Второстепенные члены предложения. Дополнение прямое и косвенное. Урок русского языка в 8-м классе

- 9:25II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Урок объединен темой «Прием гостей. Новый год». Использованные на данном уроке приемы визуализации можно также адаптировать под любую другую праздничную тематику.

Татьяна ЕРЕМИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Субочская средняя школа»
Волковысского района,
Гродненская область

 

Тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение прямое и косвенное».

Цель: систематизация знаний учащихся о второстепенных членах предложения, формирование умения определять дополнение и его виды в предложении, развитие навыков работы с текстом, воспитание культуры речи, письма, воспитание культуры поведения и общения.

Оборудование: учебное пособие для учащихся 8-го класса, мультимедийная презентация, кластер «Члены предложения», облако слов в виде новогодней ёлки, карточки-вопросы для рефлексии, новогодние открытки со стихотворением Н.А.Некрасова «Новый год», карточки-ёлочки с новогодними рецептами (для физкультминутки).

Эпиграф к уроку: “Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры”, – В.А.Сухомлинский.

 

Ход урока

I Организационный этап урока

Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку, который записан на доске. Эти слова принадлежат педагогу, детскому писателю Василию Александровичу Сухомлинскому.

Что такое речевая и духовная культура? Какая здесь между ними связь? Облако слов поможет дать вам правильный ответ.

(Речевая культура – правильность речи, чистота, выразительность.
Духовная культура – часть человеческой культуры, нравственные ценности человека, его внутренний мир.
Речевая и духовная культура тесно связаны. Когда человек высказывается, отображается его культура знаний, внутренний мир).

Всё просто: в речи проявляется личность со всеми достоинствами и недостатками. Мы каждый день с кем-то общаемся, а речь является сильным инструментом воздействия на сознание человека.

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с установленными правилами языка. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова, поэтому весь курс русского языка направлен на то, чтобы сформировать у вас умение правильно выражать свои мысли, грамотно писать.

 

II Актуализация опорных знаний учащихся

1 Орфографическая разминка

Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату, выполняем орфографическую разминку (под диктовку в тетрадях в столбик пишут глаголы, а один учащийся – на доске).

Обрадоваться
предложить
купить
заварить
угостить
обратиться

В каких ситуациях общения можно использовать эти глаголы? (Например, в гостях.)

Подберите к данным глаголам существительные и составьте словосочетания со связью управление. В скобках укажите падеж существительных.

Примерный ответ:

Обрадоваться гостям, друзьям (Д.п.)
предложить чай, угощение (В.п.)
купить подарок, цветы (В.п.)
заварить кофе, чай (В.п.)
угостить тортом (Т.п.)
обратиться к хозяйке (Д.п.)

2 Кластер (работа в парах)

Предлагаю в парах восстановить кластер (один учащийся с пояснением на доске).

Ответ:

 Вернёмся к эпиграфу урока. Охарактеризуйте все слова как члены предложения:

Для чего служат второстепенные члены? (Второстепенные члены поясняют главные члены предложения и указывают на характеристики и отношения между ними.)

Докажите их значимость в данном предложении. (Второстепенные члены предложения делают предложение более содержательным и информативным. Второстепенные члены поясняют, уточняют и обогащают нашу речь, одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной.)

Посмотрите внимательно, какие именно второстепенные члены встречаются в данном высказывании? (Дополнение и определение.)

 

III Изучение нового материала

1 Постановка задач урока

Откройте учебники на странице 90 и запишите тему урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение прямое и косвенное». (Слайд 1)

С помощью опорных слов поставьте задачи на сегодняшний урок.

– повторить… (известные нам сведения о второстепенных членах предложения.)

– узнать…  (определение дополнения прямого и косвенного; способы выражения дополнения.)

– учиться… (определять основные способы выражения дополнения; находить и различать дополнения прямые и косвенные.)

Мы сегодня узнаем, что поясняет дополнение, какими частями речи выражается, на какие виды делится, научимся находить в предложении прямые и косвенные дополнения.

В начале урока мы с вами пришли к выводу: если человек культурный в общении, с ним приятно разговаривать, встречаться. Приближается один из самых наших любимых праздников. Напомните какой? (Новый год.) Сегодня на уроке русского языка мы также вспомним и, возможно, узнаем что-то новое из правил этикета, правил приёма гостей, чтобы новогодний праздник удался для вас и ваших приглашённых.

2 Беседа по вопросам

Мы вспомнили главные и второстепенные члены предложения, но более подробно остановимся на дополнении.

На какие вопросы отвечает дополнение? (На вопросы косвенных падежей.)

Какие падежи являются косвенными? (Все, кроме И.п.)

К какому члену предложения относится дополнение (К сказуемому, а также может относиться к другим членам предложения.)

Как графически подчеркивается дополнение?

3 Работа с таблицей (Слайд 2)

Рассмотрите таблицу.

Расскажите о способах выражения дополнения

4 Повторение пройденного материала

Продолжить объяснение нового материала о прямом и косвенном дополнении необходимо только после повторения правила «Переходные и непереходные глаголы».

Дополнения бывают прямыми и косвенными. Но сначала давайте вспомним, какие глаголы называются переходными, а какие непереходными?

Задание: анализ предложений (работа на доске)

– Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.

– К празднику мама сшила красивое платье.

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Назовите дополнения.

Определите, к какому слову относятся дополнения в предложениях.

Назовите сказуемое и слова, которые его поясняют.

– Давайте выясним, переходный глагол или непереходный. Сначала вспомним, какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? (Переходные глаголы – глаголы, употребляемые с существительным в В.п, Р.п. без предлога в значении прямого действия, остальные непереходные глаголы.)

Итак, мы можем сделать вывод: прямые дополнения относятся и поясняют переходные глаголы, а косвенные – непереходные.

5 Работа с учебником (чтение правила, с. 92)

Вернёмся к орфографической разминке и определим вид дополнения в словосочетаниях (Слайд 3).

Физкультминутка

– Какой праздник без угощения! Наша белорусская национальная кухня разнообразна! Без какого блюда мы не можем представить нашу национальную кухню? (Без блюда из картофеля).

Я предлагаю вам немного отдохнуть: встаньте, пройдитесь и соберите все «ёлочки», размещённые в разных уголках класса. На обратной стороне ёлочек находятся рецепты блюд из картофеля. Возможно, они вас заинтересуют, и вы дома с родителями захотите что-то из этого приготовить. На переменке обсудите с одноклассниками, можете обменяться рецептами.

 

IV Закрепление изученного материала

1 Работа с учебником (упр. 162)

Прочитайте текст упражнения 162, подумайте, о какой культуре здесь говорится: культуре общения, культуре речи или культуре поведения? (О культуре поведения хозяина при приёме гостей.)

Учащийся читает упражнение:

Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было хорошо в его дома? Следует знать простые правила. Надо быть приветливым. Встречайте гостя с улыбкой. Помогите ему раздеться, пригласите в комнату. Надо быть тактичным. Не замечайте его случайных промахов, не начинайте разговор на неприятную для него тему. Надо быть вежливым. Не показывайте ему плохого настроения или недовольства чем-нибудь. (по Б.Бушелевой).

Найдите в тексте предложения с побудительным значением.

Как вы понимаете высказывание «Между советом и приказом – только интонация» (А.Брейтер)? (Стоит изменить интонацию – тон и рекомендация или совет превратится в отдачу приказа.)

Представьте, что вы не принимаете гостей, а сами идёте в гости. Дайте три совета о том, как должен вести себя гость. (Ответы учащихся).

Задание по вариантам:

1-й ряд – выпишите из текста три прямых дополнения со словами, от которых они зависят;

2-й ряд – выпишите из текста три косвенных дополнения со словами, от которых они зависят.

Самопроверка (Слайд 4).

2 Работа с учебником (упр. 167)

Праздничное меню готово, советами, как принимать гостей, мы вооружились. Ну, а какой праздник без поздравлений? Прочитайте текст упражнения 167:

Особый труд души

В магазинах человек может купить поздравительные открытки с текстами на разные случаи жизни. Он только выбирает то, что ему кажется наиболее подходящим, ставит свою подпись и отправляет по нужному адресу. Он просто соблюдает формальность.

Поздравление, написанное лично, – это совсем другое дело. Никто, конечно, не просит вас это делать. И всё же попробуйте. Попытайтесь найти свои слова, постарайтесь в поздравлении показать индивидуальность именинника. Таким образом вы позволите ему оценить ваш труд души, поверить в искренность ваших слов и чувств. Он сможет понять, насколько вы любите и уважаете его, желаете хорошего именно ему. Вы заставите его радоваться и улыбаться, а иногда и плакать. (по И.Милославскому).

Как вы думаете, почему автор дал такое название тексту? (Человек, подписавший открытку, потратил своё время, вложил в нее душу; такая открытка является сама по себе подарком, а не просто красивым набором слов, но без души.)

Выпишите те предложения, в которых есть инфинитив. Укажите его синтаксическую роль.

В связи с приближающимися праздниками я также хочу вручить вам новогодние открытки со стихотворением классика русской литературы Н.А.Некрасова «Новый год». Это стихотворение написано почти два века назад, но оно остаётся актуальным и сегодня. 10 декабря вся русская литературная общественность отмечала день рождения Николая Алексеевича Некрасова. (Слайд 5. Учащимся вручаются открытки).

 

V Рефлексия

На доске листы с вопросами, на обратной стороне листа – буква. Ответив на вопросы и перевернув лист, учащиеся прочитают словесную благодарность-похвалу.

Сегодня мы изучали тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение», перевернули ещё одну страницу великой книги «Русский язык». Помните, что хорошее знание языка делает каждого из нас умнее и культурнее, и приближает нас на шаг к великой цели – качественному образованию человека XXI века. 

 

VI Домашнее задание (на выбор, Слайд 6)

1. Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова «Новый год» глаголы, подобрать к ним существительные и составить словосочетания со связью управление (по образцу орфографической разминки).

2. Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова «Новый год» словосочетания с прямыми и косвенными дополнениями.

3. Упр. 168. (Напишите поздравление другу, однокласснику. Подчеркните в нём грамматические основы и дополнения).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий