Учитель английского языка делится интересными и эффективными приемами, которые помогают третьеклассникам осваивать алфавит и запоминать первые слова на английском языке.
Татьяна СЛАБКО,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 7 Сморгони»,
Гродненская область
Кажется, еще только вчера мои третьеклассники робко зашли в кабинет на свой первый урок иностранного языка. Были такие, кто знал всего лишь несколько простых английских слов, некоторые могли поздороваться и попрощаться на языке Шекспира и королевы Елизаветы, но для большинства этот мир межзубных звуков, артиклей, перфектов и герундиев был совершенно чем-то новым и неизведанным.
Но вот уже сегодня, спустя два месяца учебы, мы отмечаем с ними праздник алфавита. Прошло всего лишь 60 дней, но за это время ребятам полностью покорились 26 английских букв. Любой из них может с легкостью назвать, какие звуки передает каждая гласная и согласная буква, без труда написать нужный значок, поделить слова на слоги, чтобы выяснить, как же наши гласные «певуньи» будут себя вести в той или иной ситуации. Мои малыши знают, что в закрытых слогах гласные звуки испытывают стресс, поэтому ведут себя необычным способом: кто-то начинает заикаться, кто-то, широко разинув рот, плачет, словно капризный ребенок, а есть и такой, кто не знает, что сказать и только «экает».
Достигнуть такого результата мне помогли разнообразные формы работы, которые я старалась включать в свой каждый урок. Игры, договорки, ассоциации вместо скучного и сухого изложения материала привели меня и моих учеников к достигнутому успеху.
Проработав более 10 лет в школе, я выявила для себя типичные ошибки, которые допускают дети, когда называют ту или иную букву. Чтобы помочь им в будущем не допускать такие обидные промахи, я прошу своих детишек включать воображение, которое очень здорово помогает им при запоминании всех «жителей» царства Алфавит.
Так, первая буква – это никакая не буква «А», а чемпионка, которая кричит всем отстающим «Эй-эй, догони меня скорей».
Букву «I» – так хочется протянуть как «ииииии», ведь в голове прочно сидит «наша родная беларуская літара «І». Но что будет, если сказать ребятишкам, что английская «I» такая же длинная, тоненькая, как иголка в шприце? А что мы вскрикиваем, когда нам колют болезненный укол? Конечно же, «Ай!» Поверьте, после такого объяснения малыши надолго запомнят элегантную, но такую опасную «I».
А путаница «G» и «J», наверное, знакома каждому учителю. Я долго не могла придумать фишку, которая поможет моим ребятам не путать этих «двойняшек». Договорка про букву «G» пришла мне на помощь: «Носит джинсы буква G, ну и модница! Cкажи!» От себя добавляю, что пухляшка Джи, несмотря на свои немаленькие объемы, никак не может отказаться от модных брюк и везде в них щеголяет.
И сейчас мой 3-й класс ни при каких обстоятельствах не наденет практичные брюки на тощую «J»: этой чести удостаивается лишь толстушка-хохотушка «G».
Соединить большую и маленькую букву немного скучно? А если предложить ребятам собрать вкусные мороженки. Уверяю вас, дело пойдет намного быстрее и веселее.
Когда все буквы выучены, можно устроить небольшое соревнование, где ученики могут показать свою быстроту реакции. Игра под названием «Clap the fly» особенно любима среди моих воспитанников. К доске вызывается пара игроков, у каждого из которых в руках находится мухобойка. Я называю им любую букву английского алфавита. Их задача, опередив своего соперника, первым хлопнуть воображаемую муху на нужном значке. Если бы вы только видели и слышали, какая атмосфера царит в классе во время таких испытаний! Каждый стремится оказаться чемпионом, показав не только свои знания, но и потрясающую скорость.
Изучая буквы, дети в то же время здорово пополняли свой словарный запас, с каждым значком они узнавали одно, а иногда и целых два новых для себя слова. На нашем последнем задании ученики вытягивали из яркой коробочки по одной мягкой букве и должны были вспомнить слово, с которой оно начинается. Когда последний значок покинул коробку, ребятам было предложено расположить на доске все разобранные ими буквы в алфавитном порядке. И здесь на помощь нам пришли не магнитики, а обычная, но такая любимая всеми вода. Практически все дети очень любят плескаться в воде, и этот непривычный на уроке элемент снова внес капельку задора и веселья в, казалось бы, такое пресное задание.
Сорок пять минут урока пролетели совсем незаметно, первая четверть подошла к концу. И мне очень хочется верить, что все те знания, которые мои малыши получили за это время, надолго сохранятся у них в памяти и будут помогать им в дальнейшей учебе.