Татьяна ВОЙТЕХОВИЧ, Ольга БАБИЧ,
руководители физического воспитания
ГУО “Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Островца”,
Гродненская область
Дошкольный центр развития ребенка № 1 Островца функционирует с 1984 года с режимом работы 10,5 часов. На базе учреждения открыто 12 групп.
Ежегодно воспитанники учреждения дошкольного образования проходят медицинское обследование. На основании полученных данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанники разделяются на четыре медицинские группы: основную, подготовительную, специальную и лечебной физкультуры.
К специальной медицинской группе (далее – СМГ) относятся воспитанники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограниченных физических нагрузок, что выявляется в результате медицинского осмотра врачом-педиатром.
Для открытия в учреждении образования СМГ руководитель издает приказ, где перечисляются воспитанники, зачисляемые в группу, назначаются ответственные специалисты.
В 2020/2021 учебном году такая группа открыта для пяти воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в спортивном зале под руководством специалиста – инструктора-методиста по лечебной физкультуре Ольги Бабич. Частота занятий – три раза в неделю по 20 минут. В работе с такими детьми инструктор-методист использует индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме воспитанника.
Особенность занятий в СМГ состоит в том, что вся работа проводится под постоянным контролем медицинского работника. Во вводной и заключительной части медицинский работник проводит опрос воспитанников о самочувствии и проводит пульсометрию (измеряет пульс) для выявления тренирующего эффекта от занятия.
Подготовительная часть для постепенной адаптации сердечно-сосудистой системы к предстоящей нагрузке начинается с ходьбы в медленном темпе с музыкальным сопровождением. Затем осуществляется переход к общеразвивающим упражнениям с использованием элементов хатха-йоги с целью улучшения функционального состояния центральной нервной системы и повышения эмоционального фона. Выполнять позы нужно правильно, но без напряжения. Очень важно следить за свободным, спокойным, ровным дыханием. Если возникают сложности с освоением поз, ребёнку предлагается представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и помогает ребёнку быстрей освоить позу.
В основной части занятия решаются задачи в соответствии с учебной программой дошкольного образования за исключением тех элементов, которые противопоказаны воспитанникам по медицинским показаниям: прыжки, бег, упражнения с быстрой сменой исходных положений, задержкой дыхания. Нагрузка во время занятий распределяется с учетом рекомендаций медицинского работника в зависимости от заболеваний.
Заключительная часть представляет собой дыхательную гимнастику с акцентом на удлиненный выдох и элементы точечного самомассажа стоп, с целью полного восстановления организма после нагрузки. Массаж – важная составляющая лечебной гимнастики. Точечный самомассаж стоп оптимизирует работу всего организма, гармонизирует нервную систему, повышает иммунитет и налаживает сердечный ритм.
Занятия по физической культуре для детей специальной медицинской группы решают следующие задачи:
— содействуют восстановлению и укреплению здоровья, совершенствованию физического развития и закаливанию организма;
— формируют основные двигательные умения и навыки в соответствии с программой по физической культуре;
— обучают рациональному дыханию в покое и при различных физических нагрузках;
— воспитывают потребности в систематических занятиях физической культурой.
Занятия, проводимые для детей специальной медицинской группы, помогают улучшить функциональное состояние, способствуют полноценному и гармоничному развитию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.