Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Учебная программа по биологии в 6-м классе отводит на изучение основных групп животных один учебный час. Очень сложно полноценно рассмотреть, изучить и усвоить названия, признаки и примеры видов животных основных систематических групп за такой небольшой отрезок времени. А так как эта тема вызывает у большинства учащихся неподдельный интерес, то целесообразно проводить дополнительные занятия по изучению групп животных на внеклассных мероприятиях, кружках биологической направленности либо на тематических мероприятиях в шестой школьный день.
Цель:
– расширить знания учащихся об основных группах животных;
– развивать познавательную активность учащихся;
– систематизировать знания, полученные на учебных занятиях;
– воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к животным;
– увлечь коллективной игрой с целью сплочения классного коллектива.
Материалы и оборудование: таблицы и схемы «Группы беспозвоночных животных» и «Группы позвоночных животных», мультимедийная презентация «Основные группы животных» доступна по ссылке https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-osnovnie-gruppi-zhivotnih-klass-2651260.html, «Энциклопедия животных» для детей, макеты животных, игра «Мемо» «Необычные животные».
Ход занятия
1 Постановка цели занятия и обсуждение отрывка из стихотворения:
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, –
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд!
(Б.Заходер)
2 Повторение понятий «Позвоночные животные» и «Беспозвоночные животные».
3 Просмотр мультимедийной презентации «Основные группы животных» (группы беспозвоночных животных), анализ схемы и заполнение таблицы в тетради (с использованием данных из дополнительных источников).
4 Просмотр мультимедийной презентации «Основные группы животных» (группы позвоночных животных), анализ схемы и заполнение таблицы в тетради (с использованием данных «Энциклопедии животных»).
5 Дополнение таблиц рисунками (можно использовать макеты животных).
6 Заслушивание информации о необычных животных, которые населяют нашу планету.
7 Итоговая игра «Мемо» «Необычные животные».
8 Подведение итогов игры.
9 Обобщение и систематизация знаний, полученных на занятии.
10 Рефлексия в форме вопрос-ответ:
– Что наиболее запомнилось?
– Какие факты удивили?
– Что из нового материала вы узнали впервые?