Сечения. Урок черчения в 10-м классе

- 9:21II И III СТУПЕНИ, Методичка, Черчение

Планируется, что к концу учебного занятия учащиеся освоят понятия «сечение», «секущая плоскость», назначение сечений, их классификацию, особенности получения и обозначения сечений.

Виталий ДУБРОВСКИЙ,
учитель черчения
ГУО «Средняя школа № 6 г. Орши»,
Витебская область

 

 

Цель: дать учащимся понятия «сечение», «секущая плоскость», назначение сечений, их классификацию, особенности получения и обозначения сечений.

Задачи:

– рассмотреть необходимость использования и правила выполнения вынесенных и наложенных сечений;

– учить выполнять сечения, дополнять изображения линиями;

– формировать пространственные представления школьников, умения видеть в плоском изображении объемный предмет и четко воспринимать его геометрическую форму;

– вырабатывать аккуратность и точность при выполнении чертежей;

– воспитывать внимание, умение слушать и понимать профессиональную речь учителя.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Наглядные пособия и мультимедиа: чертежи сечений, презентация «Сечения», карточки с заданиями для учащихся, модель ступенчатого вала.

 

Ход урока

1 Организационный этап

2 Целеполагание

Игра «Где логика»

Картинки на экране. (Слайды)

– Ребята, перед изучением одного из самых известных разделов черчения давайте вспомним сказку «Маленький принц». Её написал незадолго до своей гибели (он не вернулся с боевого задания) отважный лётчик и замечательный французский писатель ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944). Он написал эту сказку и для детей, и для взрослых.

– Помните, какую картинку (первую в своей жизни) нарисовал в детстве Экзюпери? Это был «рисунок № 1».

– Посмотрите на него. Что там изображено? Все взрослые подумали, что это была шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретней и создал «рисунок № 2». Он был уверен, что теперь-то все его поймут, так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи, но и изнутри.

– Как же это удалось шестилетнему художнику – будущему знаменитому писателю и лётчику? Я уверен, что каждый из вас ответит примерно так: «Он мысленно разрезал удава-шляпу и показал, что содержится внутри». И это правильно!

– Мы начинаем изучать раздел «Сечения». Давайте определим цели нашего урока:

– знать и понимать понятия «сечение», «секущая плоскость», виды сечений и их классификацию;

– уметь выполнять, обозначать сечения и материал в сечениях.

 

3 Изучение нового материала

3.1 Определение термина «сечение»

– Мы только что решили с вами задачу на выявление формы детали посредством сечения: мысленно провели секущую плоскость и изобразили фигуру, получившуюся в результате рассечения детали секущей плоскостью. Так что же называется сечением? Подумайте и дайте определение.

После того как учащиеся самостоятельно сформулируют определение, учитель корректирует его, демонстрирует на слайде и еще раз повторяет сам.

 

3.2 Суть и особенность процесса получения сечения

– А теперь давайте подумаем, когда и в каком месте целесообразно рассекать деталь. Посмотрите на чертеж детали, изображенной на классной доске.

– Проанализируйте геометрическую форму детали и подумайте, в каком месте и почему целесообразно сделать сечение.

Предлагаемые учащимися ответы разбираются, показывается их целесообразность или нецелесообразность (используется магнитная доска с комплектом изображений главного вида и набора целесообразных сечений). Так, если школьники предлагают рассечь левый цилиндр в том месте, где в сечении получается круг, задается вопрос классу: «А нельзя ли без сечения определить геометрическую форму цилиндра?» Таким образом, учащиеся подводятся к выводу о нецелесообразности данного сечения. И, лишь получив верный ответ (секущая плоскость проходит через шпоночный паз), выясняется, почему это сечение будет целесообразным, как определить размеры фигуры сечения. Учащиеся должны обосновать свой ответ. В результате им станет очевидна необходимость изучения темы, суть и особенность процесса получения сечения, выбор места для его проведения.

 

3.3 Виды сечений и их обозначение на чертежах

Пользуясь магнитной доской или динамическим пособием, по-разному размещая фигуру сечения на чертеже, выясняем, возможно ли такое его размещение и как узнать, какому месту на детали оно соответствует. На этом этапе изучения материала необходимо подключить школьников к самостоятельному и активному его восприятию и усвоению. Обычно учащиеся легко справляются с заданием – предлагают ввести обозначения сечений. После этого им сообщают способ изображения на чертеже секущей плоскости: применение утолщенных разомкнутых штрихов толщиной 5…2, где 5 – толщина линии видимого контура, и буквенных обозначений.

Демонстрация с помощью динамического пособия на магнитной доске различных вариантов положения фигуры сечения и его обозначения, в том числе на продолжении следа секущей плоскости.  

Чтобы пояснить необходимость введения стрелки, передающей направление взгляда, школьникам предлагается определить и прикрепить на магнитной доске фигуру сечения детали.

Ответов может быть два. В ходе беседы выясняется, что оба они подходят к решению, но для того чтобы выбрать один из них, нужно показать направление взгляда.

И наконец, учитель раскрывает вопрос о видах сечений (методом беседы), о целесообразности использования наложенных и вынесенных сечений.

 

3.4 Особые случаи сечений

Поясняя, используя наглядность, сечения, проходящие через оси отверстий, форма которых представляет собой поверхность вращения (цилиндр, конус, шар), показывается невозможность построения сечений в местах сквозных призматических отверстий, так как фигура сечения распадается на две (и более) части, что противоречит ГОСТ. Затем предлагается учащимся рассмотреть и охарактеризовать положение секущей плоскости во всех рассмотренных случаях относительно главной оси детали.

Учащиеся заключают, что сечение всегда выявляет поперечную форму детали. Обращается внимание класса на выделение фигур сечений с помощью штриховки для металла, дерева, пластмасс. Для закрепления изученного материала и определения степени его понимания предлагается школьникам задания по программированным картам.

 

4 Формирование практических приемов построения сечений на чертеже

Этапы формирования графического навыка:

1. Сообщение знаний о приемах работы.

2. Определение правил действия.

3. Упражнение.

С первым этапом учащиеся познакомились, наблюдая работу учителя при построении сечений. Отработка второго этапа идет в процессе формирования у школьников алгоритма построения сечений.

После проведения устных фронтальных предварительных упражнений, если класс показал понимание материала и усвоил алгоритм построения сечений, школьникам предлагается выполнить сечения на карточке по индивидуальным заданиям (Приложение). Это третий этап формирования навыка. Работа рассчитана на 5 минут. Если кто-то успеет выполнить задание раньше, он получает новое, аналогичное. По истечении времени учащиеся подписывают карточки и сдают их на проверку.

В процессе работы при необходимости учитель повторяет объяснение для тех, кто еще недостаточно четко понял изучаемый материал.

 

5 Закрепление основных теоретических положений

В заключение учитель проводит закрепление, пользуясь вопросами из школьного учебника или разработанными самостоятельно.

– Какое изображение называется сечением?

– Для чего используются сечения?

– Как называется плоскость на чертеже?

– Какие сечения называются вынесенными и наложенными? Как они располагаются на чертеже?

– Какой линией обводятся вынесенные сечения? Наложенные сечения?

– С какой целью используются графические обозначения материалов на чертеже?

 

6 Рефлексия

– Урок подошёл к концу. Я предлагаю вам провести рефлексию собственной деятельности. Продолжите одно из предложений:

– На уроке я понял, что…

– Больше всего мне удалось…

– Следует обратить внимание…

 

7 Домашнее задание

Параграф 24. Упражнение 33.

 

 

Приложение

 

Карточка-задание по теме

«Понятие о сечении. Выполнение и обозначение сечений»

Сечение  –  ___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

 

Основные термины: вынесенное и наложенное сечение, сечение на следе секущей плоскости, секущая плоскость.

 

Графическое обозначение материалов на сечении

Металлы

Неметаллы

Древесина

 

 

 

 

Упражнение № 1

1. Определите, какие сечения в зависимости от их размещения показаны на рисунке 1. Какие из них необходимо обозначить?

2. Руководствуясь главным видом деталей, найдите правильно выполненное сечение на рисунке 2.

 

Упражнение № 2

1. Обозначьте секущие плоскости и фигуры сечений.

2. Заштрихуйте фигуры сечений.

 

Упражнение № 3

Проанализируйте геометрическую форму детали и выполните необходимые сечения.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий