Способы повышения мотивации при изучении немецкого языка

- 11:36Иностранный язык. Идеи, Методичка

 

Наталья БУЛАНОВА,
заместитель директора
по учебно-методической работе,
учитель немецкого языка
ГУО «Гимназия г. Чечерска»

 

 

 

Сегодня, учитывая ответственность педагогов страны за качество знаний учащихся и уровень их подготовки, каждый учитель иностранного языка стремится, чтобы и его воспитанники с охотой изучали и досконально знали предмет.

Как часто во время беседы учителя и родителей можно услышать: «Не хочет учиться», «Мог бы заниматься лучше», «Пассивный на уроках» и другое. В самом деле, проблема привития интереса к знаниям все еще остается нерешенной, хоть и написано про это очень много психолого-педагогических трудов. И нас, учителей, волнует вопрос, почему падает интерес учеников к учебе. И если раньше это наблюдалось в старших классах, то теперь это явление проявляется все раньше.

Из учительского опыта известно, что нельзя научить школьника, когда он равнодушный, безразличный, не видит потребности в приобретении знаний. И, к сожалению, таких детей много. Возможно, негативную роль тут сыграла чрезмерная информационная насыщенность действующих программ практически по всем предметам.

Таким образом, в образовательном процессе на самом деле существует проблема мотивации и развития познавательного интереса к учебе.

Какие же прогрессивные педагогические приемы можно использовать на занятиях по немецкому языку с целью развития и формирования у школьников положительной мотивации к учебной деятельности? Такой вопрос давно волнует учителей, родителей, психологов, методистов.

Как известно, мотив – это то, что вдохновляет, направляет человека на определенную деятельность. Когда не знаешь мотивов, то тяжело понять, почему ребенок стремится к чему-то другому, а не к тому, что предлагает учитель.

Безусловно, успешной является та мотивация, которая побуждает школьника к определенной деятельности с целью осознанного расширения и углубления своих знаний, повышения своего культурного уровня. Формирование мотивов учиться – это в первую очередь создание на уроках немецкого языка условий для проявления внутреннего стремления школьника к обучению. Внутренняя мотивация, независимая от внешних факторов, является важным условием успешной учебы.

Для того чтобы ученики по-настоящему включились в работу, надо на вводном этапе решить три методические задачи. Первая из них требует от учителя активизации у своих учеников опорных знаний будущей планируемой темы урока или, иначе говоря, создать ситуацию успеха: похвалить учеников за определенные знания по ней.

Вторая и третья задачи, которые надо реализовать на мотивационном этапе современного урока, требуют от учителя-предметника умело сформировать ориентировочную основу деятельности школьников к планируемой теме урока и создать проблемную, почти тупиковую ситуацию – тотальное незнание по ней.

Мотивированной, я думаю, должна быть любая деятельность учеников на информационно-поисковом, тренировочно-коррекционном, контрольно-рефлексивном этапах, при повторении, во время систематизации знаний или проверки домашнего задания.

В психолого-педагогической литературе есть целый ряд разработанных способов повышения внутренней мотивации в образовательном процессе. Учителям и родителя рекомендуется:

     1) не навязывать школьнику своих учебных целей «сверху». А если они поставлены, то должны быть понятными и внутренне принятыми учеником – приобрести значительность для его личности. Именно совместная работа по определению целей и задач будет более эффективна в образовательном процессе. Цель учителя должна стать целью ученика;

     2) за правильные ответы и выполненные задания награждать ученика только добрым словом, похвалой;

     3) никогда не критиковать за неудачу и не унижать достоинство ученика;

     4) как можно чаще использовать игровые формы деятельности, а не соревнования;

     5) учебные задания к уроку подбирать с элементами новизны;

     6) с каждым следующим уроком регулировать уровень заданий по сложности и трудности и т.д.

«Как повысить интерес к изучаемому предмету, как углубить качество его усвоения учениками?» – вот что волнует и меня. Как зажечь огонек интереса и поддерживать его?

Остановлюсь на некоторых моментах своей работы в этом плане. Попробую показать некоторые эффективные методы, приемы и формы работы, которые помогают решить «вечную» проблему по формированию у учащихся мотивации на уроках немецкого языка.

Каждый день мы, учителя, входим в классы, смотрим в глаза своих учеников, думаем, как интереснее и содержательнее подать урок. А они также ждут: каким он будет, станет ли уроком радости, открытий?

Я думаю, урок должен стать совместным поиском истины учителя и учеников, «конструкторским бюро», способным сделать открытия, разбудить интерес к изучаемому предмету, приобщить к творчеству. Главным «конструктором» будет все-таки учитель. Поэтому я неслучайно выбрала тему самообразования «Формирование познавательного интереса школьников к обучению на уроках немецкого языка».

Итак, некоторые формы работы, которые использую на своих уроках немецкого языка, чтобы разнообразить их, заинтересовать учащихся, вывести их на орбиту творчества.

Создавая урок, соблюдаю следующие принципы:

– ученики должны работать самостоятельно;
– давать школьникам возможность думать, мыслить;
– ставить детей в такие ситуации, чтобы они задумывались, делали открытия, удивлялись.

Для себя понимаю, что во время уроков учителю необходимо постичь новый материал вместе с учениками, «думать» на их глазах, прибегать к их подсказкам, просить помощи.

Мы должны позаботиться о разнообразных по структуре уроках. Обязательно надо учитывать введение в каждый урок нового, необычного, что пробуждает у учеников интерес к науке, учит творчески подходить к любому, даже самому обыденному делу.

Например, изучая пословицы на уроках немецкого языка, хочу показать учащимся, как можно точно и ярко выразить свою мысль. Использование пословиц имеет ряд достоинств: совершенствуются произносительные навыки учащихся, можно объяснить и активизировать некоторые грамматические явления, расширяется и обогащается словарный запас, стимулируется речевая деятельность.

На начальном этапе обучения использую пословицы уже при проведении фонетической зарядки. При работе над произношением выделяю трудные для произнесения звуки, буквосочетания, отсутствующие в русском языке, например: носовой [ŋ]. Для этого изучаем пословицы: Hunger ist der beste Koch. Jung gewohnt, alt getan.

Знакомя учеников с придаточными предложениями и порядком слов в них, можно использовать, например, следующие пословицы:

Wie wir heute arbeiten, werden wir morgen leben.

Für wen Raum im Herzen ist, ist auch Raum im Haus.

При изучении модальных глаголов в качестве примеров их употребления в предложении можно привести такие пословицы: Alte soll man ehren, junge soll man lehren. Muss ist eine harte Nuss.

При знакомстве со степенями сравнения прилагательных и наречий я привожу следующие пословицы: Lieber spät als nie. Wer zuletzt lacht, lacht am besten. При работе над темой «Неопределенно-личное местоимение man» – пословицы: Man lernt, solange man lebt. Das Alter soll man ehren и др.

На среднем этапе обучения немецкому языку использование пословиц способствует не только совершенствованию произносительных навыков, но и стимулирует их речевую деятельность. Например, при знакомстве с пословицей In der Not erkennt man den Freund стараюсь связать ее содержание с личностью ученика. Задаю вопросы: «Hast du den Freund?», «Wie heißt er?» и т.д.

На старшем этапе обучения немецкому языку ученики должны объяснить пословицу, выразить свое отношение к ней. Например, предлагаю обсудить пословицу: «Der kürzeste Weg zur Gesundheit ist der Weg zu Fuß». Ученик соглашается: «Ich bin einverstanden. Man muss viel zu Fuß gehen, um gesund zu sein». Объясняя пословицу «Zum Lernen ist niemand zu alt», ученик высказывает свое мнение: «Ich bin der Meinung, dass jeder Mensch lernen kann, ob er jung oder alt ist, also in jedem Alter». При изучении пословицы «Es ist noch kein Meister vom Himmel gefallen» учащийся может ее пояснить: «Ich meine, es ist nicht leicht, ein Meister zu werden, weil man viele Kenntnisse braucht. Man muss viel lernen und fleißig arbeiten».

Работа со стихотворениями и рифмовками при изучении немецкого языка совершенствует произносительные навыки, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. В зависимости от поставленной цели поэтические произведения я использую в начале урока для проведения фонетической или речевой зарядки, для снятия усталости на уроке в качестве физкультминутки, для повышения эффективности усвоения новых слов и расширения лексического запаса учащихся в рамках изучаемой темы. Однако необходимо соблюдать меру, иначе игровые упражнения утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Наиболее результативная форма обучения на третьей ступени, на мой взгляд, – дебаты. Каждый участник получает право высказать собственное мнение по той или иной предложенной проблеме. Как правило, метод дебатов я применяю при проведении обобщающих уроков, когда учащиеся уже обладают некоторым запасом знаний, что позволяет им донести свою мысль до других участников дискуссии. Данный метод помогает учащимся преодолеть чувство неловкости, страха выступать перед аудиторией, научиться точно и последовательно излагать мысли, развивать критическое мышление. Ребята излагают свои аргументы, чтобы убедить выступающего в роли судьи в своей правоте. Таким образом, использование на уроках метода дебатов предоставляет учащимся возможность улучшить умение говорить и общаться на более высоком уровне.

При обучении иностранным языкам метод игры может использоваться в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы, как элемент какого-то другого метода, в качестве целого урока или его части, при организации внеклассного мероприятия.

Использование игровых форм делает образовательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

     – игра втягивает в активную деятельность всех учеников;

     – обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся;

     – игра даёт возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для её участников;

     – игра имеет определённый результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

     – в игре все участники изначально равны; результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности.

     – состязательность – неотъемлемая часть игры – создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет.

Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению методических задач, таких как:

     – создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

     – обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

     – тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. Во время игры дети внимательно слушают друг друга и учителя; многократное повторение образцов в игровой форме не вызывает у них переутомления и скуки. Тщательная проработка игр и распределение их по классам и по темам помогает учителю сделать процесс обучения интересным и более эффективным.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов:

а) подготовки учащихся;
б) изучаемого материала;
в) конкретных целей и условий урока.

Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20–25 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3–5 минут и служить повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Все зависит от конкретных условий работы учащихся.

Цель подготовительных игр – формирование речевых навыков:

     – грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся.

     – лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова.

     – фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.

     – орфографические игры направлены на упражнения в написании немецких слов.

Цель творческих игр – развитие речевых умений.

Аудитивные игры могут помочь в достижении следующих целей аудирования:

     а) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

     б) научить учащихся выделять главное в потоке информации;

     в) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

     г) развивать слуховую память учащихся;

     д) развивать слуховую реакцию.

Речевые игры имеют следующие задачи:

     а) научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

     б) научить учащихся практически и творчески получать и применять полученные речевые навыки, обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Очень часто использую в работе ролевую игру, так как она помогает смоделировать реальную ситуацию общения на уроке. Ролевая игра помогает решить комплексные задачи усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Значимость ролевых игр не только в активизации определенных знаний, но и в развитии коллективных форм общения. Например, предлагаю учащимся диалог. Они знакомятся с ним, выполняют задания, прорабатывают нормы речевого этикета. После этого предлагаю им составить свой вариант диалога, опираясь на заранее подготовленную опору.

После знакомства с текстом предлагаю одному ученику сыграть роль какого-либо персонажа из текста, другие ученики берут у него интервью.

Более сложным является инсценировка ситуации по теме. Ученики сами решают, какую лексику будут использовать, как будет развиваться действие. Например, можно имитировать дискуссию между нашими школьниками и их «зарубежными сверстниками». Учащиеся рассказывают «зарубежным гостям» о детских и юношеских организациях нашей страны, о своей учебе и т.д. Проводятся также игровые дискуссии, раскрывающие отношение школьников к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино (способствующие формированию мировоззрения). Участие в игровой дискуссии рассматривается как важное средство подготовки школьников к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли, обмену мыслями и суждениями, активному и инициативному иноязычному общению. С учетом выявленных профессиональных интересов школьников можно организовывать имитационные деловые игры, соответствующие возрастным особенностям учащихся старших классов, являются важным средством не только обучения иностранному языку, но и профессиональной ориентации школьников, их воспитания и всестороннего развития.

Обучение с использованием проектных приемов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует: повышению значимости языка как средства общения; развитию умения работать в коллективе; расширению кругозора учащихся; повышению мотивации учащихся; поощрению творчества; воспитанию самостоятельности; интеграции всех четырех видов речевой деятельности; развитию общеучебных умений.

Работа над проектами включает в себя следующие этапы:

     1) Начальный этап (определение проблемы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

     2) Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

     3) Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

 

Предлагаю описание работы над проектом «Jugendliche» в 10-м классе.

Приступая к работе над проектом, учащиеся 10-го класса, прежде всего, изучили материал учебника, совместно наметили проблемы, которые следовало разработать. Затем были сформированы небольшие группы учащихся. Среди них были распределены проблемы «Probleme der Jugendlichen», «Kinder – Eltern», «Karriere oder Familie», «Die erste Liebe». Я предложила учащимся ознакомиться с дополнительной литературой. Отобрав нужную информацию, группы приступили к планированию проекта. У каждого ученика были свои идеи, каждый вносил свои предложения.

Внутри групп были распределены задания по теме: одни готовили монологические высказывания, другие – диалоги и полилоги, третьи брали интервью или проводили анкетирование и т.д. Каждая группа красочно оформила свой проект на листе ватмана. Группы работали самостоятельно, лишь при необходимости обращались ко мне за консультацией. Результатом работы над общим проектом явилась устная презентация проектов.

Использование проектной методики помогает изменить отношение школьников к изучению иностранного языка, пробудить интерес к предмету, а также раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Кроме того, метод проектов способствует развитию коммуникативных способностей, обогащению знаний по предмету, а обучение в содружестве воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Кто-то из великих говорил, что ученик – не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь. Так ли это? Как мне кажется – нет! Светильник живой души зажигается намного раньше, в момент рождения ребенка. Миссия учителя в том, чтобы помочь этой живой свече постичь смысл своего горения, научить ее гореть ровным, сияющим, чистым светом, не оплывать, не гаснуть преждевременно. И в этом смысле миссия учителя очень ответственная.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий