Занятие объединения по интересам «Компьютерная грамотность» для учащихся 10–13 лет.
Конспект занятия «Космическая карусель» можно использовать для развития навыков аналитического и творческого мышления, воспитания ценностного отношения к окружающему миру. Это обобщающее занятие, на котором учащиеся кружка закрепляют полученные знания, умения и навыки при работе с графическим редактором Adobe Photoshop, в конструкторе интерактивных упражнений LearningApps и сервисе QR-Coder, а также расширяют свои знания о космосе.
Татьяна ШАТУРКО,
педагог дополнительного образования
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодёжи»,
Гродненская область
Тема занятия: «Космическая карусель».
Возраст учащихся: 10–13 лет.
Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков при работе с графическим редактором Adobe Photoshop, в конструкторе интерактивных упражнений LearningApps и сервисе QR-Coder; расширение представлений учащихся о космосе.
Задачи
Обучающие:
– обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки при работе в графическом редакторе Adobe Photoshop, конструкторе интерактивных упражнений LearningApps и сервисе QR-Coder; приобщить учащихся к теме освоения и изучения космического пространства;
Развивающие:
– содействовать развитию мышления и воображения, фантазии, формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры учащихся, развивать у учащихся интерес к познанию;
Воспитательные:
– воспитывать у учащихся любознательность, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.
Тип занятия: обобщающее повторение.
Оборудование: ПК с выходом в интернет, листы бумаги, дидактические карточки с заданиями, аудиозапись сообщения ТАСС о первом полете человека в космос, видеоролик для физкультминутки, онлайн-викторина (LearningApps).
Эпиграф: «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э.Циолковский).
Ход занятия
Организационный момент
– Кто же из нас хотя бы раз не наблюдал за красотой ночного неба? Оно сияет миллионами ярких звезд, рассыпанных, словно перламутровые жемчужины, на темном одеяле небосклона.
Наблюдая за звездами, невольно задаешься вопросом, насколько велики на самом деле эти яркие светила, которые с Земли выглядят всего лишь крохотными точками? Как устроен мир за пределами нашей планеты? Какие тайны скрывают иные галактики?
Веками человек смотрит в небо, в необъятный космос и размышляет о вечности, о красоте, несущей неведомые опасности. Человек изучает и открывает целенаправленно небо, планеты, звезды.
Ребята, я уверена, что каждый из вас видел ночное небо? Как выглядит небо в это время? (Выполняется под спокойную фоновую музыку; учащиеся описывают на листах бумаги, те образы, которые возникли).
– Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивает к себе внимание людей. Но ближе и понятнее он стал позднее. Человек всегда мечтал о полетах. Тема нашего занятия: «Космическая карусель».
Обратим внимание на эпиграф. Как вы считаете, о чем нам хотел сказать русский и советский философ, изобретатель, школьный учитель и основоположник теоретической космонавтики? (Это наши мысли-желания, которые кажутся нам недоступными и невозможными, в стремлении искать себя, заниматься любимым делом.)
Перед тем как мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в компьютерном кабинете.
Не допускается:
– трогать разъемы соединительных кабелей;
– прикасаться к экрану монитора;
– включать и отключать аппаратуру без указаний педагога;
– класть диски, книги, тетради на клавиатуру.
– Сегодня на нашем занятии, мы не только закрепим полученные знания, умения и навыки при работе в графическом редакторе Adobe Photoshop, конструкторе интерактивных упражнений LearningApps и сервисе для создания QR-кодов, но и погрузимся в мир космоса.
– Сейчас мы с вами прослушаем документальную запись (слушаем запись сообщения о первом полете человека в космос)
– Это наша с вами история. 12 апреля 1961 года впервые в мире выведен на орбиту космический корабль «Восток 1», пилотируемый летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, который совершил свой знаменитый полуторачасовой полет. И теперь в этот день отмечают праздник День космонавтики.
Давайте же знакомиться с миром космоса поближе, выполняя предложенные мной задания.
– Ребята, что такое Солнечная система? (Звезды, планеты, энергия, кометы, астероиды, метеориты). Солнечная система – одна из миллиардов звездных систем, составляющих нашу галактику Млечный путь. Солнечной её назвали, потому что Солнце – это центральная звезда системы, и вокруг нее вращаются остальные планеты, в том числе и Земля.
Всего в пределах Солнечной системы находится 8 крупных планет. Выполнив данное задание, вы узнаете названия космических тел.
Задание 1
С помощью конструктора LearningApps, создать одно интерактивное упражнение «Солнечная система».
Методические рекомендации:
1) загрузить конструктор LearningApps, для этого ввести в адресной строке htpp://LearningApps.org;
2) выбрать вкладку «Новое упражнение»;
3) выбрать упражнение «Кроссворд»;
4) нажать кнопку «Создать новое приложение»;
5) дать название своему приложению «Солнечная система»;
6) постановка задачи «Разгадайте кроссворд «Солнечная система»;
7) добавляем нужное количество вопросов и ответов;
Вопросы/ответы:
– Меркурий – Самая маленькая планета Солнечной системы?
– Венера – Планета, названная в честь римской богини любви?
– Земля – Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь?
– Марс – Какую планету, называют красной?
– Юпитер – Самая крупная планета Солнечной системы?
– Сатурн – Планета, знаменитая своими кольцами?
– Уран – Планета, окруженная девятью кольцами?
– Нептун – Голубая планета?
– Каждая планета располагается от Солнечной системы в определенном порядке. Чтобы проще было запомнить этот порядок я предлагаю выучить выражение, которое поможет запомнить расположение планет от солнца: «Мы Все Знаем – Мама Юли Утром Села На Пилюли».
– Меркурий – самая близкая с Солнцу планета. Планета совершает оборот вокруг Солнца за 88 дней. Поэтому её называют самой быстрой планетой.
Венера – вторая по удалённости планета Солнечной системы. Один оборот вокруг своей оси занимает у планеты 243 суток. Венера почти близнец Земле по размерам, но это раскалённая, безводная планета. Является самой жаркой планетой.
Земля – является самой плотной, пятой по диаметру и массе среди всех планет Солнечной системы.
Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Эту планету назвали в честь Бога войны за её кроваво – красный цвет. Марс ещё называют красной планетой.
Юпитер огромен! Его диаметр больше диаметра Земли в 11 раз. Он может вместить 1300 планет размером с Землю. Юпитер – гигантский газовый шар.
Уран – планета находится слишком далеко от Земли. Планету открыли в 18-м веке, когда изобрели мощные телескопы.
Сатурн – планета названа в честь древнеримского бога Сатурна, покровителя земледелия. Это вторая по величине планета после Юпитера.
Нептун – газовый гигант.
Плутон – до 2006 года считался девятой планетой солнечной системы, но, благодаря исследованиям космоса выяснилось, что он является карликовой планетой. Поэтому в августе 2006 года решением Международного союза он был лишён статуса планеты.
Плутон – находится дальше всего от солнца. Пока ни один космический зонд не подлетел к нему. Учёные установили, что Плутон – сильно смёрзшийся шар из камня и льда.
Задание 2
– Познакомившись с выражением «Мы Все Знаем – Мама Юли Утром Села На Пилюли» и с каждой планетой поближе, вам необходимо с помощью сервиса QR-Coder, сгенерировать названия планет в нужном порядке. (Открыв текстовый редактор MS Word, учащиеся в нужном порядке располагают сгенерированные Qr-коды).
Физкультминутка (видеоролик)
– А теперь, давайте уделим минутку нашему здоровью. К нам в гости сегодня пришел мультяшный герой, давайте повторим все то, что он нам предлагает. (Учащиеся встают со своих рабочих мест и повторяют движения)
– А теперь я предлагаю окунуться в мир творчества и фантазии с помощью графического редактора Adobe Photoshop. Вам необходимо нарисовать одну из планет Солнечной системы, планету Сатурн. Эта планета – одна из самых красивых и отличающихся не только по составу, но и внешнему виду, благодаря поясу, состоящему из семи колец.
Задание 3
Творческая работа (учащиеся получают карточки с Qr-кодом, где изображена планет Сатурн)
– Ребята, как вы думаете, что нам помогает осваивать космос? (Ракеты, летательные аппараты, искусственные спутники Земли)
Искусственный спутник Земли – это любой созданный человеком объект, запущенный в космос с помощью ракеты. Эти космические аппараты оснащены высокоточными приборами и чувствительными камерами, а благодаря широкому захвату снимков и улучшенному пространственному разрешению они могут собирать информацию гораздо быстрее, чем наземные датчики.
– Ребята, назовите мне естественный спутник нашей планеты? (Ответы учащихся).
– Луна – единственный естественный спутник Земли, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы.
Задание 4 (Продолжить задание 3)
– С помощью графического редактора Adobe Photoshop вам необходимо нарисовать единственный естественный спутник Земли – Луну.
Творческая работа (учащиеся получают карточки с Qr-кодом, где изображен единственный естественный спутник Земли – Луна)
Подведение итогов занятия
– Вы большие молодцы, отлично справились со всеми предложенными вам заданиями. Давайте подведем итоги. Перейдите по ссылке и пройдите онлайн-викторину. https://learningapps.org/watch?v=pv4rtvy5325
Рефлексия
Упражнение «По цепочке»
Учащиеся становятся в круг. В руку одному из них педагог дает небольшую ракету, как символ занятия. Передавая из рук в руки предмет, каждый из участников высказывает свое мнение о занятии, описывает свои эмоции, отмечает то, что больше всего запомнилось. Последним в этой цепочке становится педагог, который благодарит за занятие и подводит итоги.
– Спасибо, ребята! До новых встреч!