Автор представляет задания для подготовки учащихся 5-х классов к олимпиаде по учебному предмету “Русский язык”. Часть 1-я
Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
1. Найдите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка. Напишите это слово правильно. Выделите часть слова, в которой была допущена ошибка. Объясните правописание.
1) Я прочитал в книге о приключениях медвежонка.
2) К празнику мы купили пирог и шоколад.
3) В дремучем лесу легко потеряться.
4) Давайте обсудим, как помочь старику.
2. Вставьте необходимые буквы. Сколько букв о в данном предложении? Сколько звуков [о]?
В г..р..дах зв..нят в.. все к..л..к..ла.
3. Найдите строки, состоящие из слов, в которых пропущена одна и та же буква.
а) ц_ркачи, ц_ферблат, ц_плёнок, ц_кнуть;
б) капюш_н, ш_пот, суч_к, ж_лтый;
в) предл_жить, г_рнист, выр_с, прик_сновение.
г) выт_реть, зам_реть, заб_ру, расст_лю.
4. Вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматические основы.
Каждый день много птиц прилетало в с..ды. З..бегали между ств..лами ч..рные др..зды. В липах зал..валась ив..лга. Б..льшая птица св..стела м..довым гол..сом. На всех крышах и скв..речниках з..пели на разные л..ды скв..рцы.
5. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф..вит, др..мота, щ..вель, кр..сивее, р..мень, зв..нит, кат..лог, ф..рфор, кр..пива.
6. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.
Сп..ши стихи; не сп..ши, не торопись; пол..скать собач(?)ку; пол..скать белье; зап..вать песню; зап..вать лекарство; пос..деть на крыльце; пос..деть от горя.
7. Вставьте в корне слова буквы о или ё.
Пч..лы, ш..рох, ж..лтый, ш..пот, уч..ба, ш..рты, ш..рстка, ож..г (рук), подж..г (бумагу), ш..в.
8. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Графически объясните пунктограммы.
Улыбнулись сонные берё..ки
Ра..тр..пали ш..лковые косы.
Ш..лестят з..леные серё..ки
И г..рят серебряные росы.
9. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
На ст..ле где оч..тлись с..лдатики было много разных игруш..к но больше вс..го бр..сался (в)глаза ч..дес(?)ный дв..рец из к..ртона. Скво(з,с)ь мал..нькие окна можно было вид..ть дв..рц..вые покои; пере.. самым дв..рц..м, вокру.. мал..нького зерк..льца, к..торое изображало оз..ро, ст..яли д..р..вца а (по)оз..ру плавали и любовались св..им отр..жением в..сковые леб..ди. Всё это было ч..до как мило, но милее всего была барышня, стоявшая (на)самом п..рог.. дв..рца. Она тоже была выр..зана из бумаг.. и одета в юб..ч(?)ку из т..нчайш.. батиста; ч..р..з пл..чо (у)неё шла уз..нькая г..лубая ленточ(?)ка в виде шарфа а на груди св..ркала розетка в..лич..ною с лицо самой барышни.
10. Вставьте пропущенные буквы е, ё, о, запишите слова.
Ч..лка, ш..пот, ш..рох, капюш..н, девч..нка, нечаянно подж..г, ш..ссе, больш..й, печ..т, свеч..й, подж..г дома, пунш..вый.
11. Вставьте, где необходимо, ь.
Убор(..)щица Бол(..)шакова нян(..)чила с бубен(..)чиком ребёноч(..)ка прач(..)ки Саввич(..)ны. Отлич(..)ница Анеч(..)ка Короч(..)кина отдирала жвач(..)ку от дощеч(..)ки и плас(..)тика, собирала разнообразные по диван(..)чику фан(..)тики. Двоеч(..)ник Иванов пал(..)чиком на песоч(..)ке рисовал фантас(..)тических человеч(..)ков. Не скуч(..)но текло времеч(..)ко!
12. Перепишите, поставьте знаки препинания, обозначьте и объясните орфограммы на месте пропусков. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Необыкновенным б..гатством осе..их красок славит(?)ся осина. Лист..я этого скромн..го дер..вца могут быть б..гряными алыми к..ричневыми ч..рными серыми белыми.
13. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните их правописание.
Сча..лив, ш..в, серебря..ый, ч..лка, зал..зать на дерево, еж..вый, во..зал, чуж..му, рано пос..деть, а..арат, тр..пический, пч..лы, побл..днеть, печ..нка, раск..лить докрасна, параш..т, ле..ница, крюч..к, ф..нтан, ш..колад, г..рдиться, г..ризонт, те..аса, м..рской.
14. В.Шереметевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова». Сформулируйте три любых орфографических правила, приведите к ним 2–3 примера.
15. Вставьте пропущенные буквы, выделите части слова, в которых они находятся; расставьте знаки препинания (всю работу выполняйте в тексте).
Старый дом
У старого дома был свой х..ракт..р. Одних ж..льц..в дом любил других – не очень. Ин..гда он был в х..рош..м настр..ени.. вес..ло хлопал дв..рьми праз..нично позвяк..вал стёклами п..свистывал всеми щ..лями и даже в самые тёмные углы пускал солн..чных зайч..ков за которыми охотился к..тёнок. Ин..гда дом с..рдился или скуч..л. Ступени св..рливо скр..пели углы с кр..хтением ос..дали с потолков сыпались чешуйки мела.
16. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните их правописание.
Оз..рение, б..гровый, сестриц..н, пол..жить, ж..лтый, ц..плёнок, р..списка, скл..нить (голову), сл..пить (фонарём), разр..дить (всходы).
17. Запишите слова, вставляя пропущенные е, ё, о после шипящих.
Ч..лка, ш..птать, ш..роховатый, ш..винист, капюш..н, ш..пот, борж..ми, тяж..лый, уч..т, ш..фёр, ж..нглировать, щ..голять, ш..колад, ж..лезо, веч..р, пч..лка, бесш..вный, ж..рдочка, пиж..н, никч..мный.