Урок объединен темой «Прием гостей. Новый год». Использованные на данном уроке приемы визуализации можно также адаптировать под любую другую праздничную тематику.
Татьяна ЕРЕМИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Субочская средняя школа»
Волковысского района,
Гродненская область
Тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение прямое и косвенное».
Цель: систематизация знаний учащихся о второстепенных членах предложения, формирование умения определять дополнение и его виды в предложении, развитие навыков работы с текстом, воспитание культуры речи, письма, воспитание культуры поведения и общения.
Оборудование: учебное пособие для учащихся 8-го класса, мультимедийная презентация, кластер «Члены предложения», облако слов в виде новогодней ёлки, карточки-вопросы для рефлексии, новогодние открытки со стихотворением Н.А.Некрасова «Новый год», карточки-ёлочки с новогодними рецептами (для физкультминутки).
Эпиграф к уроку: “Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры”, – В.А.Сухомлинский.
Ход урока
I Организационный этап урока
– Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку, который записан на доске. Эти слова принадлежат педагогу, детскому писателю Василию Александровичу Сухомлинскому.
– Что такое речевая и духовная культура? Какая здесь между ними связь? Облако слов поможет дать вам правильный ответ.
(Речевая культура – правильность речи, чистота, выразительность.
Духовная культура – часть человеческой культуры, нравственные ценности человека, его внутренний мир.
Речевая и духовная культура тесно связаны. Когда человек высказывается, отображается его культура знаний, внутренний мир).
– Всё просто: в речи проявляется личность со всеми достоинствами и недостатками. Мы каждый день с кем-то общаемся, а речь является сильным инструментом воздействия на сознание человека.
– Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с установленными правилами языка. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова, поэтому весь курс русского языка направлен на то, чтобы сформировать у вас умение правильно выражать свои мысли, грамотно писать.
II Актуализация опорных знаний учащихся
1 Орфографическая разминка
– Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату, выполняем орфографическую разминку (под диктовку в тетрадях в столбик пишут глаголы, а один учащийся – на доске).
Обрадоваться
предложить
купить
заварить
угостить
обратиться
– В каких ситуациях общения можно использовать эти глаголы? (Например, в гостях.)
– Подберите к данным глаголам существительные и составьте словосочетания со связью управление. В скобках укажите падеж существительных.
Примерный ответ:
Обрадоваться гостям, друзьям (Д.п.)
предложить чай, угощение (В.п.)
купить подарок, цветы (В.п.)
заварить кофе, чай (В.п.)
угостить тортом (Т.п.)
обратиться к хозяйке (Д.п.)
2 Кластер (работа в парах)
– Предлагаю в парах восстановить кластер (один учащийся с пояснением на доске).
Ответ:
– Вернёмся к эпиграфу урока. Охарактеризуйте все слова как члены предложения:
– Для чего служат второстепенные члены? (Второстепенные члены поясняют главные члены предложения и указывают на характеристики и отношения между ними.)
– Докажите их значимость в данном предложении. (Второстепенные члены предложения делают предложение более содержательным и информативным. Второстепенные члены поясняют, уточняют и обогащают нашу речь, одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной.)
– Посмотрите внимательно, какие именно второстепенные члены встречаются в данном высказывании? (Дополнение и определение.)
III Изучение нового материала
1 Постановка задач урока
– Откройте учебники на странице 90 и запишите тему урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение прямое и косвенное». (Слайд 1)
– С помощью опорных слов поставьте задачи на сегодняшний урок.
– повторить… (известные нам сведения о второстепенных членах предложения.)
– узнать… (определение дополнения прямого и косвенного; способы выражения дополнения.)
– учиться… (определять основные способы выражения дополнения; находить и различать дополнения прямые и косвенные.)
– Мы сегодня узнаем, что поясняет дополнение, какими частями речи выражается, на какие виды делится, научимся находить в предложении прямые и косвенные дополнения.
– В начале урока мы с вами пришли к выводу: если человек культурный в общении, с ним приятно разговаривать, встречаться. Приближается один из самых наших любимых праздников. Напомните какой? (Новый год.) Сегодня на уроке русского языка мы также вспомним и, возможно, узнаем что-то новое из правил этикета, правил приёма гостей, чтобы новогодний праздник удался для вас и ваших приглашённых.
2 Беседа по вопросам
– Мы вспомнили главные и второстепенные члены предложения, но более подробно остановимся на дополнении.
– На какие вопросы отвечает дополнение? (На вопросы косвенных падежей.)
– Какие падежи являются косвенными? (Все, кроме И.п.)
– К какому члену предложения относится дополнение (К сказуемому, а также может относиться к другим членам предложения.)
– Как графически подчеркивается дополнение?
3 Работа с таблицей (Слайд 2)
– Рассмотрите таблицу.
– Расскажите о способах выражения дополнения
4 Повторение пройденного материала
Продолжить объяснение нового материала о прямом и косвенном дополнении необходимо только после повторения правила «Переходные и непереходные глаголы».
– Дополнения бывают прямыми и косвенными. Но сначала давайте вспомним, какие глаголы называются переходными, а какие непереходными?
Задание: анализ предложений (работа на доске)
– Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.
– К празднику мама сшила красивое платье.
– Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
– Назовите дополнения.
– Определите, к какому слову относятся дополнения в предложениях.
– Назовите сказуемое и слова, которые его поясняют.
– Давайте выясним, переходный глагол или непереходный. Сначала вспомним, какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? (Переходные глаголы – глаголы, употребляемые с существительным в В.п, Р.п. без предлога в значении прямого действия, остальные непереходные глаголы.)
– Итак, мы можем сделать вывод: прямые дополнения относятся и поясняют переходные глаголы, а косвенные – непереходные.
5 Работа с учебником (чтение правила, с. 92)
– Вернёмся к орфографической разминке и определим вид дополнения в словосочетаниях (Слайд 3).
Физкультминутка
– Какой праздник без угощения! Наша белорусская национальная кухня разнообразна! Без какого блюда мы не можем представить нашу национальную кухню? (Без блюда из картофеля).
Я предлагаю вам немного отдохнуть: встаньте, пройдитесь и соберите все «ёлочки», размещённые в разных уголках класса. На обратной стороне ёлочек находятся рецепты блюд из картофеля. Возможно, они вас заинтересуют, и вы дома с родителями захотите что-то из этого приготовить. На переменке обсудите с одноклассниками, можете обменяться рецептами.
IV Закрепление изученного материала
1 Работа с учебником (упр. 162)
– Прочитайте текст упражнения 162, подумайте, о какой культуре здесь говорится: культуре общения, культуре речи или культуре поведения? (О культуре поведения хозяина при приёме гостей.)
Учащийся читает упражнение:
Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было хорошо в его дома? Следует знать простые правила. Надо быть приветливым. Встречайте гостя с улыбкой. Помогите ему раздеться, пригласите в комнату. Надо быть тактичным. Не замечайте его случайных промахов, не начинайте разговор на неприятную для него тему. Надо быть вежливым. Не показывайте ему плохого настроения или недовольства чем-нибудь. (по Б.Бушелевой).
– Найдите в тексте предложения с побудительным значением.
– Как вы понимаете высказывание «Между советом и приказом – только интонация» (А.Брейтер)? (Стоит изменить интонацию – тон и рекомендация или совет превратится в отдачу приказа.)
– Представьте, что вы не принимаете гостей, а сами идёте в гости. Дайте три совета о том, как должен вести себя гость. (Ответы учащихся).
Задание по вариантам:
1-й ряд – выпишите из текста три прямых дополнения со словами, от которых они зависят;
2-й ряд – выпишите из текста три косвенных дополнения со словами, от которых они зависят.
Самопроверка (Слайд 4).
2 Работа с учебником (упр. 167)
– Праздничное меню готово, советами, как принимать гостей, мы вооружились. Ну, а какой праздник без поздравлений? Прочитайте текст упражнения 167:
Особый труд души
В магазинах человек может купить поздравительные открытки с текстами на разные случаи жизни. Он только выбирает то, что ему кажется наиболее подходящим, ставит свою подпись и отправляет по нужному адресу. Он просто соблюдает формальность.
Поздравление, написанное лично, – это совсем другое дело. Никто, конечно, не просит вас это делать. И всё же попробуйте. Попытайтесь найти свои слова, постарайтесь в поздравлении показать индивидуальность именинника. Таким образом вы позволите ему оценить ваш труд души, поверить в искренность ваших слов и чувств. Он сможет понять, насколько вы любите и уважаете его, желаете хорошего именно ему. Вы заставите его радоваться и улыбаться, а иногда и плакать. (по И.Милославскому).
– Как вы думаете, почему автор дал такое название тексту? (Человек, подписавший открытку, потратил своё время, вложил в нее душу; такая открытка является сама по себе подарком, а не просто красивым набором слов, но без души.)
– Выпишите те предложения, в которых есть инфинитив. Укажите его синтаксическую роль.
– В связи с приближающимися праздниками я также хочу вручить вам новогодние открытки со стихотворением классика русской литературы Н.А.Некрасова «Новый год». Это стихотворение написано почти два века назад, но оно остаётся актуальным и сегодня. 10 декабря вся русская литературная общественность отмечала день рождения Николая Алексеевича Некрасова. (Слайд 5. Учащимся вручаются открытки).
V Рефлексия
На доске листы с вопросами, на обратной стороне листа – буква. Ответив на вопросы и перевернув лист, учащиеся прочитают словесную благодарность-похвалу.
– Сегодня мы изучали тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение», перевернули ещё одну страницу великой книги «Русский язык». Помните, что хорошее знание языка делает каждого из нас умнее и культурнее, и приближает нас на шаг к великой цели – качественному образованию человека XXI века.
VI Домашнее задание (на выбор, Слайд 6)
1. Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова «Новый год» глаголы, подобрать к ним существительные и составить словосочетания со связью управление (по образцу орфографической разминки).
2. Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова «Новый год» словосочетания с прямыми и косвенными дополнениями.
3. Упр. 168. (Напишите поздравление другу, однокласснику. Подчеркните в нём грамматические основы и дополнения).