Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкивается каждый выпускник школы, – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – сориентироваться и сделать правильный выбор, который будет соответствовать интересам, способностям, возможностям самого старшеклассника и требованиям, которые предъявляют профессии.
Эффективным методом активизации профессионального самоопределения учащихся является использование таких интерактивных форм работы, как профориентационные игры и упражнения для обучающихся, которые направлены на самоопределение подростков в мире профессий, а также помогают осознать важность выбора профессии для дальнейшей жизни.
Так, например, игра «Вереница профессий» проводится для учащихся, которые не определились с конкретной будущей профессией или не могут выбрать из нескольких. Также эту игру можно использовать для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Активно участвуют в такой игре учащиеся 8-го класса. В чём же суть игры?
Учащиеся сидят в кругу и по очереди выстраивают вереницу профессий. Психолог называет первую профессию, например, продавец, далее учащиеся называют профессию, в чем-то близкую профессии продавец, например, официант. Следующий учащийся называет профессию, близкую к профессии официант и т.д. Особой ценностью и эффективностью считается то, чтобы каждый из учащихся мог объяснить, в чем сходство названных профессий. Например, и продавец, и официант имеют дело с обслуживанием людей, с умением общаться. В помощь учащимся предлагается визуализированная таблица-схема с описанием профессий по условиям труда, по средствам труда, по предмету труда. В течение игры психолог задаёт уточняющие вопросы, например: «Чем же похожа ваша профессия на ту, которую только что назвали?» Вывод о том, удачно ли названа профессия, делают все. На этом этапе учащимся можно предложить таблицу.
После проигрывания стандартных вариантов взаимосвязей между профессиями психолог предлагает вариант игры, в котором учащиеся находят необычное сходство между самыми разными профессиями, даже, если на первый взгляд что-то общее между названными профессиями отсутствует. Например, спасатель, артист балета и спортсмен-штангист должны иметь высокий уровень физической подготовки для выполнения своей работы. Или же лесник, воспитатель и ветеринарный фельдшер ухаживают и заботятся, только: лесник – о деревьях, воспитатель – о детях, ветеринарный фельдшер – о животных. И, если учащиеся находят подобное сходство между профессиями, кажущимися на первый взгляд непохожими, то это является показателем того, что игра получается. В помощь ребятам можно предложить заранее подготовленные карточки по различным профессиям.
Выявление таких нестандартных связей между самыми разными профессиями даёт учащимся возможность понять, что не нужно ограничиваться только одним профессиональным выбором, потому что зачастую качества или же действия, присущие одной профессии, могут быть необходимыми и в другой.
Такие профориентационные игры можно проводить как на этапе профпросвещения учащихся, так и в ходе проведения коррекционно-развивающей работы, потому что данная форма расширяет кругозор, позволяет моделировать внешний, взрослый мир деловых взаимоотношений, создавать ситуации, в которых ребята могут узнать о новых профессиях, увидеть различные перспективы той или иной профессиональной деятельности, осознать значимость выбора будущей профессии.
Марина ЛАПЫТЬКО,
педагог-психолог средней школы № 5 Сморгони