Декоративные камешки в развивающих играх    

- 17:46Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Елена КОНОНОВИЧ,
учитель-дефектолог

ГУО «Бобренятский ясли-сад»
Мозырского района,
Гомельская область

 

 

 

Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Один из нетрадиционных методов в коррекционной работе – использование декоративных камешков. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных цветов и форм, и очень приятны на ощупь. Цена вопроса приобретения этой разноцветной «красоты» невелика, а развивающий потенциал огромен.

Работу с декоративными камешками я сравниваю с праздником, потому что они радуют детей великолепием ярких красок и вызывают у них положительную реакцию: радость, улыбку, хорошие эмоции. А так как ведущим видом деятельности в саду является игра, то и навык правильной и грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.

Использование камешков на практике решает следующие задачи:

– закрепление представлений об основных цветах;
– развитие мелкой моторики;
– совершенствование зрительно-двигательной координации;
– развитие тактильных ощущений;
– формирование правильного захвата кистью руки;
– развитие пространственных представлений;
– закрепление зрительного образа букв и цифр;
– формирование звукового анализа и синтеза;
– развитие мыслительных операций: памяти, внимания, логического мышления.

Предлагаю некоторые развивающие игры, которые использую на коррекционных занятиях.

 

«Вверх – вниз, вправо – влево»

  Цель: развитие пространственных представлений, умение ориентироваться на листе и координировать свои движения.

   Оборудование: камешки, расчерченный на квадраты лист бумаги, с обозначенным стартом и картинками в квадратах.

   Задание: просим ребенка выложить путь к предмету, следуя инструкциям.
От старта три шага влево, два вверх, один вправо, три вверх, что нашел?

 

«Пройди по дорожке»

  Цель: развитие координированного движения пальцев и кистей рук, умения ориентироваться в пространстве.

   Оборудование: камешки, картинка

   Описание: даем указание выложить камешки по указанной схеме.

 

«Продолжи ряд»

   Цель: развитие умения выстраивать ритмические ряды, что является первым шагом к активной устной речи ребенка.

   Оборудование: камешки, схемы рядов.

   Задание: просим повторить ряд 1 : 1, 1 : 2, 2 : 2 и др. вначале со зрительной опорой, затем без.

 

«Знакомство с буквой», «Знакомство с цифрой»

  Цель: закрепление зрительного образа изучаемой буквы или цифры, развитие мелкой моторики рук.

   Оборудование: декоративные камешки, карточки с образцами букв или цифр для наложения камешков.

   Задание: педагог уточняет название букв или цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.

 

«Лабиринты»

   Цель: закрепление правильного звукопроизношения в словах, развитие координации движения.

    Оборудование: камешки, лабиринт в виде «Улитки» с автоматизируемым звуком.

 Описание: ребенку предлагается назвать слово на указанный звук, при правильном звукопроизношении он закрывает слово камешком. Работа продолжается до закрытия всех слов в лабиринте.

 

«Выложи букву или цифру по контуру»

   Цель: формирование представлений о зрительном образе букв, звуков, цифрах и составе числа.

   Оборудование: камешки, карточки с изображение букв и цифр.

   Задание: предлагается закрыть кружочки камешками, чтобы получилась буква; выкладывание букв и цифр по контурам или самостоятельно.

 

«Спаси букву»

   Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие памяти и мышления.

   Оборудование: карточки со «сломанными» буквами и декоративные камешки.

   Задание: педагог просит спасти «сломанную» букву и добавить необходимые элементы.

 

«Определи звук правильно»

   Цель: формирование умения проводить звуко-буквенный анализ слов.

   Оборудование: камешки синего, красного, зеленого цветов и слова со схемой.

   Задание: педагог предлагает выложить в схеме позицию заданного звука в слове, определить с какого звука начинается слово, какой он, гласный или согласный, придумать еще слова на этот звук, сосчитать, сколько в слове гласных и согласных звуков.

 

«Сколько здесь слогов»

   Цель: закрепление умения определять слоговой состав слов.

   Оборудование: картинки со словами, камешки.

 Задание: педагог предлагает ребенку поделить слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. Затем производим сравнивание слов, и уточняем, какое слово самое длинное (больше камешков), а которое самое короткое.

 

«Составь предложение»

   Цель: развитие связной речи детей.

   Оборудование: камешки, иногда предметные картинки.

 Задание: педагог выкладывает определенное количество камешков и просит составить предложение из того количества слов, сколько было предложено, или используя в предложении тот предмет, который изображен на картинке.

 

Логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным является этап отработки произношения поставленных звуков, автоматизация и дифференциация звуков до степени автоматизма. А многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка и у него пропадает интерес к этому виду деятельности. Поэтому необходимо проявлять творческий подход в процессе коррекционной работы. И здесь приходят на помощь декоративные камешки. Предложенные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий