Использование приемов визуализации на уроках русского языка и литературного чтения

- 15:03Методичка, Начальная школа. Идеи

 

Татьяна АДАШКЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

 

К.Д.Ушинский писал: «Когда вы входите в класс, от которого тяжело добиться слова, начните показывать рисунки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

В современной школе учатся ребята, которые не представляют свою жизнь без гаджетов и привыкли потреблять информацию при помощи фотоснимков, мемов, кратких видео. Как результат – “клиповое мышление”, перевес графического рисунка перед текстом. А это идет вразрез с преимущественно вербальным стилем подачи учебной информации. Потому перед современным учителем возникает проблема: как донести нужный материал школьнику, не нарушая при этом дидактических принципов и учитывая его особенности восприятия информации? Чем и как заинтересовать современного школьника?

Действенным средством и является использование в учебном процессе визуализации. В педагогике это понятие реализуется в границах одного из традиционных педагогических принципов – наглядности. Наглядность – это демонстрация, визуализация – это процесс, при котором учащиеся на основе схемы, карты сопоставляют факты, анализируют их, ищут причинно-следственные связи, делают выводы.

Наблюдая за деятельностью своих учащихся на уроках, я поняла, что заинтересовать и научить современное поколение – задача непростая. Именно поэтому несколько лет назад и начала внедрять в свою практику приёмы визуализации и наблюдать за деятельностью учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения.

Одним из действенных приёмов визуализации является интеллект-карта – графический способ представления информации в виде карты, которая состоит из ключевых и второстепенных тем.

На уроках русского языка интеллект-карту использую, начиная с 1-го класса. В послебукварный период, когда ученики изучили буквы, делаем классификацию звуков речи. В центр помещаем слово звук, от которого идут ветви гласный, согласный; потом уточняем, какими бывают гласные и согласные звуки. По мере изучения материала добавляются понятия звонкий-глухой, твёрдый-мягкий.

Этот приём обязательно применяю на первом уроке изучения темы, раздела. Например, при знакомстве с частями речи, в центре листа размещаем ключевое понятие (существительное), от которого отходят ветви грамматических категорий, морфологических признаков. По мере изучения темы дополняем её примерами, комментируем написанное, обращаемся на протяжении урока для выполнения заданий.

На уроках литературного чтения при составлении характеристики литературного героя в центр карты помещаем имя героя произведения, от которого отходят ветви: друзья, внешний вид, поведение, события, характер, семья. От этих ветвей отходят более тонкие, которые конкретизируют названные признаки. Например, при составлении ветви внешний вид, используем слова: старый, светловолосый, опрятный, грустный.

В 3-м классе при знакомстве с жанрами устного народного творчества в центр помещаем слово “фольклор”, от которого идут ветви: поговорки, пословицы, загадки, песни, скороговорки, сказки, частушки. А каждая ветвь уточняет предыдущую: сказки – народные, авторские, бытовые, о животных, волшебные. Эту карту пополняем на уроках литературы в 4-м классе, так как там вводятся другие жанры, например, былины, и даётся более подробная классификация.

Как видим, работая с картой, ученик переходит в своем развитии от простых логических операций (сравнение, сопоставление, размещение) до умения анализировать, дифференцировать, классифицировать, устанавливать связи между определенными фактами, понятиями.

Сервисы, которыми пользуюсь при составлении интеллект-карт: Mindmeister Сanva Сreately

Следующим приёмом визуализации информации, который я использую в своей деятельности, является облако слов. Этот приём я применяю как дидактический материал на уроке, для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах; как визуализацию критериев оценивания чего-либо, для представления результатов опроса или обсуждения.

На уроках русского языка и чтения этот приём применяю на различных этапах урока:

1) проверка домашнего задания:

– выпишите слова с изученной орфограммой

– найдите учебные термины, дайте им определение.

2) сообщение темы урока, целеполагание, мотивация:

 – выпишите слова из облака, сформулируйте тему урока;

3) изучение нового материала:

– составьте предложение из слов облака, подчеркните главные члены;

– составьте облако слов, в котором укажите названия, которые относятся к биографии писателя;

4) закрепление материала:

– найдите термины, с которыми мы познакомились на уроке, дайте им определение;

– выберите те слова, которые характеризуют героя произведения.

5) рефлексия:

– выпишите из облака глаголы, которые характеризуют вашу работу на уроке.

Сервисов для создания облака довольно много. Я в своей практике чаще всего использую wordscloud, облакослов.рф, e-asveta.adu.by

Скрайбинг – визуализация информации при помощи графических знаков, которые просто и понятно отражают её содержание и внутренние связи. Благодаря этому приёму уроки оживляются, он развивает такие качества, как логическое, образное, креативное и критическое мышление.

В своей практике я применяю такие виды скрайбинга: рисованный, аппликационный, магнитный. Уже в 1-м классе на уроках обучения грамоте учащиеся по мере чтения сказки выкладывают готовые изображения, соответствующие звучащему тексту (Сказка «Репка», «Теремок»). На лист бумаги или любой другой фон в кадре накладываем (наклеиваем) готовые изображения (скрайбинг-аппликация). У доски ученик крепит готовые изображения с помощью магнитов (магнитный скрайбинг). По мере овладения этим приёмом, мы начали использовать классический (рисованный) скрайбинг. Параллельно с чтением текста учащиеся выполняют рисование эскизами. Очень помогает рисование скрайбов и при заучивании стихотворений.

Научиться создавать скрайбы достаточно легко: рисунки специально делаются максимально простыми. Вместе с этим при работе над скрайбом дети самостоятельно ищут, анализируют, оценивают, отбирают и организовывают информацию, формируют информационные компетенции.

Таймлайн (лента времени) – шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. При использовании данного приёма у учащихся формируются умения узнавать предметы по заданному признаку, сравнивать объекты, выделять основания для сравнения, выделять в разных объектах общие и отличительные свойства, умение группировать предметы, проводить классификацию по заданному признаку.

В своей практике ленту времени на уроках русского языка использую при установлении последовательности действий при применении правил.

При работе по теме «Текст», «Предложение» предлагаю детям расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился текст, расположить реплики диалога в правильной последовательности, расположить вопросы к тексту в правильной последовательности.

На уроках литературного чтения лентой времени пользуюсь при изучении биографии писателя: расположи факты биографии в правильной последовательности. При работе с произведением с помощью данного приёма предлагаю ученикам восстановить последовательность событий в произведении, установить соответствие между частями рассказа.

При знакомстве с творчеством писателя, учащиеся составляют каталог произведений автора в хронологической последовательности.

 

В 1–2-х классах ученики выполняют задания на установление последовательности на бумаге. Начиная с 3-го класса предлагаю составление таймлайна с помощью специальных онлайн-сервисов.

 

time.graphics, e-asveta.adu.by, tiki-toki.com

Еще одним приёмом визуализации информации, который использую на уроках языка и чтения для формирования информационных компетенций учащихся, является коллаж. Это художественная аппликация, суть которой сводится к созданию графических произведений путём наклеивания на основу каких-либо предметов.

В своей практике применяю составление коллажа при изучении произведений, при обобщении раздела, использую групповую и индивидуальную работу над коллажем. Для его изготовления дети дома подбирают вырезки из журналов, газет, надписи, фотографии, вырезанные буквы, тем самым учатся находить, хранить, преобразовывать необходимую информацию. На уроке при составлении коллажа учащиеся выбирают объект, над которым будут работать, обращают внимание на самое главное, смотрят, чтобы все реквизиты были связаны одной темой. Например, при знакомстве с загадками на уроке русской литературы во 2-м классе, ученики составляют коллажи к загадкам о животных, явлениях природы, школьных принадлежностях, овощах, фруктах.

Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников информационной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат; умение публично выступать и аргументированно проводить презентацию конечного результата.

На своих уроках я широко использую работу с гексами, как средством визуализации, которое повышает интерес к обучению, активизирует взаимодействие учащихся на уроках, а также способствует развитию связной устной речи, формированию метапредметных умений. Карточки напоминают небольшие шестиугольники, складывающиеся между собой в соты, применять их можно на любом этапе урока, как при введении в новую тему, так и при закреплении. Ученики, получая карточки, строят цепочки по изученной теме. В ходе совместной работы школьники учатся анализировать информацию, классифицировать понятия, развивают коммуникативные навыки. Предлагаю детям как готовые карточки, так и пустые шаблоны, которые они в течение урока заполняют сами.

Так, на уроке русского языка в 3-м классе при закреплении темы «Синонимы» ученики получают гексы со словами. В процессе выполнения задания необходимо найти ключевое слово и составить 3 группы гексов. Гексы в этих группах должны быть взаимосвязаны. Сначала ученики обсуждают и раскладывают гексы в группе, а потом защищают свою работу.

При изучении темы «Безударные гласные» приём шестиугольного обучения применяю на этапе закрепления. На доске размещены гексы с буквами о, а, е, и, я. Учащиеся должны расположить гексы возле нужной буквы. Работа активизирует учащихся, в нее включены все.

На уроках литературного чтения для описания внешнего вида героя организую работу в паре, где каждая пара составляет характеристику героев. Ключевым понятием выступает имя героя. На начальном этапе работы предлагаю учащимся карточки со словами, которые описывают внешние данные героев. Учащиеся выбирают те, которые характеризуют данного героя. На последующих этапах предлагаю детям пустые шаблоны, которые они заполняют, вписывая выражения и слова, которые встретились в тексте. Так они учатся не только высказывать свое видение героя, но и находят авторское отношение к нему. При этом им приходится неоднократно вернуться к прочитанному, чтобы более точно составить характеристику. Этот приём добавляет определенное соревнование, позволяет развить словарный запас учащихся, уделить внимание формированию образного мышления.

Когда у школьников возникают трудности в восприятии информации, я применяю такой метод визуализации учебной информации, как кластер – один из способов графической организации материала, некая структура, каждая клеточка которой – определенная информация. Проще говоря, это блоки выделенной информации.

На начальном этапе с целью вовлечь учащихся в учебный процесс даю ученикам готовые слова и предлагаю записать, что им известно по данной теме. На следующем этапе школьники работают на протяжении урока, дополняют кластеры новыми сведениями и примерами. По мере использования этого приёма работа усложняется, и учащиеся сами, без готовых слов составляют кластер, что способствует формированию информационных компетенций и ученики выходят на собственное полагание.

Рассмотрим пример использования этого приема на уроке русской литературы во 2 классе при изучении рассказа В.Осеевой “Волшебное слово”. После прочтения первой части текста учащиеся вспоминают, каким был Павлик до встречи со стариком и заполняют ячейки кластера. После прочтения всего текста и ответа на вопрос: как изменился герой под влиянием мудрого совета старика, учащиеся дополняют ячейки словами. Таким образом, работа ведётся на протяжении всего урока, и все учащиеся вовлекаются в учебный процесс.

Мои ученики составляют кластеры в виде солнышка, цветка, грозди. Иногда предлагаю ученикам расширить одну или несколько “гроздей”, объяснить взаимосвязь между ними. Анализ кластера позволяет определить, что ученик запомнил из изученного материала, обладает ли системным мышлением, умеет ли определять причинно-следственные связи.

Приведённые выше приёмы визуализации учебной информации знакомят учащихся с приёмами работы с информацией: находить, анализировать, систематизировать, делать выводы. Применение этих приёмов позволяет обработать большой объём информации, что в значительной степени повышает эффективность усвоения материала, помогает легко запомнить и отследить взаимосвязь между блоками информации. Использование во время уроков разнообразных средств и приёмов визуализации делает урок более эффективным, потому что позволяет максимально задействовать разные каналы восприятия информации учеников.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий