Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Урок русского языка в 6-м классе  

- 9:06Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

 

Учитель знакомит шестиклассников с темой «Степени сравнения имен прилагательных» активно используя краеведческий материал.

 

Лилия ГОЛУБИЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Рогачёва»,
Гомельская область

li.anna.li@mail.ru

 

 

 

 

Тема: Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени.

Цель: создание условий для приобретения и развития знаний учащихся о степенях сравнения прилагательных; способах образования сравнительной степени имени прилагательного и синтаксической роли.

Задачи:

1) познакомить с понятием «степень сравнения прилагательных» и способах образования сравнительной степени;
2) развивать умение определять синтаксическую функцию имени прилагательного в сравнительной степени;
3) совершенствовать навыки употребления в речи имя прилагательное в сравнительной степени;
4) средствами содержания урока способствовать воспитания чувства любви к малой родине.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация, телефоны

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

Приветствую учащихся.

На экране мультиборда цифры 1142.

– Ребята, как вы думаете, что могут означать эти цифры? (ответы детей)

(после правильного ответа учащегося появляется 2-й слайд с надписью Рогачёв)

Выясняем, что это год первого упоминания города Рогачёва в Ипатьевской летописи.

– Ребята, а вы любите наш город? (Предлагаю учащимся сформулировать, что им особенно нравится)

– Используя ответы учащихся, выписываю прилагательные и прилагательные в сравнительной степени.

Выходим на тему урока.

 

2 Этап целеполагания

Вместе с учащимися формулируем цель урока на языке учащихся.

– Ребята, у вас на столах лежит лист под № 1, и в ходе урока мы будем возвращаться к нашей цели.

(На партах у каждого учащегося лежит лист № 1 с целью и таблицей)

– К концу урока вы будете знать (слайд):

1) как образуется сравнительная степень имени прилагательного;
2) каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени;
3) как правильно употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени;

 

3 Операционно-познавательный этап

– А сейчас, ребята, предлагаю поработать в группах (вместе с учащимся проговариваем правила работы в группе) (слайд)

1-я группа – будет изучать, как образуется простая форма сравнительной степени

2-я группа – будет изучать, как образуется составная форма сравнительной степени

3-я группа – какими членами предложения являются прилагательные в сравнительной степени

4-я группа – как правильно в речи употреблять прилагательные в сравнительной степени

 

Используя телефоны, учащиеся будут пользоваться материалами единого информационно-образовательного ресурса. Кроме этого в их распоряжении учебник (с. 172, 173) и дополнительная информация. По ходу изучения материала, каждый учащийся заполняет таблицу (Приложение 1). Первая группа заполняет 1-ю колонку, 2-я группа – вторую и т.д.

После окончания работы, представитель каждой группы должен будет озвучить материал для всех остальных ребят (по ходу учащиеся заполняют всю таблицу).

Время выполнения работы – 8 мин.

 

Возвращаемся к цели урока.

– Что мы уже знаем? (озвучивают дети)

 

4 Этап первичной проверки знаний

Игра «Найди пару»

Учащиеся делятся на две команды. В руках у каждого учащегося 1-й команды – таблички с именами прилагательными в начальной форме, у каждого участника 2-й команды – таблички с именами прилагательными в сравнительной степени. Каждый из участников игры должен найти себе пару в соответствии с прилагательным в сравнительной степени сравнения.

По ходу игры пары учащихся собирают предметы – символы Рогачёвщины (слайд).

 

     Задание: за 1 мин. составить предложение с использованием имён прилагательных в сравнительной степени

Учащиеся выполняют задания (Приложение 2).

     1) Сгущёнка:  банка  + этикетка  

сладкий – слаще

     2) Сыр:  этикетка  +  фото головка сыра (производится этот сыр на Рогачёвском молочно-консервном комбинате)

вкусный – вкуснее

     3) Короткевич:    портрет  +  книга (В.Короткевич – талантливый белорусский писатель. Именем В.Короткевича в Рогачёве назван Дом книги)  

замечательный – более замечательный

     4) Лыньков:  портрет  +  паровозик (Годы учёбы М.Лынькова прошли на Рогачёвщине)

интересный – более интересный

     5) Рог:  макет рога    +    Рогачёв

знакомый – более знакомый

     6) Костёл: фото 1/2  (Это костёл Святого Антония Падуанского)

древний – более древний

     7) Реки: Друть  + Днепр (Это место слияния двух рек, протекающих в нашем городе)

узкая – уже

     8) Герб:  надпись Рогачёв  +  герб Рогачёва

родной – роднее

     9) Ляльки:   надпись  Стреньки   +  кукла (В Рогачёвском районе в деревне Стреньки есть единственный в Беларуси музей куклы)

причудливый – причудливее

     10) Алёнушка: картина + озеро (Считается, что знаменитая картина «Аленушка» писалась на берегах местного Федоровского озера)

живописный – живописнее

     11) Шаляпин: фото + театр (фото) (Портрет Фёдора Шаляпина, театр «Модерн» в Рогачёве.

– Ребята, а знаете ли вы, почему мы Ф. Шаляпина включили в один из символов Рогачёва? Потому что в Рогачёве был театр и в нём пел Ф.Шаляпин, великий русский оперный певец, обладатель уникального баса. Во время своих гастролей он посетил наш город?

известный – более известный

     12) Замковая гора: фото принцесса Бона (Макет замка; королева Бона Сфорца)

внушительная – внушительнее

 

5 Контрольно-коррекционный этап

Демонстрирую фото королевы Боны Сфорца

– Ребята, вы уже знаете кто это. Это великая княгиня Бона Сфорца, которой в XVI веке был подарен наш город. А для того, чтобы управлять городом, надо было писать указы. Один из указов я переписала для вас, но специально допустила ошибки в употреблении прилагательных в сравнительной степени.

– Какая ваша задача? (исправить ошибки)

Каждой группе достаётся одно предложение.

1) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
распланировать и замостить улицы в уезде Рогачёв, дабы дороги для жителей стали более удобнее (более удобными).

2) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
начать строительство каменного дворца в местечке Рогачёв, чтобы стоял он на горе, как можно выше и виды из его окон открывались как можно красивше (красивее) и более приятнее (приятнее).

3) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
во владениях моих платить налоги не по количеству душ, а у кого земли имеется много, тот и будет иметь платежи более большие (больше).

4) Я, королева Бона, указом своим повелеваю:
в Рогачевском уезде торговлю и ремёсла развивать повсеместно, дабы жизнь более богаче (более) была, чем раньше.

Время выполнения работы – 3 минуты.

 

После выполнения задания учащиеся озвучивают исправленные предложения.

 

Возвращаемся к цели урока.

Выясняем, выполнено ли всё намеченное.

 

Учащимся предлагаю выполнить тестовую работу по QR-коду (считайте и выполните тест).

Время выполнения работы – 4 минуты.

Проверка. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто выполнил тест без ошибок……

Те, кто выполнил на 10 баллов,  на 9 . …… , на 8…

Есть ли ребята, которые выполнили  на 6 баллов…….?

Поднимите руки, кто желает, чтобы отметка за тест была выставлена в журнал (так как это первый урок – отметки выставляются по желанию)

 

6 Рефлексивный этап

При помощи приёма «Светофор» возвращаюсь к цели урока и выясняю, что усвоили учащиеся (зелёный – понял всё; жёлтый – есть вопросы; красный – не понял).

Предлагаю учащимся оценить результат работы на уроке с помощью приема «Ну и молодец же я!».

Ну и молодец же я!

Я знаю

Отлично

Хорошо

Попрошу объяснить еще раз

1.Как образуется простая форма сравнительной степени прилагательных?

 

 

 

2. Как образуется составная форма сравнительной степени прилагательных?

 

 

 

3.Каким членом предложения является имя прилагательное в сравнительной степени.

 

 

 

Я умею

 

 

 

1. Правильно использовать формы простой и составной степени сравнения имён прилагательных в речи

 

 

 

Таблица будет индивидуальным домашним заданием. Каждый из учащихся увидел, над чем ему надо поработать.

Выясняю у учащихся, узнали ли они что-то новое об истории нашего города.

Учащиеся читают стихотворение рогачёвского поэта.

 

7 Этап информации о домашнем задании

Комментирую домашнее задание.

Домашнее задание:

Параграф 49, 50. Выполнить упражнение 386 (2).

 

Приложение 1, 2

Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Урок русского языка в 6-м классе: https://docs.google.com/presentation/d/10f2snOJOo4XG94i5InQWLpHN5kOed5_W/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий