Мастер-класс: «Изготовление символа 2021 года на уроках труда в 5-м классе, в объединениях по интересам»

- 18:10II И III СТУПЕНИ, Методичка, Трудовое обучение

 

Антон БАЗЫЛЕНКО,
учитель трудового обучения
средней школы №  62 Гомеля

 

 

Занятие может проводиться на уроках технического труда в 5-м классе в соответствии со школьной программой, на занятиях объединений по интересам соответствующей направленности, или занятиях ОПТ в преддверии подготовки сувениров к Новому году.

Тип занятия: комбинированный.

Продолжительность – 2 часа.

Цели:

образовательная:

– закрепление умения пиления лобзиком изделий из фанеры или пиленого шпона;

воспитательные:

– воспитание культуры поведения в процессе выполнения технологических операций в кабинете повышенной опасности;
– воспитание аккуратности, точности и бережливости в работе;
– формирование качеств ответственности и взаимовыручки в процессе трудовой деятельности;

развивающие:

– развитие умений, совершенствование знаний, оттачивание навыков в работе с древесными пиломатериалами;
– развитие творческого мышления через внесение элементов инновации и рационализации в процесс изготовления изделия;
– совершенствование самоконтроля.

Инструменты и оборудование: верстак, лобзик, выпиловочный столик, надфиль, заготовки, шаблон, трафарет, шлифовальная шкурка, карандаш, кисточка, клей ПВА, акриловые краски. 

                       

Объект труда: сувенирная фигурка крылатого белого металлического быка как символа 2021 года по китайскому календарю.

Используемая литература: Трудовое обучение. Технический труд: учебное пособие для 5-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Н.Чернова, Д.В.Цареня, под ред. М.В.Ильина. – Минск : Народная асвета, 2017.

 

Ход мастер-класса

I Организационный момент (3 мин.)
     – проверка явки на занятие;
     – проверка готовности к занятию;
     – сообщение темы и цели занятия.

 

II Теоретическая часть (10 мин.)

     – Сегодня на занятии мы закрепим наши практические и теоретические знания и умения в работе лобзиком с древесными пиломатериалами.

     – Давайте вспомним: что же такое лобзик? (инструмент для криволинейного распиливания материалов).

     – Хорошо. А что же такое выпиливание? (один из видов художественной обработки древесины). Что мы можем выпиливать лобзиком? (древесину легких пород: тополь, липа, осина, ольха или фанера и ДВП).

     – Фанера – это? (склеенные листы шпона). Хорошо. А ДВП – это? (древесноволокнистая плита).

     – Молодцы. А теперь ответьте на вопрос: из каких деталей состоит лобзик? (рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт и полотно пилки).

     – Куда направлен наклон зубьев у закрепленной пилки? (к ручке).

     – Как мы можем перенести изображение изделия на заготовку? (перерисовать, перенести через копировальную бумагу, при помощи шаблона или трафарета).

     – Но прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним технику безопасности.

Техника безопасности при работе

     1 Работать с лобзиком с надежно закрепленной и без повреждений (трещин, сколов) ручкой.
     2 Надежно закреплять выпиловочный столик в тисках верстака.
     3 Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
     4 Пилить размеренно, без рывков и нажима, делать перерывы через каждые 30 мм пиления. Не наклоняться низко к заготовке и не сдувать опилки.

 

III Практическая часть (65 мин.)

Последовательность выполнения (изображение) Описание последовательности
выполнения
Берем заготовку, которой являются рейки из-под ящиков для фруктов из осины(ширина – 60 мм, толщина –6–8 мм) или фанера от сидений и спинок школьных стульев
Переносим изображение на заготовку тем способом, который считаем наиболее приемлемым: копировальной бумагой, при помощи трафарета или шаблона (трафарет можно изготовить и из прозрачного пластика, что облегчит возможность в ориентировании на заготовке с целью экономного использования материала)
Переносим изображение туловища быка на заготовку и выпиливаем его с последующей зашлифовкой

Переносим изображение деталей № 2, № 3, № 4, № 5, № 7 на заготовку, выпиливаем и зашлифовываем с закруглением.
Эти детали парные

Выпиливаем деталь № 6, отмечаем место для отверстий. На детали № 1 отмечаем место для сверления и последующей подрезки и плотной вставки детали № 6 для крепления крыльев (деталь № 7 – парная)
Вклеивание крыльев на шпажках
в отверстие детали № 1
Приклеивание деталей № 2, № 3, № 4, № 5 с одной стороны сборочной единицы, по моменту склейки переворачиваем узел и приклеиваем симметрично детали № 2, № 3, № 4, № 5

 

Заготовка для основы изделия: рейка большей толщины, но тоже из ящика из-под фруктов либо фанера. Обводим по шаблону, выпиливаем, зашлифовываем.

Покраска изделия акриловой краской из баллончика. Деталь № 8 и сборочная единица красятся отдельно

        Склейка детали № 8 со сборочной единицей

Текущий инструктаж:

     – учитель обходит рабочие места, показывая наглядно этапы выполнения изделия, акцентируя внимание на качественном выполнении работы;

     – следит за правильностью выполнения учениками каждой технологической операции (напоминая и поясняя им, что в местах поворота линии на заготовке можно плавно поворачивать заготовку или лобзик, не прекращая движение лобзиком);

     – следит за соблюдением правил по ТБ и т.д.

 

Заключительная часть (10–12 мин.)

Мини-выставка.

Учащиеся сравнивают свои работы, смотрят недочеты и обсуждают творческие решения каждого изделия.

Выставление оценок, уборка рабочих мест и помещения мастерской.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий