Светлана КУРДУН,
учитель-дефектолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. п. Кореличи»,
Гродненская область
Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, не раз убеждаюсь, как сложно бывает им овладевать грамматическими категориями и формами слов. Одной из наиболее трудных категорий для усвоения детьми являются предлоги и падежные окончания.
Каждый педагог знает, что самый успешный способ научить ребёнка – это игра. Интерес и положительные эмоции от игры получает не только ребёнок, но и педагог. Поэтому я разработала систему игр, направленных на формирование предложно-падежных конструкций у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Все разработанные и изготовленные игры были разделены на три блока.
Первый блок – игры, направленные на формирование умения правильно ориентироваться в пространстве.
Второй блок – игры на понимание предлогов, на выделение предлогов из речевого потока, на соотнесение предлога с его графической моделью.
Третий блок – игры, направленные на формирование умений составлять предложения с предлогом по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки, без опоры на наглядность.
В первый блок вошли игры, не требующие специальных игровых пособий. Это игры «Что перед, а что за», «Колокольчик», «Магазин», «Что изменилось?» и другие. Они проводятся в подготовительный период, т.к. умение правильно ориентироваться в пространстве – это фундамент, на котором осуществляется формирование умения правильно понимать и употреблять предлоги. Например, в игре «Колокольчик» один ребёнок закрывает глаза, а другой тихо подходит и негромко звенит в колокольчик (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу). Ребёнок, не открывая глаз, должен указать направление, откуда доносится звук.
Второй блок составили игры « Командиры», «Машина едет по дороге», направленные на формирование умения правильно понимать значение предлогов. Например, в игре «Командиры» один ребёнок выбирается командиром, а другой выполняет его команды: «Положи кубик в коробку. Положи кубик на коробку. Положи кубик под коробку. Положи кубик за коробку». Если все команды выполнены правильно, то водящий становится командиром. Чтобы детям с нарушениями речи было легче усваивать значения предлогов, использую зрительный образ предлога. Сначала дети сами конструируют схемы предлогов из большого синего квадрата и маленького красного круга, а затем пользуются готовыми карточками, где вместо круга изображен колобок. Такие зрительные образы очень нравятся детям и активизируют их интерес к играм.
Дифференцировать предлоги и соотносить предлог с его графической моделью помогают игры «Молчанка», «Весёлые часики». В игре «Молчанка» называю предлог (словосочетание с предлогом или предложение), а дети показывают соответствующую карточку. Тот, кто все задания выполняет правильно, получает приз.
В третий блок входят игры, которые способствуют формированию умений правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях, «Живые картинки», «Ромашка», «Исправь ошибку», «Домино», «Ласточка летит», «Машина едет по дороге», «Весёлые кубики», «Свяжи слова» и т.д. В игре «Ромашка» выкладываю перед детьми круги со зрительными образами предлога и лепестки с сюжетными картинками. Ребёнок должен назвать, какой у него предлог и отобрать из представленных картинок те, по которым можно составить предложения с данным предлогом. Отобранные лепестки с картинками подставляются к кругу со схемой предлога как лепестки ромашки. Если все лепестки подобраны правильно, то можно перевернуть, и получится ромашка. В игре могут участвовать несколько игроков. Победит тот, кто первый соберёт ромашку.
Игры и упражнения на формирование предложно-падежных конструкций широко использую как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Например, на этапе автоматизации поставленного звука в словосочетаниях, предложениях произношу предложение с отрабатываемым звуком, а воспитанник повторяет его, а затем выделяет из этого предложения предлог и на «Весёлых часиках» показывает его схему. В игре «Свяжи слова», используется речевой материал на автоматизацию звука. Цель этой игры не только правильно произносить отрабатываемый звук в словах, но логически правильно связать два слова с помощью предлога.
В процессе коррекционной работы по формированию предложно-падежных конструкций посредством системы специально разработанных игр были выработаны следующие правила:
— игры на употребление предлога в речи проводить только в том случае, если дети усвоили смысловое значение предлога;
— сначала игру необходимо проводить индивидуально с каждым ребенком, а затем в группе детей;
— при организации игры в группе первыми участие в ней принимают дети с более высоким уровнем речевого развития, а затем на их примере все остальные;
— игры организовывать так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог;
— одни и те же игры и упражнения проводить многократно, пока дети не будут справляться с поставленными перед ними задачами;
— при необходимости осуществлять демонстрацию правильного произношения предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделяя их интонацией, паузой, ударением, а также контроль над правильным произношением предлогов и падежных окончаний существительных в самостоятельной речи ребёнка;
— обращать внимание на многозначность предлогов как по лексическому значению, так и по сочетаемости с различными падежами;
— падежные конструкции в играх использовать только в глагольных словосочетаниях, так как от глагола зависит значение предлога.
Система специально разработанных игр оправдала себя в работе. Дети проявляют познавательный интерес и речевую активность, коррекционный процесс становится для воспитанников интересным и занимательным. Кроме этого, специально разработанные игры способствуют лучшему усвоению пространственных понятий, лексических значений предлогов, восприятию их на слух как отдельных слов и закреплению их в речи детей. Игры способствуют закреплению материала по лексическим темам, помогают автоматизировать в речи поставленные звуки, формируют у детей умение делать анализ предложений, готовят к обучению грамоте, предупреждая вторичные нарушения.