Антон БАЗЫЛЕНКО,
учитель трудового обучения
средней школы № 62 Гомеля
Занятие может проводиться на уроках технического труда в 5-м классе в соответствии со школьной программой, на занятиях объединений по интересам соответствующей направленности, или занятиях ОПТ в преддверии подготовки сувениров к Новому году.
Тип занятия: комбинированный.
Продолжительность – 2 часа.
Цели:
образовательная:
– закрепление умения пиления лобзиком изделий из фанеры или пиленого шпона;
воспитательные:
– воспитание культуры поведения в процессе выполнения технологических операций в кабинете повышенной опасности;
– воспитание аккуратности, точности и бережливости в работе;
– формирование качеств ответственности и взаимовыручки в процессе трудовой деятельности;
развивающие:
– развитие умений, совершенствование знаний, оттачивание навыков в работе с древесными пиломатериалами;
– развитие творческого мышления через внесение элементов инновации и рационализации в процесс изготовления изделия;
– совершенствование самоконтроля.
Инструменты и оборудование: верстак, лобзик, выпиловочный столик, надфиль, заготовки, шаблон, трафарет, шлифовальная шкурка, карандаш, кисточка, клей ПВА, акриловые краски.
Объект труда: сувенирная фигурка крылатого белого металлического быка как символа 2021 года по китайскому календарю.
Используемая литература: Трудовое обучение. Технический труд: учебное пособие для 5-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Н.Чернова, Д.В.Цареня, под ред. М.В.Ильина. – Минск : Народная асвета, 2017.
Ход мастер-класса
I Организационный момент (3 мин.)
– проверка явки на занятие;
– проверка готовности к занятию;
– сообщение темы и цели занятия.
II Теоретическая часть (10 мин.)
– Сегодня на занятии мы закрепим наши практические и теоретические знания и умения в работе лобзиком с древесными пиломатериалами.
– Давайте вспомним: что же такое лобзик? (инструмент для криволинейного распиливания материалов).
– Хорошо. А что же такое выпиливание? (один из видов художественной обработки древесины). Что мы можем выпиливать лобзиком? (древесину легких пород: тополь, липа, осина, ольха или фанера и ДВП).
– Фанера – это? (склеенные листы шпона). Хорошо. А ДВП – это? (древесноволокнистая плита).
– Молодцы. А теперь ответьте на вопрос: из каких деталей состоит лобзик? (рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт и полотно пилки).
– Куда направлен наклон зубьев у закрепленной пилки? (к ручке).
– Как мы можем перенести изображение изделия на заготовку? (перерисовать, перенести через копировальную бумагу, при помощи шаблона или трафарета).
– Но прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним технику безопасности.
Техника безопасности при работе
1 Работать с лобзиком с надежно закрепленной и без повреждений (трещин, сколов) ручкой.
2 Надежно закреплять выпиловочный столик в тисках верстака.
3 Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
4 Пилить размеренно, без рывков и нажима, делать перерывы через каждые 30 мм пиления. Не наклоняться низко к заготовке и не сдувать опилки.
III Практическая часть (65 мин.)
Текущий инструктаж:
– учитель обходит рабочие места, показывая наглядно этапы выполнения изделия, акцентируя внимание на качественном выполнении работы;
– следит за правильностью выполнения учениками каждой технологической операции (напоминая и поясняя им, что в местах поворота линии на заготовке можно плавно поворачивать заготовку или лобзик, не прекращая движение лобзиком);
– следит за соблюдением правил по ТБ и т.д.
Заключительная часть (10–12 мин.)
Мини-выставка.
Учащиеся сравнивают свои работы, смотрят недочеты и обсуждают творческие решения каждого изделия.
Выставление оценок, уборка рабочих мест и помещения мастерской.