Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»
Тема: «Весенний пейзаж».
Цель: Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционной техники рисования кофе-арт.
Задачи:
– формировать умение использовать новую технику кофе-арт;
– формировать первоначальное представление о монохромной живописи (изображении рисунка в одном цвете);
– продолжать формировать первоначальные представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства;
– продолжать формировать умения отображать характерные признаки предметов, их форму, величину, пропорции;
– продолжать формировать умения передавать пространственные взаимоотношения между объектами;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с кофе;
– способствовать творческому настрою и душевному комфорту посредством ароматерапии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с пейзажами, изображенных в монохроме (гризайль и сепия).
Оборудование:
– образец пейзажа;
– магнитная доска;
– магниты.
Материалы:
– плотный альбомный лист формата А4;
– кисточки № 3 и № 8;
– три стаканчика с кофе в градиенте (в кофе самого светлого оттенка добавлена ваниль, в кофе самого темного – корица)
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Детям предлагается назвать напитки, которые они пьют в детском саду на завтрак (ответы детей: чай, молоко, какао, кофейный напиток с молоком). Далее ведется разговор о бодрящем и ароматном напитке кофе, с которого у многих людей начинается утро. Ребятам сообщается, что в некоторых странах мира настоящими ценителями и любителями кофе празднуется День кофе. Традиционно наибольшие празднества устраивают 17 апреля и 29 сентября. В эти дни организовывают масштабные фестивали, щедрые дегустации в местных кофейнях и всевозможные акции, посвященные любимому напитку. Кофе также можно использовать не только как вкусный напиток, но и как альтернативную замену краскам, рисуя им на холсте или альбомном листе. Такая необычная техника рисования получила название «кофе-арт», то есть картины, нарисованные кофе. Художники считают технику кофе-арт более сложной, чем традиционное рисование краской. «Кофейные картины» рисуются послойно, каждый последующий слой наносится лишь после того, когда предыдущий полностью высох. Художнику необходимо передать всю красоту и уникальность изображения, используя лишь один цвет – коричневый – и его оттенки.
2 Пальчиковая гимнастика «Две конфетки на ладошке»
Две конфеты на ладошке
(как будто держим на ладони конфеты)
Приютились тесно.
Можно с ними поиграть
(на каждое слово «перекладываем конфеты» в другую ладонь).
Будет интересно.
Лишь фантазии чуть-чуть в ту игру добавить,
и конфеты нам помогут целый мир представить.
Ты конфеты в кулаке
(«сжимаем конфеты» в кулак)
Потряси у ушка
(трясем кулачком у уха).
Вспомнишь точно, как была
(«перекладываем конфеты» в другой кулак)
В детстве погремушка.
(трясем кулачком у уха).
Из одной руки в другую
(«перебрасываем конфеты»)
Перекинем метко.
Как кузнечик по траве, прыгает конфетка.
Если, фантиком шурша,
(«катаем конфеты» между ладонями)
Я глаза прикрою.
Словно листья под ногами осеннею порою.
Этот маленький пример
(как будто берем в каждую руку по конфете)
Как в руке с конфетой можно с пользой погулять
(изображаем ходьбу)
По большому свету.
II Основная часть
Рассматривание образца пейзажа. Определяем планы пейзажа: на передней линии две возвышенности, на одной из которых (левой) расположены две ёлочки, а на правой – три дерева. Уточняем, что деревья выше, чем елочки. Они состоят из ствола, расширяющегося книзу, основных крупных веток и более мелких. Ствол елочек рисуется без расширения книзу. Ветки, чем ближе к земле, тем крупнее, размашистее, а чем ближе к верхушке – короче. На верхнем плане изображены облака и солнце.
1 Рисование пейзажа
1 Берем кофе самого светлого оттенка и пушистой кисточкой тонируем им альбомный лист, начиная сверху и постепенно опускаясь вниз. Обращаем внимание на то, чтобы движения кисти не были хаотичными, а совершались слева направо, затем возвратным движением справа налево.
2 Необходимо дождаться полного высыхания альбомного листа.
3 Вследствие просушки лист немного деформируется, края его начнут слегка подворачиваться, в результате чего его следует распрямить в местах деформации.
4 Берем кофе среднего оттенка и дугообразными движениями рисуем две произвольные возвышенности. Следим за тем, чтобы самая высокая точка вершин не превышала примерно 1/3 листа.
5 Кистью № 3 выполняем компоновку елочек и деревьев, сначала проводя лишь тонкие линии. Следим, чтоб деревья были выше елочек. Когда все объекты будут закомпонованы, переходим к их детальной прорисовке.
6 Компонуем облака и солнце. Обращаем внимание детей на то, что облака следует рисовать с волнистым неровным краем, чтобы они не были нарисованы в виде овалов с ровным гладким контуром. Закрашиваем внутри облака и солнце.
2 Физкультурная минутка «Чайник» (дети встают)
Вот большой стеклянный чайник,
(«надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(другая рука – изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(приседать)
Очень хрупкие, бедняжки.
(руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться)
Только стукни – разобьются.
(описать руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
3 Доработка пейзажа (придание объектам контрастности, объема)
Берем самый темный оттенок кофе и им прорабатываем детали, добиваясь контрастности изображенных объектов. Правые стороны стволов и веток деревьев делаем более темными, что способствует приобретению ими объема. Те же действия проделываем с елочками. У подножия объектов можно проложить размытыми вытянутыми пятнами падающие тени. На облаках отдельными мазками делаем по несколько темных пятен. Такая проработка деталей способствует приданию рисунку большей реалистичности.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают пейзажи друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать кофе, было ли им это интересно, сложно ли. Хотели бы они порисовать в этой технике дома, попросив родителей заварить им кофе?
Рисунки собираются, просушиваются, затем помещаются в личные портфолио кружковцев. Желательно их прогладить утюгом, так как рисунки в этой технике имеют несколько деформированный вид.
Примечание автора
Многолетняя практика показывает, что дети неоднозначно воспринимают технику кофе-арт (так же как и гризайль) из-за отсутствия разнообразия красок. Как правило, увидев в начале занятия образец, ребята выражают некое разочарование и отсутствие желания пробовать рисовать в этой технике, что вполне понятно и объяснимо. Дети любят яркие цвета и оттенки, а рисунки в коричневом, а тем более в черном цвете, вызывают у них далеко не положительный эмоциональный отклик. Негативная ответная реакция проходит сразу, как только дети начинают рисовать. Эмоциональное состояние ребят меняется в лучшую сторону: они непроизвольно включаются в активный творческий процесс, благодаря возникающему интересу к новой технике и влиянию хорошо известных и любимых мягких ароматов. В процессе рисования дети восхищаются запахами, называют их «вкусными», «похожими на конфеты, булочки» из-за соответствующих складывающихся у них ассоциаций, тем самым, улучшая свое настроение. Самую яркую характеристику этой смеси аромата кофе с корицей и ванилью, на мой взгляд, дала одна из моих воспитанниц. Прикрыв глаза, девочка с наслаждением отметила: «Божественный аромат!»