Светлана БОБРОВНИЦКАЯ,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 3 г. Ошмяны»,
Гродненская область
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей.
Химия очень сложный предмет, и уже на первом году изучения многие школьники теряют интерес. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы учащиеся умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость учащимся и учителю.
Как показывает практика, слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Задача учителя – сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора деятельности ученика, быть учителем-наставником, ментором и фасилитатором, который организует питательную среду, где происходит обучение и развитие.
Одной из основных задач для меня, как педагога, является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т. к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения.
Целью моей педагогической деятельности является создание оптимальных условий для повышения мотивации к учебному предмету через использование STEM-подхода.
STEM обучение – это инновационная методика, которая представляет собой полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой.
При использовании STEM-технологий развиваются способности находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При STEM-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.
STEM-технологии имеют большие возможности в обучении, ориентированном на развитие практических навыков, формирование готовности выпускников школ продолжить реализовывать творческие идеи в учебных заведениях и в дальнейшей профессиональной деятельности.
На занятиях учащиеся самостоятельно создают прототипы продукта, используя современные материалы и оборудование, основываясь на простых и доступных инженерных решениях. Для создания конечного продукта учащиеся могут использовать детали уже существующего оборудования, или создать модель из пластика и картона, но в любом случае получат опыт комбинирования различных материалов, научатся учитывать свойства веществ и поймут, как наилучшим образом соединить структурные компоненты модели, чтобы сделать её максимально функциональной и эффективной.
Развитие критического мышления – ещё одна возможность STEM- обучения. Критическое мышление предполагает самостоятельный непредвзятый взгляд на имеющуюся ситуацию, умение подвергать сомнению известные факты, самостоятельный анализ имеющихся данных с целью создания собственных решений. Критически мыслящий подросток сможет наиболее эффективно взаимодействовать с информационным пространством, сможет оценить и найти противоречия в любой информации.
Использование проблемного обучения – это STEM-подход, который зарекомендовал себя в преподавании химии, в реализации решений проблемных ситуаций, поиске верных ответов, преодолении препятствий на пути к запланированному решению. Здесь важным моментом является формирование у учащихся особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности. Использование проблемных ситуаций создает осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Использование интерактивных модулей на уроках химии – еще один подход STEM-образования. Для интерактивных модулей характерна чёткая структурированность информации, оптимизированный объём материалов, замкнутость, самодостаточность содержания и хорошая степень наглядности.
Первичный контроль изученного материала за короткий промежуток времени можно проверить с помощью химического диктанта или тестовых заданий с использованием различных программ и сервисов для создания тестов (MyTest, Scratch, Learningapps и др.).
Learningapps.org является бесплатным сервисом Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания. Использование данного сервиса позволяет получить яркие интерактивные задания, которые я использую на разных стадиях урока (во время опроса, повторения, закрепления изученного материала, при организации групповой работы) (https://learningapps.org/watch?v=pq695ukr520).
Например, при изучении темы «Оксиды» использую задания по определению валентности элемента в оксиде, что позволяет за короткий промежуток времени проверить знания учащихся по номенклатуре.
Сервис Learningapps предоставляет возможность создавать приложения, впоследствии объединяя все упражнения, соединенные темой в один блок, что очень удобно.
Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т. д
На уроках я часто использую «интерактивный плакат». Интерактивный плакат – электронное образовательное средство, имеющее интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графики, текст, звук. Таким образом, обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему.
Например, при изучении темы «Кислород как простое вещество. Кислород в природе. Воздух как смесь газов. Методы собирания газов» учащиеся во время изучения материала самостоятельно создали плакат о роли кислорода в природе.
Таким образом, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения, которые вовлекают в изучение темы всех учащихся, обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль качества усвоения полученных знаний.
Количество создаваемых работ не ограничено. Готовую работу можно встроить на страницу сайта или блога.
Еще использую на своих уроках бесплатный универсальный конструктор OnlineTestPad. С помощью него я создаю тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры. С помощью сервиса OnlineTestPad провожу экспресс-проверку уровня усвоения материала учащимися (https://onlinetestpad.com/wfwtgfpfwztsq), как на уроке, так и учащиеся с использованием ссылки проверяют уровень усвоения материала дома.
Функции онлайн-конструктора позволяют реализовать в режиме онлайн тест любого уровня сложности. Здесь я создаю тесты, кроссворды, опросы на любые темы.
Конструктор тестов предусматривает варианты 14 типов вопросов, в том числе: установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, мультивыбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов.
Результат предоставляется в четырех форматах, для настройки которых есть персональная шкала. По каждому заполненному опроснику можно получить статистику ответов. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые можно сохранить в Excel.
С целью выявления затруднений, уровня усвоения материала как одним учеником, так и классом в целом использую сервис Kahoot. Это отличный инструмент для получения мгновенной обратной связи от учащихся в рамках урока. Ученики отвечают на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к интернету.
С помощью интерактивного модуля Kahoot учащиеся сами создают игры и соревнования по определенной теме. Таким образом, у учащихся возникает желание лучше усваивать материал, чтобы показывать лучшие результаты в игре. (https://create.kahoot.it/details/0ddfee15-5c45-41c5-83c1-cfd151c76e11).
Это очень удобный сервис, т. к. созданные в Kahoot задания позволяют включать в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса.
Для рефлексии усвоения материала на уроке использую инструмент для создания презентаций Buncee.
Интерактивный модуль Buncee предоставляет широкий спектр мультимедийных элементов для онлайн презентаций. Учитель и ученики могут выбирать учебное видео (доступных на Vimeo и YouTube), анимированные персонажи, анимированные тексты, наклейки, изображения из Pixabay (отфильтрованные изображения общественного достояния) и загружать свой собственный контент, состоящий из документов, изображений и видео. Удобным инструментом является возможность рисования непосредственно на слайдах.
Например,
Совместное использование мультимедийных уроков, способствует развитию критического мышления, навыков общения, сотрудничества и творчества.
Еще одним инструментом для создания викторин является Quizizz, который позволяет создавать свои собственные игры, а также проводить игру прямо в классе. Я как учитель могу контролировать процесс, переключая таблицу лидеров, таймер и другие настройки. Благодаря Quizizz, доступному на всех устройствах, учащиеся играют вместе, но каждый в своем собственном темпе.
Таким образом, этот сервис позволяет в игровой форме проверить степень усвоения материала учащимися.
Использование таких интерактивных модулей в образовательном процессе нравится ученикам, способствует развитию личности ребенка, формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.
STEM-технологии позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения учащихся повышается, а самое главное, данный материал надолго остается в памяти.
Применение STEM-технологий в учебном процессе позволяет реально осуществить индивидуализацию обучения, углубить и усовершенствовать знания учащихся с помощью компьютера, провести коррекцию недостатков, частично ликвидировать перегрузки.
С использованием STEM-технологий все учащиеся вовлечены в процесс познания и имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и возможностей участия в дискуссии, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии востребован субъективный опыт учащихся и формируется их личностная позиция.
Перепробовать десять методов и выбрать свой, наиболее эффективный для конкретной группы обучающихся, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно, учитывая индивидуальные условия – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать и пробовать – на основе осмысления результатов, последовательно требовать, неустанно совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.