Задания для подготовки к олимпиаде по русской литературе. 11-й класс  

- 13:20Методичка, Подготовка к олимпиадам, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Задания для подготовки к олимпиаде по русской литературе. 11-й класс.

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»
Гродненская область

 

 

 

1 Распределите фамилии поэтов на группы в зависимости от литературного направления, к которому они принадлежали. Названия групп укажите. Кто из поэтов оказался вне групп?

К.Бальмонт, В.Маяковский, А.Ахматова, С.Есенин, А.Блок, В.Брюсов, Н.Гумилёв, В.Хлебников, О.Мандельштам, И.Северянин.

 

2 Узнайте литературное направление по подсказкам.

1) «О прекрасной ясности», «Цех поэтов», адамизм.
2) Условный знак, стремление к высшему идеалу, музыкальность стиха.
3) «Пощечина общественному вкусу», отрицание культурных традиций, словотворчество.

 

3 Прочитайте отрывки. Укажите названия и авторов стихотворений.

1)

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

2)

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.

3)

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

4)

Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!

5)

Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.

6)

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

7)

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

8)

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!

 

4 Узнайте произведение по описанию. Укажите название и автора. Какому историческому событию оно посвящено? Назовите не менее пяти героев произведения. Вспомните, какой образ появляется в конце произведения.

На первый взгляд, произведение может показаться очень пёстрым, составленным из разнородных по тональности и ритму зарисовок. В нём передано новое мировосприятие человека улицы, ощутившего безграничную свободу. В стиле это реализовано путём введения разговорно-песенной интонации, частушечных ритмов, просторечно-огрублённой лексики.

Символические образы ветра, вьюги на фоне чёрного вечера, чёрного неба, описываемые в произведении, придают разыгравшейся буре едва ли не всемирный характер.

 

5 Назовите направление, основанное на нереалистическом типе творчества. Общим для представителей данного направления было чувство утраты точки опоры, стремление показать неприкаянность человека, изобразить в произведениях деформированный мир. О каком направлении в искусстве и литературе идёт речь? Укажите время его возникновения. Каким словом названо это направление в России?

 

6 Укажите автора данного отрывка. Назовите основную особенность его стихотворений.

Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.

 

7 Восстановите строки стихотворения. Укажите его автора.

Вхожу я в темные _______,
Совершаю _________ обряд.
Там жду я ________ Дамы
В мерцаньи _________ лампад.

В ______ у высокой колонны
_______ от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, __________,
Только образ, лишь ______ о Ней.

О, я привык к этим ________
Величавой ________ Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, _______ и сны.

О, _________, как ласковы свечи,
Как _______ Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: ________ — Ты.

 

8 Соотнесите фамилии поэтов и их возлюбленных:

А) Н.С.Гумилёв 1. Л.Брик
Б) А.А.Блок 2. Е.Цветковская
В) С.А.Есенин 3. А.Ахматова
Г) В.В.Маяковский 4. М.Цветаева
Д) О.Э.Мандельштам 5. Л.Менделеева
Е) К.Д.Бальмонт 6. А.Дункан

 

9 Соотнесите имена героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» с описанием их внешности.

А) Мастер

1) «Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые…»

Б) Берлиоз

2) «Одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

В) Иешуа

3) «Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и  черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, … бесследно пропала».

Г) Бегемот

4) «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». 

Д) Воланд

5) «…и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая».

Е) Маргарита

6) «…громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами».

Ж) Коровьев

7) «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной».

 

10 Прочитайте устаревшие и диалектные слова. Дайте им толкование. Укажите автора и название произведения, из которого они взяты.

Дурнопьян, взгальный, глотошная, курень, на-час, худоба, стегно, гребовать, вовзят.

 

11 Восстановите пробелы в тексте:

1960 годы – это время «_____________ поэзии», вышедшей на подмостки сцен, на городские площади и стадионы, как это делали представители послевоенного поколения литераторов, позже названные «________________________».

Назовите не менее трёх поэтов, относящихся к этому периоду.

 

 

Ответы на задания

 

1 

Символисты: К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов.
Акмеисты: А.Ахматова, Н.Гумилёв, О.Мандельштам.
Футуристы: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин.
Вне групп: С.Есенин

 

2

1) Акмеизм
2) Символизм
3) Футуризм

 

3

А.В.Брюсов «Юному поэту»
Б.К.Бальмонт «Я в этот мир пришёл…»
В.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре»
Г.А.Блок «Двенадцать»
Д.К.Бальмонт «Песня без слов»
Е.В.Брюсов «Творчество»
Ж.И.Северянин «Увертюра»
З.В.Хлебников «Заклятие смехом»

 

4.

А. Блок, поэма «Двенадцать», Октябрьская революция 1917 г. Герои: 12 красногвардейцев, Петька, Катька, буржуй, старушка, старый пёс, повествователь-рассказчик. В конце поэмы появляется образ Христа.

 

5

Модернизм. Конец XIX – начало XX века. Декаданс.

 

6

Константин Дмитриевич Бальмонт. Музыкальность стиха.

 

7

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд. –
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Автор – А.А.Блок

 

8

1. А 3, Б 5, В 6,  Г 1,  Д 4,  Е 2.

 

9

А 4;  Б 2;  В 7;  Г 6;  Д 1;  Е 3;  Ж 5.

 

10

М.А.Шолохов «Тихий Дон».

Дурнопьян – белена; взгальный – взбалмошный, сумасбродный; глотошная – скарлатина; курень – дом, хата; на-час – на минутку; худоба – скотина; стегно – бедро; гребовать – брезговать; вовзят – совсем, вовсе.

 

11

1960 годы – это время «эстрадной поэзии», вышедшей на подмостки сцен, на городские площади и стадионы, как это делали представители послевоенного поколения литераторов, позже названные «шестидесятниками».

А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий