Планируется, что к концу учебного занятия учащиеся освоят понятия «сечение», «секущая плоскость», назначение сечений, их классификацию, особенности получения и обозначения сечений.
Виталий ДУБРОВСКИЙ,
учитель черчения
ГУО «Средняя школа № 6 г. Орши»,
Витебская область
Цель: дать учащимся понятия «сечение», «секущая плоскость», назначение сечений, их классификацию, особенности получения и обозначения сечений.
Задачи:
– рассмотреть необходимость использования и правила выполнения вынесенных и наложенных сечений;
– учить выполнять сечения, дополнять изображения линиями;
– формировать пространственные представления школьников, умения видеть в плоском изображении объемный предмет и четко воспринимать его геометрическую форму;
– вырабатывать аккуратность и точность при выполнении чертежей;
– воспитывать внимание, умение слушать и понимать профессиональную речь учителя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Наглядные пособия и мультимедиа: чертежи сечений, презентация «Сечения», карточки с заданиями для учащихся, модель ступенчатого вала.
Ход урока
1 Организационный этап
2 Целеполагание
Игра «Где логика»
Картинки на экране. (Слайды)
– Ребята, перед изучением одного из самых известных разделов черчения давайте вспомним сказку «Маленький принц». Её написал незадолго до своей гибели (он не вернулся с боевого задания) отважный лётчик и замечательный французский писатель ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944). Он написал эту сказку и для детей, и для взрослых.
– Помните, какую картинку (первую в своей жизни) нарисовал в детстве Экзюпери? Это был «рисунок № 1».
– Посмотрите на него. Что там изображено? Все взрослые подумали, что это была шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретней и создал «рисунок № 2». Он был уверен, что теперь-то все его поймут, так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи, но и изнутри.
– Как же это удалось шестилетнему художнику – будущему знаменитому писателю и лётчику? Я уверен, что каждый из вас ответит примерно так: «Он мысленно разрезал удава-шляпу и показал, что содержится внутри». И это правильно!
– Мы начинаем изучать раздел «Сечения». Давайте определим цели нашего урока:
– знать и понимать понятия «сечение», «секущая плоскость», виды сечений и их классификацию;
– уметь выполнять, обозначать сечения и материал в сечениях.
3 Изучение нового материала
3.1 Определение термина «сечение»
– Мы только что решили с вами задачу на выявление формы детали посредством сечения: мысленно провели секущую плоскость и изобразили фигуру, получившуюся в результате рассечения детали секущей плоскостью. Так что же называется сечением? Подумайте и дайте определение.
После того как учащиеся самостоятельно сформулируют определение, учитель корректирует его, демонстрирует на слайде и еще раз повторяет сам.
3.2 Суть и особенность процесса получения сечения
– А теперь давайте подумаем, когда и в каком месте целесообразно рассекать деталь. Посмотрите на чертеж детали, изображенной на классной доске.
– Проанализируйте геометрическую форму детали и подумайте, в каком месте и почему целесообразно сделать сечение.
Предлагаемые учащимися ответы разбираются, показывается их целесообразность или нецелесообразность (используется магнитная доска с комплектом изображений главного вида и набора целесообразных сечений). Так, если школьники предлагают рассечь левый цилиндр в том месте, где в сечении получается круг, задается вопрос классу: «А нельзя ли без сечения определить геометрическую форму цилиндра?» Таким образом, учащиеся подводятся к выводу о нецелесообразности данного сечения. И, лишь получив верный ответ (секущая плоскость проходит через шпоночный паз), выясняется, почему это сечение будет целесообразным, как определить размеры фигуры сечения. Учащиеся должны обосновать свой ответ. В результате им станет очевидна необходимость изучения темы, суть и особенность процесса получения сечения, выбор места для его проведения.
3.3 Виды сечений и их обозначение на чертежах
Пользуясь магнитной доской или динамическим пособием, по-разному размещая фигуру сечения на чертеже, выясняем, возможно ли такое его размещение и как узнать, какому месту на детали оно соответствует. На этом этапе изучения материала необходимо подключить школьников к самостоятельному и активному его восприятию и усвоению. Обычно учащиеся легко справляются с заданием – предлагают ввести обозначения сечений. После этого им сообщают способ изображения на чертеже секущей плоскости: применение утолщенных разомкнутых штрихов толщиной 5…2, где 5 – толщина линии видимого контура, и буквенных обозначений.
Демонстрация с помощью динамического пособия на магнитной доске различных вариантов положения фигуры сечения и его обозначения, в том числе на продолжении следа секущей плоскости.
Чтобы пояснить необходимость введения стрелки, передающей направление взгляда, школьникам предлагается определить и прикрепить на магнитной доске фигуру сечения детали.
Ответов может быть два. В ходе беседы выясняется, что оба они подходят к решению, но для того чтобы выбрать один из них, нужно показать направление взгляда.
И наконец, учитель раскрывает вопрос о видах сечений (методом беседы), о целесообразности использования наложенных и вынесенных сечений.
3.4 Особые случаи сечений
Поясняя, используя наглядность, сечения, проходящие через оси отверстий, форма которых представляет собой поверхность вращения (цилиндр, конус, шар), показывается невозможность построения сечений в местах сквозных призматических отверстий, так как фигура сечения распадается на две (и более) части, что противоречит ГОСТ. Затем предлагается учащимся рассмотреть и охарактеризовать положение секущей плоскости во всех рассмотренных случаях относительно главной оси детали.
Учащиеся заключают, что сечение всегда выявляет поперечную форму детали. Обращается внимание класса на выделение фигур сечений с помощью штриховки для металла, дерева, пластмасс. Для закрепления изученного материала и определения степени его понимания предлагается школьникам задания по программированным картам.
4 Формирование практических приемов построения сечений на чертеже
Этапы формирования графического навыка:
1. Сообщение знаний о приемах работы.
2. Определение правил действия.
3. Упражнение.
С первым этапом учащиеся познакомились, наблюдая работу учителя при построении сечений. Отработка второго этапа идет в процессе формирования у школьников алгоритма построения сечений.
После проведения устных фронтальных предварительных упражнений, если класс показал понимание материала и усвоил алгоритм построения сечений, школьникам предлагается выполнить сечения на карточке по индивидуальным заданиям (Приложение). Это третий этап формирования навыка. Работа рассчитана на 5 минут. Если кто-то успеет выполнить задание раньше, он получает новое, аналогичное. По истечении времени учащиеся подписывают карточки и сдают их на проверку.
В процессе работы при необходимости учитель повторяет объяснение для тех, кто еще недостаточно четко понял изучаемый материал.
5 Закрепление основных теоретических положений
В заключение учитель проводит закрепление, пользуясь вопросами из школьного учебника или разработанными самостоятельно.
– Какое изображение называется сечением?
– Для чего используются сечения?
– Как называется плоскость на чертеже?
– Какие сечения называются вынесенными и наложенными? Как они располагаются на чертеже?
– Какой линией обводятся вынесенные сечения? Наложенные сечения?
– С какой целью используются графические обозначения материалов на чертеже?
6 Рефлексия
– Урок подошёл к концу. Я предлагаю вам провести рефлексию собственной деятельности. Продолжите одно из предложений:
– На уроке я понял, что…
– Больше всего мне удалось…
– Следует обратить внимание…
7 Домашнее задание
Параграф 24. Упражнение 33.
Приложение
Карточка-задание по теме
«Понятие о сечении. Выполнение и обозначение сечений»
Сечение – ___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Основные термины: вынесенное и наложенное сечение, сечение на следе секущей плоскости, секущая плоскость.
Графическое обозначение материалов на сечении
Металлы |
Неметаллы |
Древесина |
|
|
|
Упражнение № 1
1. Определите, какие сечения в зависимости от их размещения показаны на рисунке 1. Какие из них необходимо обозначить?
2. Руководствуясь главным видом деталей, найдите правильно выполненное сечение на рисунке 2.
Упражнение № 2
1. Обозначьте секущие плоскости и фигуры сечений.
2. Заштрихуйте фигуры сечений.
Упражнение № 3
Проанализируйте геометрическую форму детали и выполните необходимые сечения.