В материале представлен тренинг в формате тимбилдинга.
Анна ЯСКЕЛЬЧИК, педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 52 г. Гродно»;
Валентина СТАНКЕВИЧ, педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 73 г. Гродно»;
Екатерина БОРИСЮК, педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 101 г. Гродно»
А знаете ли вы, что, в среднем, в любом коллективе 21 % участников группы активно работают, «гребут вперёд»; 49 % – работают вполсилы; 20 % – наслаждаются результатом работы; 10 % – «топят лодку».
Построение отношений в коллективе – это нечто большее, чем сумма его членов. Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности. Особенно это актуально в начале учебного года.
В формате тимбилдинга (от англ. “team”, то есть «команда», и “building”, означающее «построение, создание») чаще всего используют работу творческих групп, «круглых столов», супервизорство, деловые игры по решению педагогических ситуаций.
А мы предлагаем тренинг из опыта работы на сплочение коллектива.
Цель тренинга: способствовать сплочению коллектива и построению эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
– усиление общего командного духа, путем сплочения группы коллег;
– развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
– формирование эмоционально позитивной атмосферы в группе.
Целевая аудитория: подростки, педагогический коллектив, родители.
Состав участников: до 40 человек (при наличии трёх тренеров).
Структура тренинга:
1 Знакомство, включение группы в работу – 12 минут;
2 Основная часть тренинга – 1 час 10 минут (70 минут);
3 Заключительная рефлексия – 40 минут.
Материалы и оборудование: наклейки для записи имён, мягкая игрушка, ватман с правилами тренинга, маркер, карточки с ролями «Коза» и «Волк», карточки с названиями механизмов и описанием ситуаций, карточки с цифрами от 1 до 5 (по числу участников), поднос для карточек, шаблон герба на двустороннем скотче, цветные карандаши, фломастеры, клей; стулья по количеству участников, один дополнительный стул для игры, столы для работы в мини-группах, стол для материалов тренеров.
Условия проведения: тренинг проводится в просторном помещении, стулья по количеству участников расставляются в круг. В отдельном помещении организуется кофе-пауза для участников.
Продолжительность тренинга: до 2 часов.
План тренинга:
1 Упражнение «Знакомство сравнительное» [1]
Цель: знакомство участников, снятие напряжения, способствование расположению участников друг к другу.
2 Упражнение «А я еду…» [2]
Цель: разогрев участников.
3 Правила поведения в группе
Цель: определение правил участия в тренинге, которые группа обязуется соблюдать.
4 Игра «Шишки, желуди, орехи» [3, с.7].
Цель: разогрев участников.
5 Игра «Козлятушки-ребятушки» [4, с.214].
Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия и невербального общения, расширение репертуара средств воздействия в процессе общения.
6 Упражнение «Механизм» [5, 53].
Цель: работа в команде, взаимодействие и взаимопонимание участников, развитие невербальной коммуникации.
7 Попугай и клетка[1].
Цель: разогрев участников, которые ожидают окончания подготовки команд к упражнению «Механизм».
8 Игра «Cекретная сказка» [1].
Цель: объединение группы в рамках выполнения данной им задачи.
9 Упражнение «Один день из жизни психолога» [1].
Цель: сплочение группы, развитие возможности видеть в плохом – хорошее.
10 Упражнение «Секретная жеребьёвка».
Цель: разделить участников на группы.
11 Упражнение «Мой герб» [1].
Цель: сплочение команды, создание графического символа, объединяющего участников.
12 Упражнение «Комплимент коллектив» [1].
Цель: сплочение коллектива, поднятие настроения участникам.
13 Подарок для участников (идея А.И.Яскельчик).
Цель: поощрить участников за активную работу.
14 «Шведская рефлексия».
Цель: обсуждение тренинга, мыслей, чувств, ощущений участников.
Ход тренинга
1 Упражнение «Знакомство сравнительное»
Ход упражнения.
Участники пишут на специальной наклейке своё имя: как бы они хотели, чтобы к ним обращались остальные участники тренинга.
