Инновационный проект по раннему выявлению признаков десоциализации личности учащегося

- 8:19Проекты

 

Светлана ВАЙДО,
педагог социальный
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

В средней школе № 1 Сморгони реализуется инновационный проект «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации».

Цель проекта – совершенствование научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования, апробации и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику. Проект будет реализоваться по 2023 год, а в основе его реализации лежат принципы целенаправленности, системности, последовательности, научности, свободы выбора, развития инициативы, партнерства.

Актуальность проекта заключается в необходимости изменения концепции профилактической работы. Работу мы построили дифференцированно с двумя категориями несовершеннолетних: с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, и с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия. 

Начальным этапом этого периода работы было изучение нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность в Беларуси и проведение инструктивно-методического совещания «Алгоритм организации инновационной деятельности».     

Управленческая команда представлена директором учреждения образования О.А.Дунай, заместителем директора по воспитательной работе О.С.Августинович, специалистами социально-педагогической и психологической службы, классным руководителем, руководителями клубов «Диалог на равных», «Русская словесность», кружка «Декоративно-прикладное искусство». Научное сопровождение проекта осуществляется доцентом кафедры психолого-педагогического сопровождения образования Гродненского областного института развития образования, кандидатом педагогических наук Г.Я.Бархерит.

Структура методической работы школы в масштабе осуществления инновационного проекта – это согласованная работа группы педагогов, реализующих инновационную деятельность, которые постоянно участвуют в действующем семинаре «Решаем вопросы в условиях реализации инновационного проекта».

Все мероприятия проходили в соответствии с программой реализации инновационного проекта и календарным планом по реализации программы на 2020/2021 учебный год (ссылка на данные по проекту: https://1smorgon.znaj.by/innovatsionnaya-i-eksperimentalnaya-deyatelnost/innovatsionniy-proekt-vnedrenie-modeli-organizatsii-individualnoy-profilakticheskoy-raboti-s-obuchayushchimisya-na-ranney-stadii-viyavleniya-priznakov-desotsializatsii). Деятельность участников инновационного проекта осуществляется в соответствии с функциональными обязанностями.

Работа над реализацией инновационной деятельности мы построили в несколько этапов.

На подготовительном этапе (сентябрь–октябрь 2020 г.) участники инновации ознакомились с основными идеями проекта. Проведенное анкетирование педагогов «Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности» помогло определить степень профессионального роста педагогов, факторы, способствующие их личностному развитию. По результатам диагностики все участники инновационного проекта положительно относятся к организации и проведению исследовательской деятельности и имеют высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности через умение построить другое отношение к ребёнку с опорой на его сильные стороны.

В ходе работы с родительской общественностью, целью которой было формирование у законных представителей обучающихся положительного отношения к осуществляемой инновационной деятельности, организовано ознакомление их с основными идеями проекта, а перед началом внедрения инновационного проекта было получено согласие родителей на проведение диагностик с учащимися и согласие на участие их детей в проекте. С родителями проведена диагностика сформированности педагогической культуры родителей и диагностика на определение уровня детско-родительских отношений в семье, готовности родителей к совместной деятельности. Заинтересованность родителей в данной деятельности составила 57 %, но был выявлен низкий уровень воспитательного потенциала родителей.

Проведена диагностика уровня воспитанности среди учащихся (28 учащихся). По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что общий уровень воспитанности учащихся – средний (47 %), 17 % учащихся имеют высокий уровень воспитанности, 29 % – хороший, и 7 % – низкий уровень воспитанности. Были выявлены следующие проблемы: учащиеся не всегда понимают ценности получения образования для собственного развития и правильного воспитания. Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной и другим деятельностям. В результате были сформированы две группы учащихся по семь человек, участвующих в реализации инновационного проекта. Одна группа учащихся – имеющие проблемы в поведении, вторая – имеющая проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Родители в индивидуальном порядке получали всю информацию о результатах диагностики учащихся, проводилось консультирование по оказанию помощи их собственным детям, вовлечение в реализацию проекта.

С ноября 2020 года начата реализация практического этапа проекта.

Работа организована в четырех модулях: «Взаимодействие с учащимися», «Взаимодействие с семьей», «Взаимодействие с социальными партнерами», «Взаимодействие с педагогами». В соответствии с календарным планом были проведены психолого-педагогические диагностики, повышение квалификации педагогов через постоянно действующий семинар, систему методических практикумов, через самообразование, проведение творческих конкурсов, организацию родительских встреч и работу с группами учащихся.

С родителями проведены отцовский полигон «Что посеешь, то и пожнёшь», парное интервью «Острые углы семейного воспитания», кейс-стади «Мера родительского контроля», творческая лаборатория «Воспитываем толерантность», тренинги «Правила эффективного общения с детьми», «Перефразирование».

На основании полученных результатов проводились занятия, встречи с группами учащихся «Особенности административной и уголовной ответственности несовершеннолетних», круглые столы «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», «Электронные сигареты: за и против», игровые и практические занятия «Права и правила поведения», магазин здоровья «Коктейль поступков», квест-игры «Правовое метро», видеозал с просмотром сюжета по выявленной проблеме, тренинги и индивидуальные занятия с детьми, педагогами, родителями с привлечением субъектов профилактики ИДН, больницы. Все эти мероприятия были направлены на проектирование правильного поведения, а затем внедрение полученных знаний в жизнь.

Привлекая ребят в работу волонтёрского отряда «Открытые сердца», удалось подготовить двух волонтеров-инструкторов равного обучения по направлению «Безопасное и ответственное поведение».

Участвуя в работе кружка «Декоративно-прикладное искусство» и клубов «Русская словесность» и «Диалог на равных», ребята смогли проявить умения в сфере общения, построения бесконфликтных, деловых взаимоотношений с включением в их значимую деятельность родительской общественности.

Педагоги смогли организовать работу с этой категорией учащихся через опору на их позитивные качества.

Работа по реализации инновационного проекта способствует раннему выявлению признаков десоциализации в направлении формирования нравственно зрелой, подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с социально-правовыми нормами. Ребята проявляют послушание, становятся более милосердными, добросовестными, целеустремленными, дружелюбными, тактичными, учатся контролировать свое поведение, рационально решать жизненные проблемы, правильно реагировать на конфликтные ситуации согласно правилам поведения, через уважение к окружающим, принятие, адекватные реакции.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий