Мастер-класс «Основы туристических навыков»

- 14:58Дополнительное образование, Методичка

 

Александр КНЫШ,
педагог дополнительного образования
Берёзовичской средней школы Пинского района,
Брестская область

 

 

Мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, классных руководителей.

 

Цель: обобщение опыта проведения занятий с учащимися по теме «Туристские узлы. Техника вязания туристских узлов. Ориентирование на местности».

Задачи:

– познакомить с методами и приёмами, используемыми на занятиях по темам «Туристские узлы», «Ориентирование на местности»;

– показать возможные варианты заданий по отработке навыков техники вязания узлов на примере туристских узлов «прямой» и «встречный»;

– показать возможные варианты заданий по отработке навыков ориентирования на местности.

Дидактическое оснащение: карточки с изображением различных узлов, карточки-задания, памятки «Туристский узелок».

Демонстрационное оборудование: презентация.

Материалы и инструменты:

– туристские верёвки (3–4 шт., от 1,5 до 10 м);
– репшнуры (2 м, по количеству участников);
– карты для прохождения маршрута.

Структура мастер-класса:

     I Организационная часть.

     II Знакомство с туристскими узлами и способами ориентирования на местности:

– классификация узлов и возможности их использования;
– материалы и инструменты;
– техника вязания узлов;
– классификация способов ориентирования на местности.

     III Основная часть:

– знакомство с узлами «прямой» и «встречный»;
– способы закрепления знаний и формирования навыков вязания узлов;
– способы отработки навыков завязывания узлов (игры, упражнения);
– отработка навыков ориентирования по карте.

     IV Заключительная часть:

– подведение итогов, рефлексия.

 

Ход мастер – класса

I Организационная часть занятия

Сообщение темы мастер-класса

Отгадайте загадку: сожмётся – с кошку, растянется – с дорожку. Что это? (Верёвка)

Дети очень любят делать что-то руками, это способствует развитию координации и мелкой моторики, активизирует мыслительную деятельность ребёнка, заставляя его не только запоминать, но и строить логические цепочки. В этом и заключается одно их преимуществ занятий по формированию навыков завязывания туристских узлов.

Наш мастер-класс называется «Основы туристических навыков».

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми методами и приёмами в работе с детьми на занятиях по теме «Туристские узлы» и «Техника вязания узлов», «Ориентирование по карте».

 

II Знакомство с туристскими узлами

Классификация узлов и возможности их использования

Каждый, раз, завязывая шнурки, банты, вешая бельё, связывая концы верёвок, изготавливая верёвочную лестницу, привязывая лодку или собаку, а также для спуска и подъёма в пещерах или горах, для страховки в турпоходе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника-высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста, скалолаза или горного туриста умение правильно вязать нужные узлы – вопрос личной безопасности.

Все туристские узлы условно можно поделить на 4 группы: узлы для связывания верёвок, узлы для прикрепления верёвки к опоре, узлы-петли для страховки и самостраховки и вспомогательные узлы (Приложение 1).

Материалы и инструменты

Чтобы научиться вязать туристские узлы, нам необходимы различные куски верёвок от 1,5 до 5–10 м, диметром в 6 и 10 мм, а так же репшнуры, длиной 1–1,5 метра тех же диаметров.

Техника вязания узлов

Как существует множество узлов, так и существует множество способов их завязывания. Один и тот же узел можно завязывать разными способами.

Главные критерии при завязывании узла: он должен завязываться быстро и легко, быть надёжным и крепким, как замок, легко и быстро развязываться, когда это нужно туристу.

Способы ориентирования

Ориентироваться можно разными способами. Какие способы ориентирования вам известны?

– В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо – восток, налево – запад.

– Допустим, вы заблудились, а компаса у вас нет. Не впадайте в панику, потому что ориентироваться можно разными способами, например, по Луне, по местным приметам, по звездам, по деревьям.

Ориентирование по Солнцу. Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов. Положите часы со стрелками и поверните их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой 1, раздели пополам (по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии Юг – Север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора – компаса. При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Давайте представим. В солнечный теплый осенний день мы с вами направились в лес на прогулку. Отправляясь в лес, важно помнить с какой стороны леса мы зашли. Ярко светит солнце, в лесу тишина. И вот незаметно вы углубились в лес. Что же делать? Конечно, можно позвонить. Благо, мобильные телефоны есть у всех! Но бывают случаи, когда они не помогут: нет связи, разрядилась батарея… Ни в коем случае нельзя паниковать и бегать по лесу. Этим вы можете только усугубить свое положение. Лучше осмотреться. Матушка-природа позаботилась о том, чтобы в случае чего указать нам верный путь. Нужно только присмотреться.

Ориентир – муравейник. Как же по нему понять где север, а где юг? Муравейники всегда расположены с южной стороны. Северная сторона муравейника крутая, а южная пологая.

Дерево с лишайником. Лишайник всегда растёт с северной стороны. Значит, противоположная сторона, это и есть юг.

В солнечный день, в полдень тень деревьев падает на север.

Ориентир по звездам. Бывает так, что ночь застала вас в лесу и как же найти дорогу? По звездам! Для северного полушария ориентиром является Полярная звезда. Она, конечно, не одна на звездном небосводе, но она никогда не ходит по звездному небу, как другие звезды и созвездия. Полярная звезда всегда показывает на север, возможное отклонение около 1,5–2 градуса. Так что это самый хороший ориентир на звездном небе в северном полушарии.

