С Татьяной Тимофеевой мы познакомились в год 35-летия катастрофы на Чернобыльской АЭС. Жизнь этой замечательной женщины посвящена преподаванию радиоэкологии в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины, экологическому просвещению населения, проживающего на загрязненной территории, участию в международных проектах и, конечно, своей семье. Более подробно обо всем этом Татьяна Анатольевна рассказала при личной встрече специально для читателей портала NG—PRESS.BY.
Листая страницы судьбы
Татьяна Тимофеева, в детстве Мышлен, родилась и выросла в городе Воложин Минской области. Училась на географическом факультете Белорусского государственного университета и абсолютно случайно попала на производственную практику в Институт радиологии в городе Гомеле.
– Ученым я мечтала стать с детства. Наверное, сама судьба услышала мои желания, и после окончания университета меня пригласили на работу в тот же Институт радиологии, при котором действовала аспирантура. Именно поэтому я осталась там работать и продолжила свои исследования. Благо, что в Гомеле у меня много родственников, поэтому обустраиваться на новом месте было несложно, – вспоминает Татьяна.
Институт радиологии был построен в 1986 году после катастрофы специально для решения проблем в сельском хозяйстве, связанных с загрязнением радионуклидами. Здесь Татьяна Анатольевна вместе с коллегами занималась исследованием постчернобыльских проблем. Ученый признается, что, начав работать, увидела, какой ущерб человек может нанести экологии своими неразумными действиями.
В институте девушка работала около десяти лет, прошла путь от научного сотрудника до ученого секретаря. Защитила кандидатскую диссертацию.
– Получилось так, что на должность ученого секретаря я вышла сразу из декрета с двухгодовалой дочкой на руках. Муж тогда тоже получил руководящую должность в IBA. Хотя встретились мы еще в Институте радиологии. Кому-то надо было заниматься семьей, и я перешла на работу в Гомельский госуниверситет.
А на вопрос о том, в чем заключается секрет счастливой семьи, Татьяна Тимофеева скромно отвечает – в дружбе. По ее мнению, самые крепкие семьи строятся на партнерских отношениях, когда есть общие интересы, общий круг знакомых.
В научном поиске
Область научных интересов кандидата биологических наук доцента Татьяны Тимофеевой достаточно широка. Тема кандидатской диссертации – «Миграция радионуклидов в пойменных экосистемах».
– Мы исследуем структуру пойменного ландшафта, геохимические барьеры, каким образом накапливаются радионуклиды на разных типах почв, каким образом переходят на разные типы растений. Изучаем и даем рекомендации для того, как выборочно использовать поймы рек для сельского хозяйства, не внося никакие удобрения, все-таки на пойме это нежелательно. Делаем ГИС-карты, прогнозные карты, работа продолжается, – поясняет Татьяна Анатольевна.
Последние несколько лет кафедра экологии геолого-географического факультета ГГУ имени Ф.Скорины активно сотрудничает с АСДЕМО – Гомельской ассоциацией детей и молодежи. В рамках взаимодействия развивается два направления: радиоэкологические исследования водных ресурсов Гомельской области и программы Эразмус+.
– Я также являюсь одним из участников очень большого международного проекта в области радиационной безопасности RADIUM. Это образовательный проект, в котором участвуют несколько европейских университетов, главный – Болонский. В Беларуси куратором проекта является БГУ. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины – также один из участников. Основная цель данного проекта – создание сетевой магистерской программы в области радиационной безопасности, которая позволит по единой схеме обучать магистров всех университетов в области радиационной безопасности. Я считаю, что это замечательно, потому что программа будет унифицирована.
Советы специалиста
Напоследок я попросила Татьяну Анатольевну рассказать, каких правил должны придерживаться люди, проживающие на загрязненной территории. Ученый объяснила, что на данный момент около 90 % эффективной дозы, которая поступает в организм человека, – это внутренняя доза, т.е. с продуктами питания. Внешнего излучения практически нет, если, конечно, не ехать на экскурсию в радиационный заповедник и не ходить туда, куда нельзя ходить. Внутренняя доза формируется в основном дарами леса.
– Поле мы можем перепахать. Калий – это химический аналог цезия, кальций – химический аналог стронция. Если почву известковать, добавлять калийные удобрения в оптимальных количествах, то продукция растениеводства будет чистая. Можно провести агромелиоративные мероприятия, контрмеры это называется, и все будет хорошо, мы научились это делать. С продукцией леса дело обстоит сложнее. Копать нельзя, удобрения не внесешь. В грибах и ягодах все еще обнаруживаются превышения показателей, по цезию по крайней мере. Поэтому если вы грибник, посмотрите сначала в лесхозе, куда можно, а куда нельзя ходить, потому что разные грибы по-разному накапливают радиацию. А когда уже набрали в лесу грибов или ягод, не поленитесь занести их на любой рынок в лабораторию. Осторожно приобретайте у частников молоко и мед.
Не так страшен черт, как его малюют, убеждена Татьяна Тимофеева. Самое главное – не делать вид, что проблемы не существует, а научиться с ней жить; соблюдать правила проживания на загрязненных территориях, искать достоверную информацию, вести здоровый образ жизни.