Сказка о безопасности. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

- 14:32Психологическая помощь

Цель занятия: научить детей распознавать потенциально опасные ситуации и правильно на них реагировать. Также в материале автор знакомит с методами профилактики насилия в дошкольном возрасте, дает практические инструменты для работы с детьми и рекомендации для родителей.

 

Алевтина ЖАРКОВА,
педагог-психолог
ГУО “Детский сад № 113 г. Гродно”

 

Цель занятия: Научить детей распознавать потенциально опасные ситуации и правильно на них реагировать.

Задачи:

– познакомить детей с понятием «безопасность» и «личные границы»;
– научить детей говорить «нет» в ситуациях, где их границы нарушаются;  
– развивать у детей навыки обращения за помощью к взрослым;
– создать доверительную атмосферу для обсуждения сложных тем.

Материалы и оборудование: кукла или мягкая игрушка для демонстрации ситуаций; карточки с изображением эмоций (радость, грусть, страх, злость); цветные карандаши и бумага для творческого задания; аудиозапись спокойной музыки для релаксации.

 

Ход занятия

1 Вводная часть (10 минут)

Цель: Создать мотивацию и познакомить детей с темой занятия.

Приветствие

Психолог. Ребята, сегодня мы поговорим о том, как быть сильными и смелыми, как защищать себя и своих друзей. Вы знаете, что такое безопасность? Это когда нам ничего не угрожает, и мы чувствуем себя спокойно.

Мини-беседа о личных границах

 У каждого из нас есть личные границы – это то, что мы считаем своим, и что другие не должны нарушать. Например, никто не имеет права трогать вас без вашего разрешения или заставлять делать то, что вам неприятно.  

2 Основная часть (30 минут)

Цель: Научить детей распознавать опасные ситуации и правильно на них реагировать.

Игра «Сказка о безопасности» 

Психолог рассказывает сказку, где главный герой (например, зайчик) сталкивается с ситуациями, нарушающими его границы (например, лиса пытается заставить его что-то сделать против его воли).

Сказка «Зайчик и его границы»

Жил-был в лесу маленький Зайчик. Он был очень добрым и веселым, любил играть с друзьями и гулять по полянкам. Но однажды с Зайчиком произошла история, которая научила его важному уроку.

Однажды Зайчик играл на опушке леса. Вдруг к нему подошла Лиса. Она была хитрой и иногда любила подшучивать над другими зверями.

– Зайчик, – сказала Лиса, – давай поиграем в новую игру! Я буду главной, а ты будешь делать всё, что я скажу.

Зайчик немного задумался. Ему не очень хотелось играть в такую игру, но он боялся обидеть Лису.

– Ну… ладно, – неуверенно сказал Зайчик.

Лиса начала командовать:
– Прыгай на одной лапке!
– Крутись вокруг себя!
– А теперь дай мне свою морковку!

Зайчик выполнил всё, что сказала Лиса, но внутри он чувствовал себя некомфортно. Ему было неприятно, что Лиса заставляет его делать то, что он не хочет.

На следующий день Лиса снова пришла к Зайчику.
– Зайчик, – сказала она, – сегодня мы поиграем в другую игру. Ты будешь делать всё, что я скажу, иначе я расскажу всем, что ты трусишка!

Зайчик испугался. Он не хотел, чтобы его называли трусишкой, но и играть с Лисой ему больше не хотелось. Он почувствовал, что его границы нарушаются, и это было неприятно.

Тут мимо проходил мудрый Филин. Он заметил, что Зайчик выглядит грустным, и спросил:
– Что случилось, Зайчик? Почему ты такой печальный?

Зайчик рассказал Филину про Лису и её игры. Филин внимательно выслушал и сказал:
– Зайчик, у каждого из нас есть личные границы. Это то, что мы считаем своим, и что другие не должны нарушать. Если тебе что-то неприятно, ты всегда можешь сказать «нет» и попросить о помощи.

Зайчик задумался. Он понял, что Филин прав. На следующий день, когда Лиса снова пришла к нему и начала командовать, Зайчик смело сказал:
– Нет, Лиса! Мне не нравится твоя игра. Я не хочу делать то, что ты говоришь.

Лиса удивилась, но увидела, что Зайчик говорит серьёзно. Она поняла, что больше не сможет командовать им, и ушла.

С тех пор Зайчик всегда помнил, что у него есть право сказать «нет», если ему что-то не нравится. А если кто-то пытался нарушить его границы, он обращался за помощью к взрослым – мудрому Филину или своим родителям.

 После каждой ситуации Психолог задает вопросы:

  Правильно ли поступила лиса?   
  Что должен сделать зайчик, чтобы защитить себя? 
  К кому он может обратиться за помощью? 

Упражнение «Скажи нет»

Психолог предлагает детям потренироваться говорить «нет» в разных ситуациях.   

   Если кто-то пытается забрать твою игрушку, что ты скажешь?
   Если кто-то хочет, чтобы ты сделал что-то неприятное, как ты ответишь?
   Дети по очереди тренируются говорить «нет» уверенным голосом.

  Игра «Кто может помочь?»    

  Психолог показывает карточки с изображением разных взрослых (родители, воспитатель, полицейский) и задает вопросы.

   К кому ты обратишься, если тебе страшно или кто-то обижает тебя?
   Дети обсуждают, почему важно рассказывать о проблемах взрослым.

3 Заключительная часть (20 минут)

Цель: Закрепить полученные знания и создать положительный эмоциональный настрой.

Творческое задание «Мой щит безопасности»

Психолог раздает детям листы бумаги и карандаши: «Давайте нарисуем щит, который будет защищать нас от всего плохого. Что будет на вашем щите? Может быть, это будут слова «нет» или «помогите», а может, это будут люди, которым вы доверяете.», задает вопросы.

Релаксация «Я в безопасности»     

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Психолог включает спокойную музыку и говорит: «Представьте, что вы находитесь в самом безопасном месте на свете. Здесь вас никто не обидит, и вы чувствуете себя спокойно и уверенно.

Рефлексия

Психолог.  Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали? Что делать, если кто-то нарушает ваши границы? К кому можно обратиться за помощью?

Прощание  

Вы сегодня были настоящими героями! Помните, что вы всегда можете защитить себя и попросить о помощи. До новых встреч!  

 

Приложение

Рекомендации для родителей и воспитателей

1 Как говорить с детьми о насилии:

  Используйте простые и понятные слова.
  Объясните, что никто не имеет права трогать их без разрешения или заставлять делать что-то против их воли.
  Учите детей говорить «нет» и обращаться за помощью.

2 Игры для обучения безопасности:

  «Что делать, если…»: Обсудите с ребенком, как он поступит в разных ситуациях (например, если незнакомец предлагает пойти с ним).
   «Круг доверия»: Нарисуйте с ребенком круг и впишите в него людей, которым он может доверять.

3 Важность эмоциональной поддержки:

   Создайте доверительную атмосферу, чтобы ребенок не боялся рассказывать о своих проблемах.
        Хвалите ребенка за то, что он делится своими переживаниями.

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий