Автоматизация звуков [с], [с’] в связной речи. План-конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения

- 17:37КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Доведение произношения звуков с], [с’] в связной речи до автоматизма.

 

Светлана ДОРОШ, 
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 10 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

Коррекционная тема: «Автоматизация звуков [с], [с’] в связной речи».

Лексическая тема: «Полёт на Марс».

Грамматическая тема: «Формирование навыков словоизменения и словообразования; совершенствование слоговой структуры слова».

 

Задачи:

– доведение произношения звуков с], [с’] в связной речи до автоматизма;
– коррекция моторной сферы;
– развитие фонетико-фонематических процессов:
    – развитие функций звукового и слогового анализа и синтеза;
    – развитие слухового внимания и памяти;
– закрепление правильного голосоведения и дыхания;
– формирование интонационной выразительности речи;
– развитие лексико-грамматических процессов:
    – обогащение и уточнение активного словарного запаса по темам: «Космос»;
    – совершенствование процесса словоизменения: согласование имён существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже; образование множественного числа имён существительных;
     – совершенствование в процессе словообразования: образование имён прилагательных от имён существительных;
– закрепление синтагматических связей существительное и прилагательное;
– развитие связной речи;
– развитие познавательной сферы, активизация текущего и итогового самоконтроля;
– воспитание любви к родной земле.

Оборудование: мультимедийная презентация, цветные символы, индивидуальные зеркала.

Словарь: космонавт, ракета, космический корабль, скафандр, космодром, иллюминатор, Марс.

 

Ход занятия

I Организационный момент

Приветствие в кругу

Учитель-дефектолог.

Становись скорее в круг –
Я твой друг и ты мой друг.
Доброе утро, улыбнись скорее,
И тогда весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик, щечки,
Будем мы красивы, как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки мы сейчас потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова – будьте все здоровы.

Мы сегодня на занятии всё будем делать с улыбкой, и у нас все получится.

Для того чтобы вы настроились на занятие, повторим девиз правильной речи:

Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Дети, отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Ответы детей)

Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки – вам приятно (расслабление).

Подул холодный ветер – вам холодно (напряжение).

Опять засверкало солнышко (расслабление).

– Какой первый звук в слове солнышко?
– Какой первый звук в слове сияет?
– Какой из них мягкий согласный?
– Произнеси твёрдый звук.

Оба эти звука – согласные.

Сегодня мы совершим путешествие в Солнечное царство, космическое государство и повторим звуки [с], [с’]

 

II Подготовительная часть

Подготовка к полёту

Чтобы отправиться в космическое путешествие, нужно подготовиться.

Мимическая гимнастика

Поднять высоко брови «удивление».
Нахмуриться.
Закрыть левый (правый) глаз.
Надуть левую (правую) щёку.

Артикуляционная гимнастика

– Произнести про себя звуки [и], [у];
– удержать губы в положении «улыбка» под счёт 1–8;
– удержать губы в положении «трубочка» под счёт 1–8;
– поднять язык к верхним зубам, удержать под счёт 1–8;
– опустить язык к нижним зубам, удержать под счёт 1–8;
– поочерёдно поднимать и опускать язык;
– удержать язык в положении «лопаточка»
– удержать язык в положении «иголочка»
– поочерёдно выполнять «иголочку» и «лопаточку»

Голосовые и дыхательные упражнения

– Произнести звуки [с], [с’], контролируя рукой диафрагмальное дыхание;
– произнести звуки [с], [с’] с усилением голоса.

Молодцы, вы хорошо подготовились к полёту!

 

III Автоматизация звуков [с], [с’] в слогах

Учитель-дефектолог. Расскажите, какое положение занимали язык и губы, когда вы произносили звуки [с], [с’]. (Губы улыбаются, язык – упирается в нижние губы.) Мы говорили, что звуки [с], [с’] согласные. А ещё они какие? (Глухие). Дети, приложив руку к гортани, произносят звуки [с], [с’], выкладывают цветные символы звуков, дают характеристику звуков. (Согласный, мягкий, глухой).

Слушайте внимательно, я назову планеты, а вы должны выбрать, на какую полетим – в названии которой услышите звуки [с] или [с’].

Венера, Юпитер, Плутон, Нептун, Меркурий, Марс, Уран.

Полетим на Марс.

А кем мы будем в полёте? (Космонавтами).

Давайте отправим сообщение на Марс, что скоро прилетим. Наденем наушники:

Повторяйте слоги:

АС-ОС-УС
ЫС-ОС-АС
СА-СО-СУ-СЫ
СО-СЫ-СА-СУ
СКА-СКО-СКУ
СЯ-СЁ-СЮ-СИ

 

IV Автоматизация звуков [с], [с’] в словах

На космодроме

– А на чём мы полетим на Марс? (На ракете).

– А откуда отправляются ракеты в космос? С космодрома. А вот и космодром.

– А можно ли полететь в космос в наших костюмах (имитация надевания).

– В чём ты? (В скафандре). Что такое скафандр? (Космический костюм).

– Внимание! Приготовимся к полёту. Обратный отсчёт. Пуск!

Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжёлые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Мы находимся в состоянии невесомости, т.е. ничего не весим, лёгкие, как пушинки или воздушные шарики.

 

V Автоматизация звуков [с], [с’] в словосочетаниях

Съёмка Земли

Но мы летим в космос не просто так. У нас есть задание. Посмотрим в иллюминатор. Отсюда видна наша Земля. Возьмём фотоаппарат и будем фотографировать.

– Лес, сосна. Что будем снимать? (Сосновый лес, сосновые леса);

– Абрикосы, сад. Что будем снимать? (Абрикосовый сад, абрикосовые сады);

– Апельсины, сад. Что будем снимать? (Апельсиновый сад, апельсиновые сады);

– Кокосы, роща. Что будем снимать? (Кокосовая роща, кокосовые рощи);

 

VI Автоматизация звуков [с], [с’] в предложениях

Связь с Землёй

– Наденьте наушники. Выходим на связь с Землёй, передадим правильно сообщения на Землю, где мы пролетаем.

Пролетаю, я, Северный полюс, над. (Я пролетаю над Северным полюсом).

Пролетаю, пустыня, над, я. (Я пролетаю над пустыней).

 

VII Физкультминутка

Подготовка к посадке на Марс

Корабль садится на Марс.

Звучит космическая музыка.

Выходим из космического корабля и танцуем, радуемся, что долетели хорошо.

 

VIII Автоматизация звуков [с], [с’] в связной речи

Встреча с Марсианкой

Учитель-дефектолог. Раз мы прилетели на Марс, то кого мы здесь можем встретить? Кто здесь живёт? Марсиане. Мужчин называют – марсианин, женщину – марсианка.

Входит марсианка.

Марсианка. При-вет! Я мар-си-ан-ка. Ме-ня зо-вут Су-са-се-я.

А кто ты та-кой? (Обращается к каждому ребенку).

Ин-те-рес-но, а как вы на Зем-ле жи-вё-те? Что вы там де-ла-е-те? А что ку-ша-е-те? Что е-щё у вас ин-те-рес-но-го?

Учитель-дефектолог. Ребята, а давайте, расскажем Сусасее, что у нас есть интересного на Земле.

Работа с текстом

Наша планета
Наша планета называется Земля. На ней есть пустыни, леса, луга, моря, реки. В лесах живут лисы, зайцы, лоси. На Земле есть много птиц: совы, сороки, синицы.

…Дети учатся в школе писать, считать, читать, рисовать. Мы любим кататься на санках, самокатах, прыгать через скакалку, смотреть телевизор.
На Земле едят сметану, сыр, рис, сало, мясо, сосиски, колбасы.
На Земле очень красиво и интересно.

Марсианка. Мо-ло-дцы! Зем-ля-не, мне пон-ра-ви-лась ва-ша пла-не-та. У вас на Зем-ле так ин-те-рес-но. По-ка, при-ле-тай-те ещё!

Учитель-дефектолог. Да, нам пора возвращаться на Землю. К полёту готовы?

Обратный отсчёт. Полетели на Землю.

 

IX Итог занятия. Рефлексия

Понравилось ли вам занятие?
Какие задания показались интересными?
Какое задание было самым трудным?

Молодцы, ребята, вы меня порадовали своими ответами. Мне было приятно путешествовать с вами.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий