте понятия-подсказки и запишите три шага к успеху, которые нужно сделать при выборе профессии, разместите их на вашей «Карте профессий». Сумма баллов (максимально – 3) соответствует количеству составленных слов.
Ответы: Востребованность. Способности. Учебное заведение.
(После выполнения задания командами).
– Согласитесь, ребята, мы всегда стараемся развивать свои способности, руководствуемся востребованностью профессии в обществе и выбираем для этого лучшее учреждение образования, чтобы получить теоретические знания и практические навыки.
Вы великолепно умеете работать в команде. А сейчас мы посмотрим, смогут ли ваши капитаны объяснить вам название профессии, не называя ее. Думаю, всем известна игра «Крокодил»?
Физкультминутка «Крокодил» (10 минут)
Выходят капитаны команд (или это могут быть представители от команд), вытягивают по очереди листочки с названиями профессий и представляют их. Отгадывают обе команды. Сумма баллов (максимально – 10) соответствует количеству отгаданных командой профессий.
Кассир |
Строитель |
Программист |
Почтальон |
Водитель |
Маляр |
Курьер |
Няня |
Электрик |
Фитнес-Тренер |
Задание 5. «Облако слов» (10 минут)
– Ребята, все вы знакомы с технологией «Облако слов». Предлагаем вам написать на ватмане слова, отражающие, на ваш взгляд, те качества личности, которые необходимы, чтобы стать успешным в любой профессии. Сумма баллов (максимально – 5) зависит от количества написанных слов и эстетического оформления.
Задание 6. «Топ-3 востребованных профессий Гродненского региона» (5 минут)
– Воспользуйтесь, пожалуйста, вашими цифровыми устройствами и определите самые востребованные в настоящее время профессии Гродненского региона.
Каждая из команд получает QR-код для перехода на сайт https://grodno.rabota.by/. Вместе с QR-кодами раздаются картинки-пьедесталы.
– Распределите найденные вами профессии на пьедестале по уровню их востребованности и приклейте его на ватман. Сумма баллов (максимально – 3) соответствует количеству профессий.
Задание 7. «Интерактивная карта учреждений образования» (10 минут)
– В каких учреждениях образования нашего города можно получить самые востребованные, интересные и престижные профессии в каждой сфере деятельности? Об этом и не только мы узнаем с помощью QR-кодов. Ваша задача – найти на сайте профессии, которые можно освоить в учреждениях образования нашего города и соотнести их с восемью сферами деятельности. Сумма баллов соответствует количеству подобранных учреждений образования к сферам деятельности, размещенным на «Карте профессий» (максимальное количество – 16).
Подведение итогов
Подсчет баллов с помощью маршрутных листов координаторов.
Основным результатом реализации проекта стало создание «Карты профессий нашего города»: формирование представлений об общественной значимости каждой профессии в соответствии с приоритетными сферами развития общества. Личностные и профессионально важные качества специалиста, являющиеся основой его профессиональной компетентности, ребята отразили с помощью облака слов. Три шага к успеху, которые необходимо сделать при выборе профессии, подростки расшифровали в задании «Навигатор». С помощью QR-кодов учащиеся определили самые востребованные профессии Гродненского региона и учебные заведения, обеспечивающие их получение.
Благодаря проекту учащиеся расширили представления о месте труда в жизни гражданин, актуализировали знания о различных профессиях; проявили креативность при выполнении заданий.