Автор предлагает ознакомиться с небольшой подборкой игровых упражнений по дифференциации [р] – [л] в словах.
Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Игровое упражнение «Логопедические переключалки»
Задачи:
– дифференцировать [л] – [р] в словах со стечением согласных звуков;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать просодические компоненты речи: темп (быстро/медленно);
– развивать моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Перед тобой игровое поле с изображёнными на нём предметными картинками. Нажимай пальчиком на каждую картинку поочерёдно и называй то, что на ней изображено, чётко произнося в словах нужный звук: [л] или [р]. Вначале первый ряд слов называй медленно, а потом эти же слова произноси быстрым темпом.
Речевой материал: крот, клоп, флаг, фрак, клад, кран, глаза, гроза, блокнот, браслет, клубника, кружка, клык, крышка, кладовка, кровать.
Игровое упражнение «Логопедические кнопки»
Задачи:
– дифференцировать [л] – [р] в словах;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Перед тобой лист, на котором изображены предметы. В названии каждого предмета присутствует [л] или [р]. Под каждой картинкой – место для кнопки. Над листом с предметами размещены буквы, обозначающие звуки [л], [р].
Назови любой предмет, изображённый на листе. Определи, какой звук в нём слышишь: [л] или [р]. Если слышишь [л], то под эту картинку клади кнопку в виде сердечка, так как сердечко лежит под буквой, обозначающей этот звук. Если слышишь в слове [р], то под эту картинку клади кнопку в виде камешка, так как камешек лежит под буквой, обозначающей этот звук. Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.
Пример. Мухомор. В этом слове слышу звук [р]. Значит, под мухомор (картинку с изображением мухомора) кладу камешек.
Лампочка. В этом слове слышу звук [л]. Значит, под лампочку (картинку с изображением лампочки) кладу сердечко.
Речевой материал: шар, мухомор, маркер, доктор, лампочка, краб, стул, лавка, волк, корабль, ложка, кролик, лошадь, платье, рыболов, лампа, друзья, жёлудь, забор, ворона, ромашка.
Игровое упражнение «Логопедические ромашки»
Задачи:
– дифференцировать [л] – [р] в словах;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Ты будешь собрать две ромашки. На лепестках одной из них окажутся предметные картинки со звуком [л], на второй – со звуком [р]. Перед тобой лежат лепестки, перевёрнутые картинками вниз. Бери любой из них, переворачивай, называй картинку, которая изображена на лепестке. Если в слове слышишь [р], то клади её к жёлтой серединке ромашки с изображением буквы, обозначающей этот звук. Если в слове слышишь [л], то клади лепесток к жёлтой серединке ромашки с изображением буквы, обозначающей этот звук. Обращай внимание на правильное произношение звуков [л] и [р] в каждом слове предложения.
Пример. Ромашка. В этом слове слышу [р], поэтому кладу лепесток к серединке с буквой р.
Пенал. В этом слове слышу [л], поэтому кладу лепесток к серединке с буквой л.
Речевой материал: расчёска, горка, пирамидка, робот, куртка, ворота, шар, ворон, кровать, барабан, арбуз, кобра, пенал, ёлка, белка, малыш, платье, яблоко, кукла, пластилин, круасан, акула, лавка, колбаса, маркер, рыба, клубника, лампа.
Игровое упражнение «Логопедические диски»
Задачи:
– дифференцировать [л] – [р] в словах;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Перед тобой диски. Каждый диск разбит на сегменты с картинками, на которых изображены слова со звуками [л] или [р]. Диски имеют стрелку. Крути пальцем стрелку до тех пор, пока звенит звоночек (звоню я). Называй ту картинку, у которой остановилась стрелка. Произноси слово чётко, акцентируй голосом правильно [л] или [р]
Речевой материал: стол, клубника, белка, ракета, лодка, лампа, крот, рулет; поросёнок, мыло, кукуруза, глобус, рыба, платок, лак, ракушка; помидор, дятел, ромашка, шоколад, акула, коробка, халат, пирог; шкатулка, полотенце, арбуз, ковёр, кукла, смородина, пенал, топор; карусель, куртка, жёлудь, баклажан, морж, торт, яблоко, картофель; забор, лампочка, гитара, лось, лупа, шар, клоун, коршун; гармошка, булка, велосипед, молоток, повар, ведро, пират, лошадь; краб, бокал, малыш, юла, тетрадь, дрова, колодец, дракон.
Игровое упражнение «Для кого браслет?»
Задачи:
– дифференцировать [л] – [р] в словах со стечением согласных звуков;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать моторику пальцев и кистей рук.
Инструкция. Для волка и зебры на лесную полянку доставили подарок: каждому по браслету. Однако бусины браслетов перепутались в коробке. Помоги зверям собрать их браслеты правильно. Волк собирает бусины, изображающие картинки со словами, в которых есть [л]. Зебра – слова со [р].
Бери по одной бусине-картинке, называй слово, которое на ней изображено. Если в слове слышишь [л] – цепляй бусину на ниточку для волка. Если в слове слышишь [р] – цепляй её на ниточку для зебры.
Речевой материал: дракон, грач, тигр, кружка, графин, кролик, кобра, пробка, трава, ведро, крыса, градусник; фломастер, платье, метла, повидло, блокнот, флокс, блузка, пластилин, свёкла, глобус, клоун, слон.