Сейчас мы с вами сыграем в игру, немного познакомимся. По кругу мы будем передавать вот эту игрушку (демонстрирует небольшую мягкую игрушку). У кого она в руках, тот и говорит. Нужно назвать своё имя, сравнить себя с каким-то животным, птицей или растением и сказать, почему это сравнение о вас. Меня зовут Аня, и я как лев: очень люблю «сидеть на троне».
2 Упражнение «А я еду…»
Ход упражнения.
Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше.
Сейчас я сяду на пустой стул и скажу: «А я еду» (выполняет). Следующий участник, по часовой стрелке, передвигается на мой, уже пустой стул, и скажет: «А я рядом» (выполняет). Следующий за ним сядет на освободившийся стул и скажет: «А я зайцем» (выполняет). Следующий пересядет и скажет: «А я с …» и назовёт имя любого участника (выполняет). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново: «А я еду», «А я рядом», «А я зайцем», «А я с …».
С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
3 Правила поведения в группе
В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к выработке условий работы именно нашей группы.
1 Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
2 Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними и способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
3 Правило искренности и открытости. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.
4 Правило активности. Это норма поведения в тренинге, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.
5 Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» – на «Я считаю, что…»; заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» – на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
6 Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».
7 Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время тренинга мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
8 Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним.
4 Игра «Шишки, желуди, орехи».
Играющие садятся в круг. Ведущий становится в центре круга.
Я предлагаю вам сейчас по часовой стрелке рассчитаться на «шишки-жёлуди-орехи». Я скажу, допустим: «Орехи!». Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами. Я буду стремиться сесть на любое освободившееся место. Если мне это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Побеждают те игроки, которые ни разу не были водящими.
5 Игра «Козлятушки – ребятушки»
К участию приглашаются семь желающих. Они отгораживается от остальных, например, стульями. Это «козлятушки», которые сидят в «домике». Ведущий приглашает ещё пару участников. Один из пары вытягивает карточку из корзины, чем и определяет для себя роль «козы» или «волка», соответственно, и для напарника. Результат жеребьёвки «козлятушкам» не сообщается. У «волка» и у «козы» одинаковая задача: попасть в дом, для чего они могут использовать все способы убеждения. Задача «волка» – прикинуться «козой», чтобы попасть к козлятам и съесть. Задача «козы» – убедить «козлят», что она на самом деле «коза», должна накормить их, спасти от голода. «Козлятушки» пускают в «дом» только «козу» и не пускают «волков», они должны определить, кто перед ними и решить: пускать или не пускать. «Козлята» могут задавать вопросы и совещаться.
Если «козлята» ошиблись: пустили «волка» – один «козленок» считается «съеденным»; не пустили «козу» – один «козленок» считается «умершим от голода». Задача «козлятушек» – остаться в полном численном составе.
Игру можно провести с тремя парами «волков» и «коз».
Игра позволяет определить роли в группе.
При обсуждении результатов игры участникам задаются вопросы:
(по очереди к «козлятам», «козе» и «волку»):
Что вы чувствовали?
Легко ли было принять решение?
К остальным участникам:
На что вы обратили внимание?
Какие проверочные вопросы можно было задать?
6 Упражнение «Механизм»
Участники, которые не приняли участие в прошлой игре, приглашаются для участия. Работа проходит в командах по 3–4 человека. Каждая команда вытягивает карточку с заданием («Изобразить механизм или ситуацию»). В течение пяти минут команды готовятся. После этого, команды показывают свой механизм или ситуацию, а остальные участники должны догадаться, что изображено.
7 Попугай и клетка
Участники становятся в круг.
Сейчас мы с вами поиграем: мобилизуем свои силы, подключим работу правого и левого полушария нашего головного мозга. Приготовьте, пожалуйста, указательный палец правой руки. Это будет «попугай». И подготовьте, пожалуйста, левую руку, поставьте её в пространстве ладонью вниз. Это будет «клетка». Теперь я свой указательный палец правой руки поставлю под ладонь левой руки своего соседа справа. Сейчас я буду считать до трех: «Один, два, три». Когда я скажу «три», «попугай» должен улететь из «клетки», а «клетка» должна захлопнуться. Задача «попугая» – не попасть в «клетку», а задача «клетки» – не дать вылететь «попугаю» из неё. (После нескольких проигрываний руки меняются местами).
8 Игра «Секретная сказка»
Участники сидят в кругу. Ведущий выбирает желающего, который в игре будет для него помощником. На самом деле помощник выступит в роли «жертвы розыгрыша», но ему об этом информация не даётся.
Жертве розыгрыша» говорят, что сейчас все в компании загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая компании вопросы по сюжету сказки. Отвечает вся компания хором (а не поодиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». «Жертве» условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Компания делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.
На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос жертвы заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос жертвы заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».
Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. «Жертва» возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. «Жертва» очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Минут через 15 экзекуцию можно прекратить. Чтобы «жертва» не держала зла на участников, ей под общие аплодисменты вручается подарок.
9 Упражнение «Один день из жизни психолога (воспитателя/учителя/родителя/подростка)
Все рассаживаются по кругу.
Ведущий начинает рассказ на тему «Один день из жизни психолога», но произносит только первое отрицательное предложение: «Сегодня утром я проснулась в шесть утра и не хотела вставать на работу». Рядом сидящий участник, продолжая рассказ, произносит второе предложение, уже позитивное и т.д. – по кругу. Ведущий должен завершить рассказ позитивно, если последнему участнику выпало отрицательное предложение.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали?
Легко ли было придумывать продолжение сказки?
Что было легче: придумать позитивное ли негативное продолжение?
О чём это может говорить?
10 Упражнение «Секретная жеребьёвка»
Сейчас мы по очереди вытянем себе карточку. На ней будет что-то написано. Но это будет секрет. Заглянуть и прочитать запись на своей карточке можно будет только после моего сигнала.
(Участники вытягивают карточки).
Все взяли карточку? Готовы? Тогда открываем…
У участников на карточках написана одна из цифр от 1 до 5. Ведущий предлагает участникам разделиться на группы в зависимости от цифры на карточке. Участники рассаживаются по группам.
11 Упражнение «Мой герб»
Сегодня мы предлагаем создать собственный герб для психологов дошкольных учреждений нашего района. (Участникам демонстрируется шаблон герба)
Сейчас группа № 1 продумают и изобразят на гербе символ или символы, которые бы отражали то, что нас объединяет. Группа № 2 изобразит в символической форме наш ресурс и наше вдохновение. Группа № 3 – то, что у нас получается. Группа № 4 – то, чем мы гордимся. А группа № 5 – подберёт девиз для нашей группы».
Для удобства работы в группе шаблон предварительно разрезается на части для каждой команды. На работу отводится 4 минуты. После группы представляют результат своей работы, разъясняют участникам, какой смысл они вложили в каждый из символов.
Обсуждение.
12 Упражнение «Комплимент коллективу»
Участники становятся в круг.
Мы с вами сегодня хорошо поработали. Как вы считаете? И можем себя похвалить. Сейчас все желающие могут дать комплимент нашей группе. Я считаю, что мы очень весёлые».
Участники аплодируют и подхватывают мнение высказавшегося «Ура! Мы – весёлые!»
13 Подарок для участников
Это приглашение принять участие в одной игре, которая может длиться между нами даже в течение целого года. Это возможность сплочения группы не только «здесь и теперь», но еще и за пределами данного тренинга. Попробуем сыграть в эту игру?
Сейчас у каждого из вас будет возможность в случайном порядке вытянуть для себя карточку. Это – универсальный подарочный сертификат, который можно реализовать только у (называется категория участников. Например, у педагогов-психологов учреждений дошкольного образования Ленинского района г. Гродно, или у педагогов определённого учреждения образования). Срок реализации сертификатов – год. Это значит, что вы можете реализовать этот сертификат у любого из специалистов вышеуказанной категории как прямо сейчас, так и через неделю, или через пол года.
Допускается выкладывать во всемирную сеть фотографии и комментарии о реализации сертификатов. Это даст возможность каждому из нас следить за игрой.
Участники выбирают вслепую себе сертификат.
Давайте зачитаем по кругу, сертификат на что именно выбрали вы.
Варианты:
– Сегодня ты – мой плюшевый мишка: с тебя уютные объятия.
– А ну-ка, где для меня широкая улыбочка.
– Я к тебе на консультацию: мне нужен твой совет.
– Завтра ты – мой будильник: разбуди меня завтра утром в __ часов __ минут.
– Поздравь меня с Днем рождения. Мой День рождения ______________
– Мне нужна твоя поддержка: похвали меня прилюдно.
– Мы с Тамарой ходим парой: давай на следующем мероприятии сидеть вместе.
– Я прощен(а) раз и навсегда, искренне и от души: абсолютное прощение одного моего проступка любой степени тяжести.
– У меня план: пошли на сосиски.
– Чур, ты меня угощаешь чашечкой кофе.
– Ты моя палочка-выручалочка. Помоги мне исправить мою ошибку.
– Чур, на мою просьбу ты сразу должен(должна) ответить «да!»
– Я проголодался(ась), угости меня вкусняшкой.
– Я сейчас на личностном росте. Подбери притчу (сказку) обо мне(нужное подчеркнуть)
– Расскажи мне сказку, а я пока отдохну.
– Я напряжен(а): с тебя одно релаксация или массаж.
– Подготовь для меня приятный сюрприз.
– Подними мне настроение. Можно и анекдот.
– Позвони мне сегодня пять раз и спроси «как дела».
– Позвони мне как-нибудь просто так. Мой телефон: _____________
– Сегодня я – мистер (мисс/миссис) Лень. Сделай это за меня: _________
– Я собираю букет: с тебя 21 комплимент мне.
– Я в домике: я участвую только в тех играх, которые я выберу сам(а).
– Сертификат на пассивное участие.
– На вас персональный наряд: самое активное участие на протяжении всего мероприятия по вашему выбору.
– Сегодня мой День рождения и я жду поздравлений от каждого из вас.
– Сертификат на внеочередные аплодисменты по кругу.
– Человек, подвинься: я хочу сегодня реализовать своё право выбора любого стула на мероприятии.
– И пусть весь мир подождёт: сегодня моё право войти первым(ой) в зал для мероприятий.
– И только пятки сверкают: моё право первым(ой) уйти с мероприятия.
– Ничего не знаю, но с тебя совместное селфи.
– А давай ты купишь торт, и мы съедим его вместе.
– Подари мне что-нибудь.
Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!» (Аплодисменты)
14 «Шведская рефлексия»
Сейчас мы приглашаем вас принять участие в необычной «Шведской рефлексии». Чтобы рефлексия у нас состоялась, нам с вами нужно пройти в отдельное, специально оборудованное для рефлексии помещение.
Участники проходят в предложенное помещение, где видят организованный для них шведский стол.
У нас сейчас есть возможность в свободной форме обсудить тренинг, ваши мысли, чувства, ощущения.
Список использованных источников
1 Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://trepsy.net. – Дата доступа: 27.10.2024.
2 Тренинговое занятие по конфликтологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/578118/. – Дата доступа:19.11.2024.
3 Антоненя, Т.Л. Интерактивные методы работы как эффективное сотрудничество с семьёй. Семинары-тренинги: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Т.Л.Антоненя, И.А.Стовбыра. – 2-е изд. – Мозырь : Выснова, 2018.
4 Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., испр. и доп. / Г.И.Марасанов. – М., Когито-Центр, 2001. – 251 с.
5 Вербовая, Н.В. Тренинг социального действия: методическое пособие / Н.В.Вербовая, В.Е.Осипенко. – Калининград, 2006. – 80 с.