Упражнения по русскому языку по разделу «Имя существительное» для учащихся 6-го класса

- 9:28II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Дидактические материалы разработаны с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому и современности. Представленные упражнения по различным темам можно использовать на уроках русского языка в 6-м классе при изучении раздела «Имя существительное».

Татьяна ЯСЮЛЕВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

 

Образование имён существительных

Упражнение

1. Прочитайте тексты. Определите, что их объединяет. Сформулируйте тему и основную мысль. К какому стилю относятся тексты? Докажите это.

2. Определите способ образования выделенных слов.

3. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные буквы. Определите род, число, падеж существительных.

Однажды морозным февральским утром 1943 года в воздухе послышался рев самолета и над нашей деревней появился немецкий бомбардировщик. Он с налета обстрелял деревню пулеметным огнем и поджег соседский сеновал.

Налет вражеского бомбардировщика застал меня в хате. Заслышав шум самолета, я подбежал к окну и увидал, что он разворачивается. Над деревней и раньше пролетали самолеты, но не так низко и не делали разворотов. «Неужели будет бомбить?» – подумал я.

Раздался сухой треск пулеметной очереди. (сб. «Никогда не забудем»)

Ночь в Хатыни

Бил кол..кол, и звон набатный рос.
Распятое врагом ст..нало небо.
И детский плач(?), и жжёный зап..х хлеба –
Всё ч..рный вихрь клубами к звёздам нёс.

Тот ужас плыл рекой без б..р..гов,
Над огненной д..ревней разл..вался.
Сам бог в..йны на небе уд..влялся
Кр..вавым преступлениям вр..гов. (В.Некляев)

 

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Упражнение 1

1. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль.

2. Выпишите существительные, распределяя их по группам: кто? что?

3. Найдите информацию и расскажите об одном животном или растении вашей местности, которые занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

Животный мир страны представлен обитателями смешанных лесов, тайги и степей. Важное хозяйственное значение имеют промыслово-охотничьи виды животных – лисица, куница, заяц, выдра, хорь, горностай, а также лось и дикий кабан. Более 180 видов животных охраняются государством. В лиственных и смешанных лесах с развитым травяным покровом, в основном в Беловежской пуще, живут и представители реликтовой древней фауны – зубры.

Для охраны редких и исчезающих видов растений и животных была создана Красная книга Республики Беларусь, а также четыре Национальных парка («Беловежская пуща», «Браславские озёра», «Нарочанский», «Припятский»), Березинский биосферный заповедник и многочисленные заказники.

Упражнение 2

1. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль. Докажите, что перед вами текст определённого типа.

2. К какому стилю относится текст. Докажите.

3. Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи предложений в тексте.

4. Выпишите существительные, распределяя их по столбикам: одушевленные, неодушевленные. Объясните выбор.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес степь, горы.

А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. (М.Пришвин, «Моя родина»)

Упражнение 3

1. Составьте с данными словами словосочетания «глагол + существительное». Обозначьте главное слово.

2. Подчеркните одушевленные имена существительные.

Адъютант, арсенал, артиллерия, батальон, ветеран, военачальник, полководец, гарнизон, катастрофа, лейтенант, солдат  

 

Имена существительные собственные и нарицательные

Упражнение

1. Прочитайте текст. Определите тему текста и основную мысль.

2. Выпишите из текста имена собственные, определите род, падеж.

3. Составьте три предложения, используя данные имена собственные.

Территория Беларуси является водораздельной для бассейнов Балтийского и Черного морей. Всего насчитывается 20,8 тысяч рек. Их общая протяженность – около 90,6 тысяч километров. Соответственно, отсюда и народное название нашей страны – Беларусь синеокая. Крупнейшие реки (их общая протяженность – свыше 50 км): Днепр, Припять, Березина, Сож, Неман, Западная Двина.

Беларусь – настоящий озерный край. Наиболее глубокие, разнообразные по очертаниям и живописные озера находятся в Белорусском Поозерье. Самое большое – озеро Нарочь. В стране также 136 искусственных водохранилищ, крупнейшее из которых – Вилейское.

 

Род изменяемых имён существительных, сложносокращённых слов

Упражнение 1

1. Прочитайте высказывания известных людей. Что объединяет эти высказывания?

2. Определите род имён существительных.

3. Выберите одно высказывание и порассуждайте о нём.

1) Самая сильная крепость – любовь к Родине (Имам Шамиль). 2) Любовь к родине начинается с семьи (Ф.Бэкон). 3) Всякаяблагородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (И.Г.Белинский). 4) Родина… Мы ей обязаны нашими силами, и вдохно­вением, и радостями (А.Блок). 5) Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к взаимопожертвованию во имя родины (Г.Гегель). 6) На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю – одно лишь настоящее (Л.Гиршфельд). 7) Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека (Наполеон). 8) Где прошло детство, там и начинается Родина (К.Чорный). 9) Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (М.А.Шолохов).

Упражнение 2

1. Прочитайте стихотворение. Определите тему, основную мысль.

2. К какому стилю относится данный текст? Докажите.

3. Спишите, решая орфографические задачи. Выделите окончания и укажите род имён существительных.

Родное

В..сенн.. первый гром
Скатился как с горы.
Р..скаты грозн.. дубы шатают.
Здесь – аистов з..мля,
Озёра и боры,
Окопы да полынь, –
Земля свят.. .

Не позабыт здесь плач,
И не убит здесь смех,
И с юга вновь в..рнутся гуси.
Здесь дождь – не просто дождь.
И снег – не просто снег.
Ведь это всё – краса
Родим.. Беларуси. (В.Некляев)

Упражнение 3

1. Прочитайте тексты. Какую новую информацию вы узнали?

2. Выпишите сложносокращённые слова, имена собственные и определите их род.

3. Расскажите о вашем земляке, который стал известен в Беларуси.

Владимир Мулявин – яркий исполнитель, композитор и аранжировщик, собиратель белорусского фольклора, создатель легендарного ансамбля «Песняры», который многие годы был одним из популярнейших в СССР. Народный артист БССР и СССР, кавалер ордена Франциска Скорины. Имя Владимира Мулявина, ставшего белорусом по духу, а не по рождению, увековечено на Аллее звезд в Москве и столице «Славянского базара» Витебске.

Олег Новицкий – первый белорусский космонавт, возглавивший в 2013 году экипаж 34-й международной экспедиции на МКС. Олег Новицкий родился в 1971 году в городе Червень Минской области. До поступления в отряд космонавтов служил военным летчиком, ветеран боевых действий, награжден медалями Министерства обороны Российской Федерации.

 

Разносклоняемые имена существительные

Упражнение

1. Прочитайте высказывания. Какое из высказываний вас особенно тронуло?

2. Найдите разносклоняемые имена существительные, определите падеж.

3. Выпишите их, поставьте в И.п. ед.ч.

1) Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (Гораций). 2) Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее (Т.Манн). 3) Смола не липнет так к одежде, как дурная слава – к имени (Г.Сенкевич). 4) В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека (Ч.Диккенс). 5) У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто огоньки (А. де Сент-Экзюпери). 6) Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя (А.Шопенгауэр).

 

Склонение имён существительных

Упражнение 1

1. Прочитайте текст. Определите тему текста и основную мысль. К какому стилю относится текст. Докажите это.

2. Объясните выделенные орфограммы.

3. Выпишите существительные, распределяя их по трём столбикам: 1-е скл., 2-е скл., 3-е скл. Выделите окончания, определите род.

4. Расскажите о национальном блюде вашей местности.

Национальная кухня Беларуси развивалась столетиями. Кулинарные традиции белорусов – это простота народных рецептов и утонченность блюд для аристократов, разнообразное использование местных продуктов, необычные способы приготовления. 

Старинные рецепты белорусской кухни сохранились до наших дней, и интерес к ним среди гостей страны растет.

В домашней кухне белорусов национальные блюда популярны. Среди самых любимых – мачанка и верещака, домашние колбасы,  драники, колдуны, клецки, картофельная бабка, холодник из щавеля, грибные супы…

Характерные черты выделяют белорусскую кухню среди кулинарных традиций других стран, придают ей колорит и очарование.

К примеру, белорусская кухня отличается довольно сложной и длительной обработкой продуктов. Тушение, томление, запекание, варка, бланширование, жарение – эти приемы могут чередоваться в одном рецепте.

Упражнение 2

1. Прочитайте текст. Определите тему текста. Озаглавьте его.

2. Разделите текст на абзацы.

3. Спишите, решая орфографические задачи. Определите склонение имён существительных.

Нац..ональная б..бл..отека – визитная карточ(?)ка Бел..руси. Сегодня это не только богатейшее собрание книг, но и огромный мультифункциональный центр, где совм..стились высокие технологии, ультрасовр..менный дизайн и необычная арх..тектура. Еще в 1989 году был проведен всесоюзный конкурс на лучший проект будущего сооружения. Его п..бедители – архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов – предложили модель «белорусского алмаза«, в котором соч..тались функциональность и современный дизайн. По задумке авторов, форма ограненного алмаза символизирует ценность знаний и бесконечность познаваемого мира.

 

Число имён существительных

Упражнение 1

1. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

2. Выпишите из первого абзаца все существительные. Выделите окончания, укажите род, число и падеж.

Лауреат Нобелевской премии по физике, академик, иностранный член Национальной академии наук Беларуси и многих академий мира Жорес Иванович Алферов родился в 1930 году в Витебске. В 2000 году Жорес Алферов вместе с американскими учеными Джеком Килби и Гербертом Кремером удостоились Нобелевской премии по физике. Жорес Алферов учредил Фонд поддержки образования и науки, в основание которого вложил треть полученной им Нобелевской премии. Выдающийся ученый всегда называл Беларусь своим родным краем.

Упражнение 2

1. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

2. Выпишите существительные. Выделите окончания, укажите число, падеж.

3. Какие ещё символы Беларуси вы знаете. Опишите один из них.

Марк Шагал – один из самых знаменитых уроженцев Беларуси, талантливый живописец и график. Он родился в Витебске 6 июля 1887 года. Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Среди самых известных картин Шагала – «Я и деревня», «Посвящение моей невесте», «Памяти Аполлинера» и др.

В основе логотипа международного фестиваля «Славянский базар в Витебске» – знаменитый шагаловский василёк, который со временем стал узнаваемым брендом, символом не только родного города художника, но и всей страны.

 

Морфологический разбор имени существительного

Упражнение 1

1. Прочитайте. Определите стиль и тип речи текста.

2. Объясните выделенные орфограммы.

3. Сделайте морфологический разбор указанных слов (по выбору).

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.

Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Упражнение 2

1. Прочитайте тексты. Что их связывает?

2. Определите стиль и тип речи текстов.

3. Спишите первый текст, решая орфографические задачи.

4. Сделайте морфологический разбор указанных слов (по выбору).

5. Расскажите о достопримечательностях своего города.

Гродно не зря н..зывают к..р..левским: величественные замки, изящные к..стелы, вп..чатляющие церкви притягивают сюда путешественников. Гродно – стильный и ут..нченный город. Он ненавязчиво приглашает подышать своим воздухом – воздухом прошлого и будущего, полюбоват(?)ся своими архитектурными дост..примечательностями, п..гулять по у..ким мощеным улоч(?)кам, пом..чтать на берегу Немана. Влюбиться в этот город так просто, вот забыть его – невозможно.

Уютный, немногословный, изящный Брест привлекает туристов в любую пору года. Все в один голос говорят о «европейскости» этого города, удивляются его чистоте и лаконичной строгости улиц. Жителей мегаполисов особенно восхищает обилие зелени в самом сердце Бреста, а также большое количество достопримечательностей разного уровня.

Минск – крупнейший туристический центр республики. Наиболее ценные памятники Минска представляют собой здания XVII–XIX вв. Большинство из них располагается в исторически сложившихся районах города. Наиболее привлекательными для туристов являются Троицкое предместье, Городская ратуша, Свято-Духов кафедральный собор, Остров Мужества и скорби, Национальная библиотека и др.

Минск известен своей культурной составляющей. Работают 16 музеев, 11 театров, в городе имеются 20 кинотеатров. Большое внимание уделяется развитию спорта. Для отдыха созданы парки: Центральный парк имени Горького, парк имени Челюскинцев, парк Победы, парк имени Янки Купалы.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий