Единый урок по теме «Союзное государство: 25 лет вместе» пройдёт в учреждениях образования с 5 по 10 декабря. Он будет посвящён 25-летию подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства». Урок разработан на основе матрицы, предложенной ГУО «Академия образования».
Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область
Цель:
– содействие осознанию учащимися ценности дружбы между народами Беларуси и России;
– формирование у учащихся представлений об истории Союзного государства, созданной на основе культурно-исторической связи Беларуси и России;
– воспитание уважения к традициям и ценностям народов Беларуси и России.
Оборудование: карты Беларуси и России, рисунки, плакаты, газеты с материалами на тему «Союзное государство: 25 лет вместе», карточки с заданиями, ноутбук, флажки двух государств, раздаточный материал.
Эпиграфы к уроку (на доске): «На пространстве от Бреста до Владивостока существует одно Отечество, но два государства», – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
«Союзное государство России и Белоруссии представляет из себя разновидность интеграции при полном сохранении суверенитета», – Президент Российской Федерации В.В.Путин
Ход урока
1 Организационная часть
Определение темы, введение в тему
Учитель. Добрый день, ребята! Наш урок я хотела бы начать со стихотворения. А вы послушайте внимательно и скажите, чему будет посвящён наш урок?
Союз народов будет вечным.
Как братья мы. Мы как родня.
В пути, прямом и бесконечном,
Мы вместе, как одна семья! (Ответы учащихся)
Учитель. Правильно, ребята, четверть века назад два государства – Российская Федерация и Республика Беларусь – выбрали путь единения. 8 декабря 2024 года отмечается 25-летие со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Прошедшая четверть века показала главное – Союзному государству быть.
Братские узы на протяжении многих лет связывали белорусский и российский народы, о чём свидетельствуют общность языка, традиций, духовных ценностей. И Россия, и Беларусь были в числе учредителей Советского Союза в 1922 году. Еще больше объединили и сплотили наши народы совместная борьба с фашизмом во время Великой Отечественной войны и напряженная совместная работа по восстановлению народного хозяйства республик в послевоенное время.
2 Информационно-образовательный блок
Учитель. На протяжении веков белорусский и российский народы неоднократно доказывали свое стремление быть вместе. Белорусско-российское братство прошло испытание временем. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. Руководители наших государств подписали Договор об образовании сообщества Беларуси и России, благодаря которому было положено начало возрождению традиционно крепких и глубоко уважительных отношений между нашими народами.
После распада Советского Союза Беларусь и Россия начали искать новые способы взаимовыгодного сотрудничества и взяли курс на сближение. В течение 1995–1998 годов был подписан ряд документов, которые заложили основы для будущего союза. Первым из них стал Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанный 21 февраля 1995 года.
2 апреля 1996 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Позднее 2 апреля стал ежегодно отмечаться как День единения народов Беларуси и России.
Ровно через год, 2 апреля 1997 года, Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить сотрудничество между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.
5 декабря 1998 года главы государств подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению стран в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза.
8 декабря 1999 года были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
Эти документы вывели на новый уровень единение двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.
Ребята, давайте мы с вами посмотрим видео о становлении Союзного государства Беларуси и России.
https://rutube.ru/video/012084f62bc51843ad23a4061a061f5e/?playlist=183783
1-й ученик.
Ты белорус иль россиянин –
В России, в Минске, в стороне –
В беде не бросим мы друг друга.
Народ пусть дружит наш везде!
Учитель. Часто о Беларуси говорят «сестра России» и наоборот. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)
Учитель. Почти во всех ваших ответах прозвучало «мы похожи». А что у нас общего или похожего с Россией? (Ответы: язык, культура, традиции, обычаи, историческое прошлое)
2-й ученик.
Мы были и будем в Союзе,
И нету надёжнее уз.
Россия – сестра Беларуси,
России сестра – Беларусь.
3 Демонстрация видеоролика
Учащимся предлагается посмотреть видеоролик песни «Беларусь – Россия» в исполнении Евгения Коновалова
https://yandex.ru/video/preview/2134697603112539851
Учитель. Ребята, вы посмотрели это видео, а также вы часто смотрите телевизор, бываете в соцсетях, у вас есть у многих родственники в России, поэтому давайте сейчас немного поделимся друг с другом знаниями и впечатлениями. И сделаем мы это таким образом: первый ряд напишет мини-сочинение «Что я знаю о России?», а второй ряд – «Что я знаю о Беларуси?». У вас есть только 5 минут. (По истечении времени учащиеся зачитывают свои сочинения, и идёт обсуждение 2–3 минуты).
4 Интерактивный блок
Учитель. Ребята, а теперь давайте проверим: насколько хорошо вы знаете свою страну и её сестру Россию.
Задание 1. Перед вами лежит лист с флагами разных стран. Найдите и обведите флаги Беларуси и России (работа в парах).
Учитель. Вы молодцы, все справились, но это была только разминка.
Задание 2. Следующее задание будет посложнее, и работать мы будем группами (первый ряд – 1-я группа, второй ряд – 2-я группа). Я предлагаю вам собрать герб России и Беларуси из пазлов, которые лежат у вас на столе. Первая группа составляет герб Беларуси, вторая – герб России.
Задание 3. Как известно, для каждого народа важен его язык, на котором он изъясняется. Какие официальные языки в России и Беларуси? (Ответы учащихся)
Русский и белорусский языки похожи между собой, но есть слова, которые и звучат не совсем похоже. Перед вами лежат карточки со словами на русском и белорусском языках. Вы должны к русскому варианту подобрать белорусский эквивалент.
1 Аист |
а) летуценні |
Учитель. Молодцы, вы хорошо знаете свой родной язык.
Задание 4. У каждого народа есть свои символы – святыни народа. Русский и белорусский народы воспроизводят эти символы в вышивке на рубашках, полотенцах, в расписывании посуды и т.д.
Я предлагаю вам соотнести символы с государствами: Россия, Беларусь. У каждой страны должно быть пять символов. (Учащиеся работают в группах, в каждой группе лежат карточки с изображением символов, а школьники выбирают те, которые подходят к их стране. Первая группа – Россия, вторая – Беларусь).
Символы: аист, василёк, самовар, лён, матрёшка, зубр, картофель, берёза, медведь, балалайка.
Учитель. Ребята, аргументируйте свой выбор. (Ответы учащихся)
Учитель. Дорогие мои шестиклассники, я вами очень горжусь, вы такие молодцы, так много знаете о Беларуси и России. Беларусь и Россия соединены множеством невидимых нитей. У наших братских народов одни духовные ценности, одни жизненные ориентиры. В нашей дружбе великая сила.
3-й ученик.
По дороге от Москвы до Минска
Березняк сиренево дымится.
Только это, к счастью, не пожар,
А весенних почек урожай.
Вдоль дороги от Москвы до Минска
Тишина рассветная повисла,
Лишь поют вдали колокола,
Где сияют храмов купола.
На дороге от Москвы до Минска
Вдруг увидишь: как же это близко,
Как навечно Русь да Беларусь.
Отчего ж тогда на сердце грусть?..
Ах, дорога от Москвы до Минска,
Ниточка надежды на единство.
Ты одна сегодня без границ.
Сохранись, родная, сохранись.
5 Подведение итогов мероприятия
Учитель. В завершении единого урока я предлагаю вам прослушать песню Алёны Ланской и Александра Еловских «Вместе». https://www.youtube.com/watch?v=-sUgf6dSQGs
Учитель. А сейчас поделитесь впечатлениями об уроке и продолжите одну из фраз:
– Я узнал(а)…
– Я понял(а)…
– Я отметил(а) для себя…
– Я хочу…
– Я рад(а)…
– Мне было интересно выполнять…, так как…