Принцип интеграции как условие для оптимального раскрытия потенциала ребенка  

- 10:05Дошкольное образование. Идеи, Методичка

Одним из основных принципов, способствующих реализации программных задач учебной программы дошкольного образования и разностороннему развитию личности ребенка является принцип интеграции. Он содействует органичному объединению, связанности, взаимопроникновению и взаимодействию отдельных образовательных областей.

 

Валентина ЕВМЕНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

В своей работе для формирования целостной картины мира ребенка я периодически использую интегрированные занятия. Так как интеграция охватывает все виды деятельности, то интегрировать можно разные образовательные области.

Очень гармонично сочетается интеграция образовательных областей с продуктивной деятельностью ребенка: «Ребенок и общество» или «Ребенок и природа» и «Изобразительное искусство: рисование, лепка, аппликация; «Элементарные математические представления» и «Изобразительное искусство: конструирование. Также можно использовать в работе необычные и тем самым запоминающиеся занятия по интеграции таких образовательных областей, как: «Элементарные математические представления» и «Музыкальное искусство», «Физическая культура» и «Художественная литература» и др.

Приведу пример одного из таких занятий, которое я проводила с использованием интеграции образовательных областей «Развитие речи и культура речевого общения» и «Ребенок и природа» по теме «Безопасность при общении с домашними животными» с воспитанниками второй младшей группы № 1.

Игра-занятие объединила ребят в одном игровом сюжете. Поприветствовав друг друга, дети узнали, отгадав загадку, что сегодня к ним в гости пришел кот-путешественник. Воспитанники сразу откликнулись на просьбу кота-путешественника поиграть с ним. Это прошло в форме дидактических игр: «Опиши кота», «Назови детенышей домашних животных», «Четвертый лишний», «Силуэты домашних животных», ответы на вопросы: «Каких вы ещё знаете домашних животных?», «Какую пользу приносят домашние животные?».

Игровой мотив, интерес к действию, желание найти ответ способствовали решению программных задач: развитию потребности в общении, навыков связной речи, поиска правильной грамматической формы слова, умению различать и называть домашних животных и их детёнышей.

Также ребята рассуждали на темы: «Правила поведения с домашними животными», «В каких случаях общение с ними может быть опасным?». Эти рассуждения с легкостью помогли им составить описательный рассказ по картинкам о возможных опасностях при общении с домашними питомцами, что способствовало развитию навыков связной речи, формированию опыта безопасного поведения с домашними животными. Пополняя «копилку знаний» при подведении итогов игры-занятия, воспитанники делились своими впечатлениями, познаниями, эмоциями.

Считаю, что интеграция образовательных областей расширяет кругозор детей, формирует познавательные интересы, способствует развитию речи, мыслительных операций, умению делать выводы, повышает мотивацию обучения и эмоционально развивает детей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий