Ирина ГЕРАЩЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 40 г. Гродно»
Программные задачи
Формировать у ребенка эстетическое отношение к миру и его художественное развитие средствами изобразительного искусства. Формировать изобразительные умения по использованию средств выразительности (выбор цветовой гаммы, композиционное решение, т.е. умение создавать композицию по всей поверхности листа бумаги). Формировать представления о цвете (теплые, холодные). Развивать творческое воображение и желание экспериментировать с изобразительными материалами и освоить новую технику рисования. Побуждать к оригинальности изображения. Воспитывать чувство радостного удовлетворения от работы.
Формировать представления о временах года, природных явлениях, о разнообразии и уникальности животных Севера (о характерном внешнем виде, повадках, питании); формировать умение рассказывать с опорой на схему; воспитывать у детей интерес к жизни животных.
Материал: игрушки и иллюстрации с изображением животных Севера, глобус, карта мира, видеоматериал о животных, видео и фото Северного сияния, музыка «Где-то на белом свете…» и др., карточки-схемы, экокубики «Животные Севера», плакат «Природные явления», «Поры года», эмблемы, подготовленный материал к изобразительной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книг, просмотр видеоматериала по теме.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята (дети заходят под музыку). Сегодня на занятии вы узнаете много нового о Северном полюсе. А для начала давайте мы, взявшись за руки, друг другу улыбнемся. Замечательно! От ваших улыбок сразу стало светлее. Ребята, вы готовы поиграть? (Да). Тогда давайте представим, что вы как будто вовсе не ребята, а как будто вы уже зверята. Ну-ка, покрутитесь, совсем в зверюшек превратитесь (музыка). Посмотрим-посмотрим, кто же вы?
Дети. Северные животные (у детей эмблемы на одежде).
Воспитатель. Итак, мы на Северном полюсе. Здесь холодно. Идет арктическая зима, а называется она полярная ночь и идет долго-долго. Вот у нас в Беларуси четыре поры года (опора на плакат). Какие? (Зима, весна, лето, осень), а название месяцев давайте все вспомним (перечисляют).
А в Арктике две поры года (полярный день и полярная ночь). Полярный день – солнышко видно на небе с апреля по сентябрь, а полярная ночь – темно, солнца нет с октября по март. Сейчас у нас весна, а на Северном полюсе еще полярная ночь, т.е. зима.
Воспитатель: Дети, а какие зимние явления природы вы знаете (Снегопад, метель, иней, гололед) (опора на плакат). А на Крайнем Севере есть очень красивое природное явление. Какое? (Северное сияние). Что это за явление, кто помнит? (Ответы детей). Я думаю, вам, северным обитателям, очень повезло, что вы о нем знаете. Северное сияние настолько красивое, что те, кто его увидел, никогда не забудет. Эти люди придумали сделать волшебную лампу, игрушку – калейдоскоп, изобразить в мультфильмах, рассказать в сказках («Снежная королева»), придумать разноцветные ткани для платьев. А как мы можем показать нашим гостям северное сияние? Давайте нарисуем его. Какие цвета красок возьмем? (Холодные: синий, фиолетовый, зеленый, голубой. Еще немного теплых цветов: красный и желтый).
Воспитатель. Посмотрите, ребята, у нас на Северном полюсе красок нет, фломастеров, карандашей тоже нет. Цветного Снежная Королева не любит. Она любит, чтобы все было белое. Что будем делать? Как нарисовать северное сияние? Из чего же мы можем получить краски? (свекла, морковь, ягоды). Из того, что красится! Точно.
Ребята, я вижу волшебный сундук, думаю, в нем нам подсказка. Открываем (музыка). Овощей и ягод нет, но есть ватман с цифрами, стакан с нарезанной гофрированной бумагой, бутылка воды, палочка, перчатки, миска.
Обратите внимание! На мольберте приколот белый лист с цифрами, давайте каждой цифре присвоим цвет бумаги.
(На столе перед детьми лежит ватман с цифрами)
Ребята, давайте возьмём по кусочку цветной гофрированной бумаги. Опускаем его в воду и сразу прикладываем к листу ватмана таким образом, чтобы цифрам соответствовал присвоенный цвет бумаги. Молодцы! Берём следующий кусочек. Его тоже опускаем в воду и прикладываем на ватман. Важно: кусочки гофрированной бумаги необходимо класть внахлёст, чтобы не было пробелов. Таким образом, заполняем весь лист.
(После этого двое детей надевают перчатки
и убирают в миску отработанную бумагу)
Воспитатель. Пока наша работа подсыхает, давайте, вы будете экскурсоводами. Только, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на него. Давайте подумаем, что такое глобус? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, дети, глобус – это модель Земли, где живут все люди, звери, птицы, рыбы.
Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Дети. Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
Воспитатель. Знаете, где мы будем искать Арктику? В верхней части глобуса, на макушке. (Дети показывают)
Воспитатель. Правильно, вот здесь. Ой, как тут холодно. Давайте об этом расскажем.
Гимнастика «Буря мглою небо кроет».
А теперь, давайте, глядя на схему, расскажем все об обитателях этой холодной стороны (дети поднимают руки).
Ребёнок—медведь. Показывает указкой зверюшку на карте, рассказывает о «себе» с опорой на схему.
Например: Я – Медведь 1) цвет – белый, лохматый; 2) размер – большой; 3) дом – значит, надо рассказывать, где живёт это животное: в воде, на льдинах, на суше; 4) тарелка – рассказываем о том, чем питается: рыба, морские и сухопутные животные; 5) суперспособность – самый крупный сухопутный хищник, очень хорошо плаваю.
Воспитатель дополняет: Белый медведь носит ещё одно название – медведь морской. Его встречали плывущим в открытом море за сотню километров от ближайшей суши или льдин. Когда медведь ныряет, он держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.
Ребенок—тюлень. рассказывает о себе с опорой на схему (я серый, гладкий, большой, но меньше медведя, ем рыбу, живу и на суше, и в воде, суперспособность – ласты-весла, хвост – руль, подкожный жир).
Воспитатель дополняет: Вместо лап у тюленей ласты. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь.
Воспитатель. Поговорим о морже.
Ребенок—морж по схеме рассказывает о морже.
Воспитатель. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
Воспитатель. А ведь мы ещё про северных птиц не говорили.
Ребенок – полярная сова (белая, небольшая, живу на суше, питаюсь мелкими животными леммингами, суперспособность – слух и зрение, перья), чайка (бело-черная, маленькая, живу на птичьем базаре на берегу, ем рыбу, суперспособность – могу поймать рыбу на лету).
Воспитатель дополняет: Много тысяч птиц слетается к скалам, кричат, шумят. Даже есть такое название – птичьи базары. А для чего они это делают? (Чтобы выводить птенцов. Чайки не строят гнёзд, яйца откладывают в ямки скал. Чайки защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на врага. Яйца помогает высиживать отец, пока мама кормится. Чайка питается леммингами (грызунами), моллюсками, рыбой, остатками добычи от белых медведей.
Воспитатель. А какие животные всю жизнь проводят в холодном море и не выходят на сушу никогда? (Кит, северные дельфины).
Дети рассказывают по схеме
Воспитатель. Итак, как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? (Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга).
Воспитатель. Какие вы молодцы, как много вы знаете!
А сейчас нам с вами нужно пробраться вон на тот ковер-остров, где стоит дом человека, там живут домашние животные. Какие? (Северный олень и собаки-лайки). Только вот незадача: Между нами и островом – вода. Как же добраться нам туда?
Птицы северные! Есть у нас птицы? Летите, как хотите! Водоплавающие – плывите, сухопутные – по льдинам прыгайте (Дети имитируют движения, под музыку подбираются к башне, садятся вокруг.)
Воспитатель. А сейчас я расскажу вам сказку, вы послушайте и потом ответьте на мой вопрос.
Собрались как-то северные звери и птицы во дворце у Снежной Королевы и просят ее: рассуди, кто самый нужный и важный из нас на Севере. Медведь говорит: «Я самый большой хищник на суше. Я самый сильный!» Северные дельфины говорят: «Мы самые умные, мы льдину раскачаем и медведя победим». Кит говорит: «А я самое большое животное на свете, не то, что маленькие рыбки». Песец: «А я хитрый зверь – попробуй меня поймай». Олень говорит: «А я людям служу, я самый нужный». Маленький лемминг пропищал: «А без меня ни один зверь не проживет, говорят, если много леммингов – много зверья и птиц на Крайнем Севере, а если мало – все могут умереть от голода. А я зимой не сплю, под снегом брожу, запасов ягод, травок, мха – не счесть!» Только северные растения, мхи да лишайники, молчали. Они-то знали, что в голодную и суровую зиму без них ни леммингу, ни оленю, ни песцу с зайцем, и даже медведю не выжить.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, как рассудила их Снежная Королева? (Обсуждение). Рассматриваем башню, вынимаем кирпичик – все падает. Вывод: важны все. Если кого-то не будет, то плохо будет всем. Все важны, и все должны дружить и помогать друг другу.
Воспитатель. Ой, что-то мы замерзли. Давайте пойдем к домику северного оленя. Споем ему смешную песенку и покажем, какие мы можем быть быстрые и внимательные. (Игра)
Воспитатель: Давайте, посмотрим, подсохла ли наша работа? Посмотрите, какая красота у нас получилась!
А давайте расколдуемся из своих зверюшек – эмблемы посадим на картину и пусть любуются Северным сиянием.
Смотрим (У Насти летит, у Лени кричит, у Тани от смеха повалился). Как весело и красиво! Вот бы увидеть это по-настоящему! Кто-то поедет в отпуск смотреть море, кто-то горы, а кто-то – Крайний Север! А вы куда бы хотели? (ответы детей). Ребята, вы молодцы, и рассказали и показали все, что умеете, а еще научились рисовать без кисточек и красок.