Сценарий единого урока «Союзное государство: 25 лет вместе» для учащихся 6-го класса

- 11:18Единый урок

Единый урок по теме «Союзное государство: 25 лет вместе» пройдёт в учреждениях образования с 5 по 10 декабря. Он будет посвящён 25-летию подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства». Урок разработан на основе матрицы, предложенной ГУО «Академия образования».

Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область

 

 

 

 

Цель:

– содействие осознанию учащимися ценности дружбы между народами Беларуси и России;

– формирование у учащихся представлений об истории Союзного государства, созданной на основе культурно-исторической связи Беларуси и России;

– воспитание уважения к традициям и ценностям народов Беларуси и России.

Оборудование: карты Беларуси и России, рисунки, плакаты, газеты с материалами на тему «Союзное государство: 25 лет вместе», карточки с заданиями, ноутбук, флажки двух государств, раздаточный материал.

Эпиграфы к уроку (на доске): «На пространстве от Бреста до Владивостока существует одно Отечество, но два государства», – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

«Союзное государство России и Белоруссии представляет из себя разновидность интеграции при полном сохранении суверенитета», – Президент Российской Федерации В.В.Путин

 

Ход урока

1 Организационная часть

Определение темы, введение в тему

Учитель. Добрый день, ребята! Наш урок я хотела бы начать со стихотворения. А вы послушайте внимательно и скажите, чему будет посвящён наш урок?

Союз народов будет вечным.
Как братья мы. Мы как родня.
В пути, прямом и бесконечном,
Мы вместе, как одна семья! (Ответы учащихся)

Учитель. Правильно, ребята, четверть века назад два государства – Российская Федерация и Республика Беларусь – выбрали путь единения. 8 декабря 2024 года отмечается 25-летие со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Прошедшая четверть века показала главное – Союзному государству быть.

Братские узы на протяжении многих лет связывали белорусский и российский народы, о чём свидетельствуют общность языка, традиций, духовных ценностей. И Россия, и Беларусь были в числе учредителей Советского Союза в 1922 году. Еще больше объединили и сплотили наши народы совместная борьба с фашизмом во время Великой Отечественной войны и напряженная совместная работа по восстановлению народного хозяйства республик в послевоенное время.

 

2 Информационно-образовательный блок

Учитель. На протяжении веков белорусский и российский народы неоднократно доказывали свое стремление быть вместе. Белорусско-российское братство прошло испытание временем. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. Руководители наших государств подписали Договор об образовании сообщества Беларуси и России, благодаря которому было положено начало возрождению традиционно крепких и глубоко уважительных отношений между нашими народами.

После распада Советского Союза Беларусь и Россия начали искать новые способы взаимовыгодного сотрудничества и взяли курс на сближение. В течение 1995–1998 годов был подписан ряд документов, которые заложили основы для будущего союза. Первым из них стал Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанный 21 февраля 1995 года.

2 апреля 1996 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Позднее 2 апреля стал ежегодно отмечаться как День единения народов Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года, Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить сотрудничество между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.

5 декабря 1998 года главы государств подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению стран в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза.

8 декабря 1999 года были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Эти документы вывели на новый уровень единение двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

Ребята, давайте мы с вами посмотрим видео о становлении Союзного государства Беларуси и России.

https://rutube.ru/video/012084f62bc51843ad23a4061a061f5e/?playlist=183783

1-й ученик.

Ты белорус иль россиянин –
В России, в Минске, в стороне –
В беде не бросим мы друг друга.
Народ пусть дружит наш везде!

Учитель. Часто о Беларуси говорят «сестра России» и наоборот. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)

Учитель. Почти во всех ваших ответах прозвучало «мы похожи». А что у нас общего или похожего с Россией? (Ответы: язык, культура, традиции, обычаи, историческое прошлое)

2-й ученик.

Мы были и будем в Союзе,   
И нету надёжнее уз.
Россия – сестра Беларуси,
России сестра – Беларусь.

3 Демонстрация видеоролика

Учащимся предлагается посмотреть видеоролик песни «Беларусь – Россия» в исполнении Евгения Коновалова  

https://yandex.ru/video/preview/2134697603112539851

Учитель. Ребята, вы посмотрели это видео, а также вы часто смотрите телевизор, бываете в соцсетях, у вас есть у многих родственники в России, поэтому давайте сейчас немного поделимся друг с другом знаниями и впечатлениями. И сделаем мы это таким образом: первый ряд напишет мини-сочинение «Что я знаю о России?», а второй ряд – «Что я знаю о Беларуси?». У вас есть только 5 минут. (По истечении времени учащиеся зачитывают свои сочинения, и идёт обсуждение 2–3 минуты).

 

4 Интерактивный блок

Учитель. Ребята, а теперь давайте проверим: насколько хорошо вы знаете свою страну и её сестру Россию.

Задание 1. Перед вами лежит лист с флагами разных стран. Найдите и обведите флаги Беларуси и России (работа в парах).

Учитель. Вы молодцы, все справились, но это была только разминка.

Задание 2. Следующее задание будет посложнее, и работать мы будем группами (первый ряд – 1-я группа, второй ряд – 2-я группа). Я предлагаю вам собрать герб России и Беларуси из пазлов, которые лежат у вас на столе. Первая группа составляет герб Беларуси, вторая – герб России.

Задание 3. Как известно, для каждого народа важен его язык, на котором он изъясняется. Какие официальные языки в России и Беларуси? (Ответы учащихся)

Русский и белорусский языки похожи между собой, но есть слова, которые и звучат не совсем похоже. Перед вами лежат карточки со словами на русском и белорусском языках. Вы должны к русскому варианту подобрать белорусский эквивалент.

1 Аист
2 Бархат   
3 Конфета 
4 Полотенце  
5 Лук  
6 Белка  
7 Радуга
8 Хоровод   
9 Мечты  
10 Ступеньки

а) летуценні    
б) вясёлка
в) прыступкі
г) бусел
д) карагод
е) аксаміт
ё) вавёрка
ж) цыбуля
з) ручнік
і) цукерка

Учитель. Молодцы, вы хорошо знаете свой родной язык.

Задание 4. У каждого народа есть свои символы – святыни народа. Русский и белорусский народы воспроизводят эти символы в вышивке на рубашках, полотенцах, в расписывании посуды и т.д.

Я предлагаю вам соотнести символы с государствами: Россия, Беларусь. У каждой страны должно быть пять символов. (Учащиеся работают в группах, в каждой группе лежат карточки с изображением символов, а школьники выбирают те, которые подходят к их стране. Первая группа – Россия, вторая – Беларусь).

Символы: аист, василёк, самовар, лён, матрёшка, зубр, картофель, берёза, медведь, балалайка.

Учитель. Ребята, аргументируйте свой выбор. (Ответы учащихся)

Учитель. Дорогие мои шестиклассники, я вами очень горжусь, вы такие молодцы, так много знаете о Беларуси и России. Беларусь и Россия соединены множеством невидимых нитей. У наших братских народов одни духовные ценности, одни жизненные ориентиры. В нашей дружбе великая сила.

3-й ученик.

По дороге от Москвы до Минска
Березняк сиренево дымится.
Только это, к счастью, не пожар,
А весенних почек урожай.
Вдоль дороги от Москвы до Минска
Тишина рассветная повисла,
Лишь поют вдали колокола,
Где сияют храмов купола.
На дороге от Москвы до Минска
Вдруг увидишь: как же это близко,
Как навечно Русь да Беларусь.
Отчего ж тогда на сердце грусть?..
Ах, дорога от Москвы до Минска,
Ниточка надежды на единство.
Ты одна сегодня без границ.
Сохранись, родная, сохранись.

5 Подведение итогов мероприятия

Учитель. В завершении единого урока я предлагаю вам прослушать песню Алёны Ланской и Александра Еловских «Вместе». https://www.youtube.com/watch?v=-sUgf6dSQGs

Учитель. А сейчас поделитесь впечатлениями об уроке и продолжите одну из фраз:

– Я узнал(а)…
– Я понял(а)…
– Я отметил(а) для себя…
– Я хочу…
– Я рад(а)…
– Мне было интересно выполнять…, так как…

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий