Татьяна КОНОВАЛЬЧУК,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Ясли-сад № 41 г. Мозыря»,
Гомельская область
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, поэтому особое место в построении развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования отводится наглядно-игровым пособиям, дидактическим играм и игрушкам.
Творческой группой разработано многофункциональное дидактическое пособие «Дорожный сундучок», цель которого – приобретение воспитанниками теоретических представлений и формирование устойчивых практических умений, навыков безопасного поведения на улице и дорогах города.
Актуальность пособия обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Основной причиной является то, что дети не знают правил безопасности на дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий таких нарушений.
Особенность пособия состоит в том, что оно помогает воспитанникам как в самостоятельной, так и в совместной деятельности с педагогом закрепить полученные представления, умения и навыки по формированию основ безопасной жизнедеятельности.
Пособие представляет собой комод, стороны которого наполнены дидактической, игровой и информационной составляющей по правилам дорожного движения. Предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Левая сторона комода оформлена в виде окошек, в которые можно размещать иллюстрированный материал, актуальный по избранной тематике. Правая сторона представляет собой игру «Помоги автомобилю», цель которой – формирование представлений воспитанников о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о правилах поведения в качестве пешехода и пассажира.
Обратная сторона пособия декорирована в виде магнитной доски, куда ребенок, прикрепляя детали, собирает пазл, тем самым формируя представления о транспорте специального назначения.
Верхняя часть дает возможность воспитанникам закрепить полученные представления о правилах дорожного движения с помощью игры «Ходилка».
Лицевая сторона сундучка оформлена в виде ящиков, каждый из которых соответствует определенному сигналу светофора. Внутри каждого ящика находится дидактическая игра по правилам дорожного движения.
Изюминка пособия состоит в том, что в ящиках размещены дидактические игры для обыгрывания в нерегламентированной деятельности. Для достижения результата мы использовали визуальные средства передачи информации.
Вид деятельности «Общение»
Предлагаем нашим воспитанникам закрепить правила дорожного движения посредством кроссенса «Подумай и расскажи», который представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок по правилам дорожного движения, изображение на которых связано с предыдущей и последующей по смыслу.
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Подбери знак» способствует формированию представлений детей о знаках дорожного движения, правилах поведения на улице.
Познавательно-практическая деятельность
Для реализации поставленных задач мы используем средство визуализации – интеллект-карту. Это простой метод запоминания информации о правилах дорожного движения.
Художественная деятельность
Посредством использования технологии конструирования из цветной бумаги, согласно предложенным схемам, обыгрываем с детьми «оживленный» перекресток: светофор, машины, дорога, дома.
Элементарная трудовая деятельность
Навыки самообслуживания формируем с помощью игры «Экипировка», цель которой – определить последовательность одевания форменной одежды для сотрудников МВД.
Таким образом, грамотно подобранные и используемые дидактические пособия развивают ребенка разносторонне и решают задачи всех образовательных областей учебной программы дошкольного образования.