Использование интерактивных интернет-инструментов при обучении английскому языку значительно повышает не только эффективность усвоения материала, но и мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Здесь педагог приводит примеры использования в своей работе различных сервисов.
Татьяна СПОГАР,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
В современной образовательной среде изменилась роль учителя, который выступает организатором образовательного пространства и координатором информационного потока. Учитель должен совершенствовать свои знания не только в предметной содержательной области, но и в умении организовать современное образовательное пространство за счёт использования компьютерных технологий, сетевого взаимодействия. Использование интерактивных интернет-инструментов при обучении английскому языку значительно повышает не только эффективность усвоения материала, но и мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
Изучая возможные способы включения интернет-сервисов в процесс обучения английскому языку, я определила, что мобильный телефон является наилучшим мостом между учащимся и интерактивным интернет-контентом. Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют повышенный интерес к новым возможностям, которые открывают для них мобильные телефоны.
Например, инструмент Mentimeter – это онлайн-ресурс для создания интерактивных презентаций, опросов, голосования в режиме реального времени, позволяющий получать моментальную обратную связь от учащихся. Mentimeter способен визуализировать любую информацию, необходимую для изучения или обсуждения на учебном занятии.
Изучив широкие возможности этого сервиса, я его применяю на различных этапах учебного занятия. На этапе целеполагания или рефлексии предлагаю детям составить облако слов из задач на учебное занятие или из их мнений о занятии и о достигнутом результате соответственно. Облако слов является также отличным инструментом построения ассоциограмм, когда моим учащимся необходимо активизировать лексические знания по той или иной теме.
Чтобы востребовать личный опыт учащихся в рамках обсуждения определенной проблемы, я организую деятельность детей по созданию динамической диаграммы предпочтений, которая, соответственно, затем используется как опора построений монологических высказываний.
Уметь сравнивать, сопоставлять информацию и делать выводы я учу своих учащихся, используя еще один инструмент сервиса Mentimeter – онлайн-опрос, который может включать серию вопросов с разными типами ответов: множественный выбор (один или несколько из нескольких), открытый ответ, оценка по шкале, ранжирование ответов в пределах 100 %, ввод ответа в виде точки на плоской координатной плоскости.
Опыт работы показывает, что анонимное голосование может эффективно применяться как инструмент формирующего оценивания, когда необходимо определить общий уровень понимания темы, вопроса учащимися. Оно имеет ряд положительных свойств, в частности:
– анонимность позволяет голосующему избежать стереотипного мышления и выразить открыто личное мнение;
– отсутствие критики или отрицательной оценки со стороны окружающих позволяет респондентам легче выразить себя.
Для проведения опроса в классе необходимы технические устройства: ПК/мультиборд с трансляцией изображения на экран и смартфоны или планшеты с выходом в интернет у учащихся.
Голосование осуществляется на сайте, поэтому специального приложения на смартфоне или планшете не требуется. Учащиеся заходят на короткий сайт Menti.com и вводят цифровой код, который генерирует сам сервис каждый раз, когда я провожу опрос.
Преимущества работы с онлайн—сервисом Mentimeter:
– быстрый результат обратной связи в режиме реального времени;
– повышение мотивации обучения за счет интерактивной обратной связи;
– высокая степень визуализации и легкость представления результатов для аудитории, которые используются как опора для проведения письменных и устных проектов, построения диалогов и дискуссий;
– возможность формирования отсроченного результата, интерактивная актуализация лексических и грамматических знаний учащихся.
Еще один часто используемый мною онлайн-сервис Liveworksheets (интерактивный рабочий лист), который имеет мощный потенциал создания интерактивных заданий и тестов. Широкий спектр его возможностей позволяет использовать его при обучении всем видам речевой деятельности, формировании, совершенствовании как лексических и грамматических навыков, так и совершенствовании навыков устной речи учащихся.
Опыт работы показывает, что возможность использования различной наглядности в сочетании с интерактивными заданиями Liveworksheets интенсифицирует процесс усвоения учащимися новой лексики. Так, в своей деятельности использую инструмент ввода текста под графическим изображением, упражнения на сопоставление и перетягивание правильного ответа, а также задания на прослушивание и произношение изучаемых лексических единиц.
В целях совершенствования и контроля сформированности грамматических навыков учащихся в своей практике использую интерактивные листы с выбором правильного ответа и открытыми заданиями, где детям необходимо самостоятельно ввести ту или иную грамматическую форму.
Liveworksheets способен оживить даже такой скучный для учащихся вид деятельности, как чтение. Широкий круг возможностей работы над интерактивным текстом позволяет мне использовать сервис при обучении всем видам чтения (от поиска необходимой информации до исправления ошибок в текстах). Учащиеся получают QR-коды, которые считывают при помощи соответствующих функций в мобильных телефонах и выполняют интерактивное упражнение. Все задания Liveworksheets оснащены функцией обратной связи, при нажатии кнопки «Finish» дети могут видеть допущенные ошибки, если таковые имеются, варианты ответа и т.д.
Преимущества работы с онлайн-сервисом Liveworksheets:
– возможность сделать интерактивным любой PDF или JPG документ;
– возможность сделать креативным и интересным для учащихся любой скучный тест за счет использования визуальных опор, звукового и видеоконтента, ссылок на другие интернет-ресурсы;
– быстрый результат обратной связи в режиме реального времени.
При обучении детей восприятию и пониманию речи на слух предпочтение отдаю сервису H5P, который предназначен для создания разнообразного интерактивного контента: презентаций, видео, лент времени, интерактивных плакатов, упражнений, опросов и игр.
Начав с загрузки видео, учитель может воспользоваться богатым набором интерактивных объектов, которые с успехом можно использовать в работе. Каждая интерактивность привязана к тому отрезку времени для демонстрации видео, который покажется вам удобным. Есть возможность добавления результирующего кадра, на котором могут быть показаны все результаты в решении интерактивных заданий.
Работу учащихся над интерактивным видео организую по следующему алгоритму:
1) учащиеся получают QR-коды для перехода на платформу H5P;
2) просматривают видео в индивидуальном темпе, используя гаджеты и наушники;
3) выполняют интерактивные задания;
4) совместная работа над видеоконтентом.
H5P-тест состоит из различного типа вопросов, добавляемых из вопросной базы: с одним вариантом ответа, с множеством вариантов ответа, с возможностью вписать или переместить свой ответ.
Опыт работы показывает, что использование сервиса H5P способствует интенсификации обучения английскому языку за счет интерактивной обратной связи (интерактивная викторина, задания-утверждения, задания-ответвления, задания на добавления пропущенных слов по содержанию видео, возможность прикрепить к видео комментарии, изображения и ссылки на другие веб-ресурсы).
В рамках проведения быстрого фронтального опроса на учебных занятиях использую сервис Plickers, основу которого составляют мобильное приложение, сайт plickers.com и распечатанные карточки с QR-кодами для каждого ребёнка. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
Опыт использования Plickers на учебных занятиях позволяет мне утверждать, что сервис помогает улучшить обратную связь между мною и классом. Для детей это приложение – своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы.
Опрос учащихся показал, что применение указанных выше интернет-сервисов способствует тому, что для них процесс изучения английского языка стал намного интереснее и эффективнее. Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что использование интерактивных веб-инструментов способствует интенсификации процесса обучения английскому языку.