Примечание. Полярная звезда – самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Ее можно найти в хвосте Медведицы. (Древние греки, как и многие другие народы, считали, что у медведей длинные хвосты). Звезда называется Полярной, потому что она появляется в пределах одного градуса от звездного северного полюса, и поэтому кажется, что она недвижима на ночном небе.

В наше время, из-за того что семь звезд Малой Медведицы выглядят как маленький ковш, некоторые люди называют созвездие Малой Медведицы Малым Ковшом. Вы можете найти ее с помощью звезд в других созвездиях, служащих указателями к Полярной звезде. Чаще всего используются звезды-указатели Мерак и Дубхе, две звезды по краям Большого Ковша (Большой Медведицы), на противоположной стороне от его ручки. Следуя этим звездам в направлении горла Большого Ковша, вы сможете найти Полярную звезду.

 

Ориентирование на местности по карте

Карта – основное средство ориентирования. Топографическая карта была и остается надежным путеводителем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и определение своего местоположения (точки стояния).

Ориентирование карты по направлениям на стороны горизонта, на ориентиры, по линейному ориентиру

Ориентировать карту – это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

 

III Основная часть

Рассмотрим возможные методы и приёмы, используемые при проведении занятия «Туристские узлы» и варианты заданий по технике вязания узлов с младшими школьниками на примере узлов «прямой» и «встречный».

Знакомство с узлами «прямой и встречный»

       Задание 1. (Ситуация мотивации к приобретению новых знаний)

Перед вами две верёвки. Попробуйте связать их привычным для вас способом – так как вы завязываете свои шнурки на кедах, кроссовках – бантиком. А теперь – потяните за концы верёвок (тянут 4 человека за все 4 конца).

Что из этого вышло? (Веревка развязалась). Узел оказался ненадёжным.

Связываю «прямой узел» сам и прошу снова потянуть за концы. Узел – не развязался.

Оказывается, у туристов есть особые узлы, которыми можно связать верёвки. Мы с вами будем сегодня учиться связывать верёвки одинаковой толщины двумя узлами – «прямым» и «встречным».

 

Способы закрепления знаний и формирования навыков вязания узлов

Есть два способа завязывания прямого узла (Приложение 2):

1)  Из одинаковых верёвок, петлю соединив с петлей,
     получим узел мы… прямой

2)  Начинаем вязать узел простой,
     сначала работаем правой рукой,
     потом снова вяжем узел простой,
     только теперь уже левой рукой.
     Не забудь прикрепить концы узла к верёвке
     вот и вышел узел «прямой» быстро и ловко.

Узлы, которыми мы прикрепляли концы завязанного узла к верёвке, называются контрольными. Они помогают сохранить прочность верёвки при натяжении и не дают ей развязаться.

Есть ещё один крепкий и надёжный узел для связывания верёвок одинаковой толщины (Приложение 2):

Контрольный узел на конце верёвки,
ему на встречу вышел вдруг, конец второй верёвки,
и, повторив за первым полный путь,
получим узел крепкий – не забудь!
Прочность верёвки нам обеспечена,
а называется узел… встречный.

Прошу повторять за мной движения верёвки, чтобы завязать встречный узел.

       Задание 2. На столе у вас лежат карточки со схемами туристских узлов. Раскрасьте эти схемы, используя два цвета. Каждому концу верёвки – свой цвет (Приложение 3).

       Задание 3. Придумайте примеры, где в домашней работе вам могли бы пригодиться узлы «прямой» и «встречный». (Пример: часто развязываются капроновые шнурки, их можно завязать узлом «прямой»).

 

Игры и упражнения на закрепление навыков
завязывания туристских узлов

       Задание 4. Разбейтесь на пары. Возьмите по репшнуру: один в правую руку, другой – в левую. Ваша задача – связать узел, работая парой вместе.

       Задание 5. Работа в парах. Один завязывает узел закрытыми глазами, другой – помогает ему, направляет словами в случае ошибок в действиях первого.

 

Правила работы с компасом

       1 Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

       2 Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

       3 Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.

       Задание 6. Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса. В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

       Задание 7. Каждый из вас получил мини-карту для прохождения маршрута. Ваша задача пройти данный маршрут за наименьшее время.

 

IV Заключительная часть

Подведём итог:

Мы славно с вами потрудились,
вязать узлы мы научились.
Запомнил каждый наш урок: 
туристский узелок – надёжен, как замок.

А теперь я вам предлагаю все ваши верёвочки связать между собой, у нас получилась большая длинная верёвка, что символизирует сплочённость в нашей группе. А я в свою очередь свяжу концы этой верёвочки, образно объединяя вас и меня в единый дружный коллектив. А домой вы возьмёте памятки по нашему мастер-классу и карточки, где попробуете разгадать одну задачку. (Приложение 3).

 

Приложение-1 PDF

Приложение-2 PDF

Приложение-3 PDF

 

Список дополнительных источников

1 http://www.animatedknots.com/
2 http://alpinhike.com/viewblog/19
3 http://sizz.name/88-uzly-dlya-turizma
4 http://festival.1september.ru/articles/622079/ 5 https://infourok.ru/-48661.htm

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий