Формирование финансовой грамотности у младших школьников посредством решения проектных задач на уроках математики. Мастер-класс

- 9:06I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Мастер-класс

Решение проектных задач на уроках математики помогает сформировать у младших школьников первичные умения «грамотного покупателя». Кроме того, у учащихся развиваются экономически значимые качества личности: дисциплина, ответственность, работоспособность, бережливость, деловитость.

Раиса МАЦЕВИЧ, Светлана ВОРОНЮК,
учителя начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры об этом дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Уже в начальных классах учащиеся достаточно активно самостоятельно покупают товары, многие пользуются пластиковыми картами. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений. В связи с этим возникает необходимость формирования финансовой грамотности у младших школьников. Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике.

Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества. Финансовая грамотность для младшего школьника – это умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах. У учащихся начальной школы формируются компетенции, связанные с финансовым поведением – обращение с карманными деньгами, планирование семейного бюджета.

Решение проектных задач на уроках математики помогает сформировать у младших школьников первичные умения «грамотного покупателя». Кроме того, у учащихся развиваются экономически значимые качества личности: дисциплина, ответственность, работоспособность, бережливость, деловитость.

 

Тема: «Формирование финансовой грамотности у младших школьников посредством решения проектных задач на уроках математики».

Цель: создание условий для расширения знаний о возможностях использования проектных задач на уроках математики в начальных классах для формирования финансовой грамотности.

Задачи:

– актуализировать знания участников о сущности финансовой грамотности;

– предложить варианты использования проектных задач, способствующих формированию финансовой грамотности, на уроках математики;

– подготовить участников к моделированию проектной задачи;

– смоделировать проектную задачу по теме «Планирование отдыха».

Этапы мастер-класса

1 Ориентировочно-мотивационный.

2 Актуализация субъектного опыта участников.

3 Целеполагание.

4 Освоение новых знаний.

5 Применение на практике полученных знаний.

6 Рефлексивный.

Прогнозируемый результат: предполагается, что участники мастер-класса

– проявят интерес к возможностям формирования финансовой грамотности у учащихся через решение проектных задач;

– будут знать варианты использования проектных задач на учебном занятии;

– научатся моделировать проектные задачи финансовой направленности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, копилка, монетки, оценочные линеечки «Копилка знаний».

 

Ход мастер-класса

1 Ориентировочно-мотивационный этап

– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Для плодотворной работы нам необходимо познакомиться. На стикерах напишите, как к вам удобнее обращаться.

– Свой мастер-класс мы начнём с просмотра небольшого видеоролика.

Просмотр видеоролика.

– У каждого человека с раннего возраста есть заветные желания, мечты, на реализацию которых нужны деньги. Чтобы эти мечты осуществились, нужно уметь планировать будущие денежные доходы и расходы, правильно распоряжаться имеющимися финансами, накапливать деньги и умело их тратить. Это значит, что у человека должна быть сформирована финансовая грамотность.

 

2 Актуализация субъектного опыта участников

– Сначала определим, на каком уровне у вас сформирована финансовая грамотность. Выполним тест. Тестовые задания лежат у вас на столах. Вам необходимо отметить правильные ответы (Приложение 1).

Проверка выполнения работы (Слайд 1). Правильность выполнения теста участники оценивают с помощью оценочной линейки «копилка знаний». Критерии оценки – Слайд 2.

 

3 Этап целеполагания

– Результаты выполнения теста показали, что финансовая грамотность у вас на высоком уровне, и вы способны учить этому детей. Тема нашего мастер-класса: «Формирование финансовой грамотности у младших школьников посредством решения проектных задач на уроках математики». (Слайд 3)

– У нас есть копилка. Сегодня наполнять мы её будем вашими знаниями и умениями по формированию финансовой грамотности у учащихся. Я предлагаю опустить в копилку монетку тем, кто применяет на учебных занятиях по математике проектные задачи, направленные на формирование финансовой грамотности.

– Монеток в нашей копилке пока мало. Поэтому мы постараемся построить работу так, чтобы к окончанию мастер-класса у вас возник интерес к возможностям формирования финансовой грамотности у учащихся через решение проектных задач. Вы будете знать варианты использования проектных задач на учебном занятии, научитесь моделировать проектные задачи финансовой направленности.

 

Цель помещается на доске.

 

4 Этап освоения новых знаний. Работа над проектной задачей

– Сначала немного теории. Как вы понимаете, что такое проектная задача? Чем отличается проектная задача от обычной текстовой задачи?

У каждой группы есть карточки, на которых указаны особенности текстовой математической задачи и проектной задачи. Соотнесите каждую особенность задачи с тем понятием, которому она соответствуют.

Имеет чёткую структуру: условие и вопрос. Вся информация даётся в условии задачи.

Отсутствие в описательной части задачи всей необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к сопровождающей справочной информации либо к дополнительным источникам.

Наличие модельной ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащихся на основе известных им способов действий конструировать собственный новый способ действия.

Неопределенность способа решения и конечного результата (результат, как правило, не может выражаться конкретным числом, жестко определенным, однозначным ответом и т. п.).

Определённый способ решения, основанный на связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами. Для решения задачи достаточно выполнить действия над данными и получить ответ.

Проверка. Участники зачитывают, какие особенности отнесли к каждому виду задач.

На доске составляется таблица:

 

– Обобщим результаты работы в группах. Обратите внимание на схему модели проектной задачи (Слайд 4).

–Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». На этапе погружения в проект важно пробудить у школьников интерес к теме, показать важность данного проекта через жизненные ситуации. Этому способствует постановка проблемы перед учащимися.

– Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» её решения и получить конечный результат или продукт.

– В проектной задаче должны быть следующие компоненты:

1) описание конкретно-практической, проблемной ситуации.

2) формулировка задачи.

3) система заданий для решения задачи.

4) представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. (Слайд 4)

– Чтобы правильно организовать работу над проектной задачей, учитель должен выполнять ряд правил:

– не делать за учеников то, что они могут сделать самостоятельно;

– учитель – модератор, мотиватор, консультант;

– учитель заранее готовит ресурсы: материалы, предметы, таблицы, прайсы, меню, афиши, рецепты блюд, ссылки в интернете и т.п. (Слайд 5)

– Работу по формирование финансовой грамотности необходимо начинать уже с первого класса. В первом классе мы формируем у учащихся понятия «деньги», «рубли», «копейки», «стоимость», «доходы», «расходы», «сдача» и т.д.

Начиная со второго класса предлагаем несложные проектные задачи, включающие в себя 2–3 задания. Первые проектные задачи целесообразно решать коллективно.

С третьего класса работу над проектными задачами организовываем в группах. Группам можно предлагать либо одинаковые задания, либо каждая группа выполняет свою часть проектной задачи. Учитель координирует работу групп, объясняет каждый этап решения задачи.

Сюжетами проектных задач для формирования финансовой грамотности могут стать поздравление ветеранов ко Дню Победы, организация туристической экскурсии, изготовление поделок для воспитанников СПЦ, выпуск газеты и др.

 

Рассмотрим проектную задачу и решим её. Условие задачи у вас на столах.

Проектная задача

В конце февраля у нас пройдёт День зимнего именинника. Никто не откажется от кусочка вкуснейшего торта к чаю. А самый вкусный торт тот, который приготовлен своими руками. В классе 24 человека. Давайте испечём торт, который требует наименьших финансовых затрат.

Участники читают задачу сами, затем один из участников озвучивает условие задачи.

– Какая проблема поставлена в задаче? (Необходимо испечь торт ко Дню именинника с наименьшими финансовыми затратами.)

– Чтобы решить эту проблему, необходимо выполнить ряд заданий.

Задание 1.

Перед вами отдельные шаги, которые нужно будет выполнить. Обсудите в группах и расположите этапы в нужном порядке.

 

Участники выстраивают последовательность.

– Рассчитать стоимость торта.

– Определить технологию приготовления торта.

– Найти подходящий рецепт.

– Определить, в каких магазинах будут покупать продукты.

– Определить продукты и их количество.

 

Задание 2.

Перед вами рецепты тортов. Все они рассчитаны на 8 порций. Выберите тот, который вам кажется наиболее вкусным. Посчитайте и впишите в колонку справа, сколько продуктов необходимо на 24 порции. (Представитель от каждой группы берёт рецепт одного из тортов.)

Торт «Наполеон» (8 порций)

Торт «Медовик» (8 порций)

Торт «Птичье молоко» (8 порций)

 

Задание 3.

Составьте список необходимых продуктов, заполните таблицу в инструкционной карте, выбирая необходимые продукты и их количество. Рассчитайте необходимое количество продуктов.

 

Задание 4.

Вы готовы идти в магазин, но хотелось бы как можно дешевле купить продукты. Ознакомьтесь со стоимостью нужных нам продуктов в двух магазинах, «Мартин» и «Евроопт». Определите, в каком магазине и какие продукты выгоднее купить.

 

Задание 5.

Прочитайте еще раз рецепт и рассчитайте стоимость продуктов для торта.

Проверка работы. Участники помещают на доске название торта (с изображением) и все шаги по расчёту стоимости. Определяется самый дешёвый по стоимости торт.

 

5 Этап применения на практике полученных знаний

– Мы разобрались, в чём особенность проектной задачи. Сейчас каждая группа должна составить проектную задачу (1-я группа – на тему «Семейный отдых», 2-я – «Ремонт в детской комнате», 3-я – семейная экскурсия по местам боевой славы»). Каждая группа получит маршрутный лист, который поможет вам в составлении задачи.

 

Участники формулируют задачу и разрабатывают задания для её решения (Приложение 2).

Практическая работа в группах.

Проверка работы. Представитель от каждой группы защищает свою работу.

 

6 Рефлексивный

– Подходит к завершению наша встреча. Чтобы как можно лаконичнее выразить свои мысли, своё отношение к тому, что вы сегодня услышали, узнали, предлагаем воспользоваться приёмом «Синквейн».

 

Участники составляют синквейн «Проектные задачи», желающие зачитывают.

 

– Вернёмся к копилке знаний. Пополните копилку монетами те, кто заинтересовался темой и готов применять проектные задачи на практике.

– Коллеги, большое спасибо всем за сотрудничество, открытость, позитив. Поскольку каждый труд должен оплачиваться, мы хотим отблагодарить вас за работу. (Каждый участник получает шоколадную монету).

 

Систематическое и целенаправленное использование проектных задач способствует формированию финансовой грамотности у младших школьников, что соответствует социальным запросам современного общества. Эффективность применения нами проектных задач в течение четырёх лет обучения подтверждается следующими результатами:

– все учащиеся умеют самостоятельно распоряжаться имеющимися карманными деньгами;

– 96% учащихся умеют выбирать товар с учетом имеющихся в наличии денег;

– 82% учащихся умеют планировать покупки, которые хотят совершить в ближайшем будущем;

– 72% учащихся понимают, как сократить стоимость покупки за счет использования бонусных карт магазинов, покупки товаров в магазинах с более низкими ценами;

– 89% учащихся используют доступные возрасту способы сбережения денег (копилка), рассчитывают время, необходимое, чтобы накопить определенную сумму денег.

 

 

Приложение 1

Тест

1. Как называются бумажки или монеты, которые выполняют роль всеобщего обмена?

а) кредиты;
б) карточки;
в) деньги.

2. Что такое бюджет?

а) все налоги страны;
б) план доходов и расходов на определенный период времени;
в) деньги, которые тратит государство.

3. Что такое семейный бюджет?

а) доходы всех членов семьи;
б) семейные накопления;
в) доходы и расходы семьи, расписанные по статьям.

4. Что отличает финансово грамотного человека. Выберите лишнее из списка ниже.

а) не поддается на провокации финансовых мошенников;
б) умеет правильно планировать свои доходы и расходы;
в) с легкостью решает математические уравнения;
г) умеет находить и правильно использовать финансовую информацию.

5. Умные финансовые привычки состоят в том, чтобы:

а) жить по средствам;
б) накапливать долги и кредиты;
в) вести учёт доходов и расходов;
г) планировать свои расходы на месяц вперёд;
д) после получения дохода откладывать и инвестировать не менее 10% полученной суммы;
е) совершать незапланированные покупки;
ж) при составлении бюджета откладывать часть денег на непредвиденные расходы.

6. Выберите неверные утверждения. На повышение финансового благосостояния семьи влияют следующие факторы:

а) хорошее образование;
б) высокооплачиваемая работа;
в) пьянство и другие вредные привычки;
г) здоровый образ жизни;
д) поиск различных источников дохода;
е) слабое здоровье;
ж) старательность в работе;
з) престижное образование;
и) финансовая грамотность;
к) развитие своих способностей;
л) сберегательные вклады;
м) наличие долгов и кредитов;
н) повышение своей профессиональной квалификации.

7. С какой суммы ежемесячного заработка можно начинать копить деньги?

а) зачем копить, если можно купить что-то нужное;
б) от 50 рублей;
в) не имеет значения, нужно всегда откладывать.

 

Приложение 2

Маршрутные листы для составления проектных задач

Проектная задача «Семейная экскурсия по местам боевой славы»

Маршрутный лист

Проблема ________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 1. Этапы планирования экскурсии по местам боевой славы.

1. 
2.
3. 
4.
5.

 

Задание 2. Расчёт стоимости входных билетов (2 взрослых, 2 детей).
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Расчёт транспортных расходов (стоимость топлива для заправки автомобиля).
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Расчёт стоимости топлива для заправки автомобиля.
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Расчёт стоимости обеда в кафе
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Общая стоимость экскурсии
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

 

Справочные материал

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Взрослый билет – 20 р., детский – 10 р.

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Взрослый билет – 10 р., детский – 5 р.

Мемориальный комплекс «Хатынь». Взрослый билет – 6 р., детский – 3 р.

Расстояние:

Сморгонь – историко-культурный комплекс «Линия Сталина» – 81 км;

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны – 29 км;

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны – Курган Славы – 29 км;

Курган Славы – Мемориальный комплекс «Хатынь» –– 57 км;

Мемориальный комплекс «Хатынь» – Сморгонь – 129 км.

 

Проектная задача «Летний отдых»

Маршрутный лист

Проблема ____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 1. Этапы планирования отдыха.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

1.
2.
3.
4.
5.

 

Задание 2. Бюджет семьи (за месяц).
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________

1. Зарплата мамы – …
2. 
3. 
4.
5
6.

 

Задание 3. Расчёт количества накопленных денег за … месяцев
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Расчёт стоимости проживания на 10 суток.

 

1. 
2.
3.

 

Задание 5. Транспортные расходы.
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Расчёт общей стоимости отдыха
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

 

Справочные материалы

Стоимость проживания в сутки семье из 4 человек (2 взрослых, 2 детей): санаторий «Нарочь» – 360 р.

г. Сочи, отель «Радужный» – 730 р.

Браславские озёра – 320 р.

Стоимость указана с трёхразовым питанием.

 

Проектная задача «Ремонт в детской комнате» (оклейка стен обоями)

Маршрутный лист

Проблема. ___________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________

1.
2.
3.
4.
5.

 

Задание 2. Расчет размеров поверхностей стен в детской комнате
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

План детской комнаты:

 

 

Задание 3. Расчет размеров поверхностей стен под поклейку обоев
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Расчёт необходимого количества рулонов обоев
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________

 

5. Составление сметы расходов.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

 

Смета расходов на покупку обоев

___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий