Тест для подготовки к централизованному экзамену по биологии.
Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету «Биология» учащиеся нуждаются в изучении и повторении раздела «Человек в окружающей среде. Компоненты пищи и их функции. Роль пищевых добавок в промышленной индустрии».
Особое внимание следует уделить понятиям о пищевых добавках и источниках основных компонентов пищи. Необходимо знать классификацию пищевых добавок, их маркировку, а также энергетическую ценность пищи и принципы рационального питания.
1-й уровень, задание 1
Дайте определение представленным терминам:
Пищевые добавки – это… (вещества, добавляемые в продукты питания для придания им желаемых свойств.)
Рациональное питание – это… (сбалансированное и разнообразное питание, обеспечивающее постоянство внутренней среды организма (гомеостазис) и жизненные потребности организма.)
2-й уровень, задание 2
Дополните текст недостающими словами:
Минимальное количество энергии, необходимое для осуществления функционирования органов и их систем в состоянии температурного комфорта (1), полного (2) и (3) покоя натощак, называется величиной (4) обмена. В среднем она составляет (5) на 1 кг массы тела в час. У мужчин с массой тела 70 кг основной обмен составляет около (6) в сутки, а у женщин с массой тела 55 кг — около (7) в сутки. Стрессовые состояния и гиперфункция (8) железы иногда повышают (4) обмен до значительных величин. Разные виды деятельности требуют от человека различных энергетических затрат.
Психологического |
Щитовидной |
7113 кДЖ |
Общего |
20℃ |
Основного |
Умственного |
5858 кДЖ |
4,2 кДЖ |
Физического |
36℃ |
Сальные |
(1) 20℃, (2) Физического, (3) Психологического, (4) Основного (5) 4,2кДЖ, (6) 7113кДЖ, (7) 5858кДЖ, (8) Щитовидной.
3-й уровень, задание 3
Определите, является ли утверждение верным.
1. Благодаря пищевым добавкам становятся невозможными хранение и транспортировка продуктов питания на большие расстояния. (Нет)
2. Пищевые добавки придают продуктам питания отличный внешний вид и вкусовые качества без повышения стоимости. (Да)
3. С использованием пищевых добавок появляется возможность создания новых видов продуктов питания, отвечающих современным требованиям. (Да)
4. В Беларуси разрешены к применению только добавки, которые прошли строгую проверку на безвредность для здоровья человека. (Да)
5. Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «B». (Нет)
4-й уровень, задание 4
Сопоставьте функциональные классы, их функции и фото. Ответ запишите в виде шифра (Аа1Бб2Вв3).
А) ![]() |
Б) ![]() |
В) ![]() |
Г) ![]() |
а) Консерванты (от Е200 до Е297)
б) Усилители вкуса и аромата (от Е620 до Е641)
в) Стабилизаторы (от Е400 до Е496)
г) Красители (от Е100 до Е180)
1) Предназначены для усиления или придания пищевому продукту природного вкуса и аромата.
2) Улучшают консистенцию продукта или способствуют его длительному хранению.
3) Усиливают или восстанавливают окраску пищевой продукции.
4) Продлевают срок годности пищевой продукции путем защиты от микроорганизмов.
Ответ: (Аг3Ба4Вб1Гв2).
5-й уровень, задание 5
Дайте ответ на вопрос.
История пищевых добавок насчитывает не одно тысячелетие. Приведите примеры древнейших пищевых добавок.
(Поваренную соль и коптильный дым люди применяли еще во времена неолита, уксусом пользовались древние египтяне, а в Древнем Риме вина стабилизировали сернистой кислотой. Древние римляне для консервирования мяса применяли мед.)