Мастер-класс «Анализ медиатекста на основе экранизации литературного произведения»  

- 9:18II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Мастер-класс

 

Павел ЛИЧЕВСКИЙ,
учитель белорусского языка и литературы,
Галина ГУЦКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

 

 

 

Цель: создание условий для понимания сущности анализа и декодирования медиатекста на примере экранизации литературного произведения.

 

Задачи:

а) актуализировать знания участников о медиатексте;
б) передать опыт педагогов по обозначенной теме;
в) организовать взаимодействие участников;
г) способствовать развитию у участников умений использования возможностей анализа медиатекста в практике работы;
д) содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.

 

Ожидаемые результаты: мастер-класс поможет аудитории сопоставить содержание медиатекста (кинофильма) с художественным текстом и со своим личным опытом, определить, с помощью каких средств киноязыка режиссёру удалось передать содержание художественного произведения; уметь анализировать разные точки зрения, обобщать, делать выводы.

 

Оборудование: текст художественного произведения, оборудование для показа фрагментов экранизации, раздаточный материал, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

 

Этапы мастер-класса

1 Ориентировочно-мотивационный.
2 Актуализация субъектного опыта участников.
3 Целеполагание.
4 Информационно-деятельностный: освоение новых знаний, применение на практике полученных знаний.
5 Рефлексивный.

 

Ход мастер-класса

 

Содержание этапа

Деятельность мастера

Деятельность участников

1 Ориентировочно-мотивационный этап

 

Задача: обеспечение мотивации участников мастер-класса

Звучит музыка из к/ф «Мастер и Маргарита».

– Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе “Анализ медиатекста на основе экранизации литературного произведения”.

Для работы мы используем веб-сервис “Padlet”, и для обратной связи с нами вы можете использовать ваши смартфоны. Но для этого на ваших смартфонах должна быть установлена программа для считывания QR-кодов. Если на ваших смартфонах нет такой программы, то давайте установим. И вы сможете ею всегда пользоваться, чтобы прочитать информацию, закодированную в QR-коде. Установка не займёт много времени (инструкция по установке приложения и выхода на “Padlet” – Приложение 1)

Организует знакомство
с участниками и осуществляет деление
на группы

Участники знакомятся.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру
в организации занятия.

Знакомятся
с инструкцией  по установке  программы для считывания QR-кодов
и заходят на страницу веб-сервиса “Padlet”

2 Актуализация субъективного опыта участников

 

Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности

Приём ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
и «Облако знаний».

Определение уровня подготовленности участников к восприятию опыта мастера, актуальности его исследований и обозначение условным цветом.

– Уважаемые коллеги! Поднимите руку те, кто использовал медиатексты (экранизации) в своей работе. Спасибо! Возьмите в руку оранжевое облако.

– Кто желает узнать сущность использования медиатекстов (кино) и научиться их применять. Возьмите белое облако.

– А кто может поделиться опытом об использовании медиатекстов в практике своей работы и нацелен в дальнейшем широко их использовать, возьмите облако голубого цвета.

А сейчас пройдите, пожалуйста, к доске и прикрепите выбранное облако

Ведет поисковую беседу, направленную на диагностику потребностей и уровня готовности педагогов
к восприятию нового опыта

Участвуют
в беседе, делятся подобными педагогиче-скими проблемами
и способами их практического решения.

На доске образуют выставку бумажных облаков

3 Целепологание

Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий

Определение темы и цели занятия. Вовлечение участников в целеполагание.

Метод «Мозговой штурм»

– Чего вы ожидаете от мастер-класса? Ответы «систематизировать знания и узнать что-то новое» не берём во внимание. Ответы записываются на доске.

Объявляется цель мастер-класса

В ходе беседы или практической деятельности предлагает  участникам определить, что они ожидают
от занятия. Побуждает 
к постановке цели и задач мастер-класса.

Обобщая ответы участников, называет цель мастер-класса

Активно участвуют
в определении личностно значимой
цели занятия

 

4 Информационно-деятельностный этап

 

Задачи:

– актуализация знаний участников о сущности анализа медиатекста;
– создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию умений анализа медиатекста;
– обеспечение практической деятельности участников по формированию навыков анализа медиатекстов

 

     Актуализация знания участников сущности анализа медиатекста

– Используете ли вы на своих уроках показ фильмов или их фрагментов?

С какой целью? Приходилось неоднократно наблюдать ситуацию, когда для усвоения содержания программного произведения, педагог предлагает учащимся посмотреть художественный фильм, снятый по мотивам программного произведения, документальный фильм, посвящённый биографии писателя, спектакль и т. д.

Можно ли такие уроки назвать уроками медиаграмотности? Почему? Предлагается ли учащимся другой взгляд на проблему, другое «прочтение» образа?

Присутствие на уроках литературы других произведений искусства не даёт повода называть такие занятия уроками обучения медиаграмотности, потому что здесь отсутствует самый существенный компонент – сопоставление трёх творческих позиций: авторов, субъектов и объектов именно литературного произведения. Обычный урок с использованием медиа направлен на возобновление фактов и узкий опрос о событиях произведения. Медиа в этом случае помогают запомнить яркие образы. Учащемуся на таком уроке не предлагается другой взгляд на проблему, другое «прочтение» образа.

Ум учащегося, наличие у него жизненного опыта, позволяют ему не ограничиваться запоминанием содержания, а критически оценивать его, через произведение постигать современные знания о мире. И у нас есть возможность создавать на занятиях условия для критического осмысления современных знаний.

Можно это делать и с помощью кино. Кино – одно из самых молодых искусств –  появилось на рубеже XIX и XX вв. Главные художественные средства кино – изображение (снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи) и звук (записанные на пленку человеческая речь, музыка, пение, различные шумы).

Изображение и звук в кино неразрывно слиты. Искусство кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы – речь действующих лиц, текст от автора; живописи – композицию, колорит, светотень; театра – игру актеров, мизансцены; музыки – вокальной, инструментальной, оркестровой. В кинофильме все эти элементы других искусств синтезируются, т. е. сливаются в единое художественное целое. Поэтому искусство кино так богато своими выразительными средствами и художественными возможностями, оно владеет пространством, временем и движением. Его произведения наглядны, общедоступны, впечатляющи.

 

     Какими средствами создаётся образ в литературном произведении? А какими средствами создаётся художественный образ в кино?

Разумеется, кино не только соединяет художественные средства других искусств, но обладает и своими собственными, специфическими, т. е. присущими только ему выразительными возможностями. Прежде всего, это смена планов. Кинокадр может вместить и пейзаж, и толпу людей, и огромное здание. Этот кадр будет снят общим, или дальним, планом. Но в кадре могут быть показаны сидящий человек, угол комнаты – они будут сняты средним планом. А когда киноаппарат приблизит к зрителю лицо актера, его руку, это будет крупный план – наиболее выразительное художест-венное средство кино. Кинозритель может также взглянуть на человека или здание сверху, сбоку, снизу, издалека, с высоты птичьего полета или подойдя вплотную. Это зависит от художественного замысла режиссера и достигается ракурсом – так называют угол зрения киноаппарата.

Соединение отдельных кадров в общее целое, в фильм, называется монтажом. Монтаж – это отбор художником событий, их сопоставление в определенном темпе и ритме, их трактовка. Монтаж – главное, основное специфическое средство киноискусства. При помощи монтажа можно соединить события, снятые в разных местах и в разное время. (Слова иллюстрируются соответствующими слайдами презентации)

 

     Знакомство с фрагментом литературного произведения.

Вопросы: Какие персонажи изображены во фрагменте? С помощью каких средств созданы образы героев? Какими вы их представляете?

 

     Просмотр фрагмента экранизации художественного произведения

«Декодирование медиатекста» – фрагмента кинофильма.

 

     Работа в группах.

Группа 1

Поверили ли вы персонажам фильма?
Казались они реальными людьми?
Так ли вы их себе представляли?
Согласны ли вы с подбором актеров?

Группа 2

С помощью каких средств киноязыка (музыки, ракурса, света, плана и т.д.) режиссеру удалось передать художественный текст? 

Группа 3

Полностью ли соответствует эпизод из фильма тексту художественного произведения? Найдите отличия (если таковые имеются), объясните их наличие.

 

В ходе дискуссии предлагается участникам прочесть свои записи, попробовать объяснить разницу в восприятии медиатекстов и сравнить средства, с помощью которых одна и та же деталь передается в художественном тексте и кинофильме.

Определить характер звукоряда: оптимистичный или грустный? Динамичный или спокойный?

(Общий вывод: звуковое пространство фильма несет очень важную смысловую функцию. Музыка, речь, шумы обладают выразительными возможностями, помогая создать эмоциональную атмосферу, точнее охарактеризовать художественный образ, создать действие).

 

 Выводы

Проблемные вопросы:

Является ли экранизация литературного произведения самостоятельным произведением? В чём разница в восприятии текстов?

Возможно ли формировать представление о произведении только на основе экранизации?

Чем полезна экранизация?

(Что можно изучать: сравнение возможностей разных медиа, например, в построении характеров персонажей, авторской точке зрения, атмосферы; репрезентацию (переосмысление фактов и мнений в разных медиатекстах).

Точки зрения на медиатекст могут быть разными, в зависимости от взгляда самого режиссёра, технических решений изображения, взглядов в обществе на произведение. Понимание возможностей медиатекста – кино помогает вырабатывать критическое и рефлексивное отношение к медиатекстам, понимание того, что экранизация – это взгляд режиссёра на фильм, как и у каждого из нас может и должен быть свой взгляд на медиатекст).

1 Учащиеся должны знать, как создаётся кино, его язык, какими средствами убеждения достигается эффект правдивости, как создаётся иллюзия, что так было на самом деле.

2 Кино необходимо и можно использовать как средство развития критического мышления, но фильм не может быть источником информации.

3 Посыл художественного кино зависит от целей и от моральности того, кто его создаёт. 

 

     Преимущества использования медиатекстов на уроках.

Каковы плюсы и минусы использования медиатекстов? (составление таблицы)

(Что можно изучать: сравнение возможностей разных медиа, например, в построении характеров персонажей, авторской точке зрения, атмосферы; репрезентации (переосмысление фактов и мнений в разных медиатекстах).

В 8-м классе при изучении повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» учащиеся анализируют экранизацию 1972 г. (можно предложить сравнить еще и с экранизацией 2015 г.). Учащиеся 5-го класса при изучении пьесы «Двенадцать месяцев» С.Маршака знакомятся с одноименным мультфильмом.

На уроках литературы используются экранизации и спектакли по произведениям Василя Быкова, Янки Купалы, Владимира Короткевича. С разработкой «Асоба Яна Баршчэўскага. Вобраз шляхціца Завальні праз медыятэксты» можно познакомиться на сайте “Настаўнікінфо”

В ходе беседы осмысливается роль медиатекстов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывает приемы, методы, способы деятельности, свои «изюминки», комментирует их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует обмен мнениями участников, дает оценку происходящему

Отвечает на вопросы, даёт комментарии

 

Организует обмен мнениями участников, дает оценку происходящему

Отвечают
на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают
на вопросы

 

 

 

 

Анализируют предложенные приемы, методы, способы деятельности, осваивают их
в практической деятельности

 

Задают вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся
с фрагментом литературного произведения, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют предложенные приемы, методы, способы деятельности, осваивают их в практической деятельности

 

 

 

 

Выполняют самостоятель-ную работу. Обсуждают

 

5 Рефлексивный этап

 

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности 

 

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

 

Ваши впечатления, замечания о нашем мастер-классе вы можете высказать с помощью смартфонов. На закладке “Рефлексия” напишите ваши комментарии, пожелания, замечания…

 

Спасибо за работу.

 

Организует дискуссию

 

 

Благодарит за участие
и называет самых активных участников

Делают вывод об эффективности взаимодейст-вия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результатив-ности достижения цели. Оценивают полученный опыт
и возможность применения
в дальнейшей практике

 

 

Приложение 1

Материалы к мастер

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий