Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации посредством дидактических игр на начальном этапе

- 14:20Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В материале автор дает рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Предлагает использовать в работе различные дидактические игры.

 

 

Наталья ГОРДИОНОК,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад № 12
для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Начало реабилитационной работы с ребенком после кохлеарной имплантации, как правило, приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно этот критерий позволил мне определить дидактическую игру как основной вид деятельности, позволяющий сделать процесс обучения эмоциональным и продуктивным. При организации коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации важно соблюдать следующие условия:

– соблюдать этапность в развитии слухового восприятия, ориентироваться на слуховой возраст ребенка, а также нормы онтогенеза;

– создавать максимальную естественность условий в развитии слухового восприятия, в том числе через обучение родителей приемам работы с ребенком;

– включать ребенка в игру, реализующую потребность в движении, самостоятельность;

– на начальном этапе использовать игры, направленные на формирование эмоций и подражания;

– использовать игры с повторяемостью игровых заданий с постепенным усложнением слухового материала.

До операции и в первые месяцы после неё мною определены актуальные игры и упражнения, направленные на налаживание эмоционального контакта с ребенком, а также на формирование активного интереса к окружающим звукам, реакции на звуки разной громкости, в том числе тихие.

Дидактические игры и упражнения проводятся с опорой на естественный интерес ребенка ко всему, что его окружает, используя любые бытовые ситуации сначала на слухо-зрительной основе с постепенным усложнением (увеличением расстояния, тренировкой восприятия шепотной речью), затем только на слуховой основе с увеличением количества предъявляемого материала, зашумлением, вне ситуации наглядного выбора.

Формируются умения действовать по зрительно обозначенному сигналу (хлопок, жест, взмах флажка) в двигательных дидактических упражнениях, в заданиях на определение наличия (отсутствия) звука, в игре «Шумовые коробочки» (сначала при помощи вибрации, а затем и с опорой на слух).

Из-за моноурального протезирования дети после кохлеарной имплантации испытывают трудности в локализации звука в пространстве. Поэтому игры на формирование данного умения также являются первостепенными и продолжают использоваться на протяжении всех этапов.

На первом этапе (с первых месяцев после подключения речевого процессора, до 1 года) использую игры, направленные на формирование умения различать неречевые и речевые звуки по их основным характеристикам, а также на накопление пассивного словаря. При формировании умения различать тихий (громкий) звук использую игру «Большой барабан – маленький барабан». Продолжаю работу по распознаванию локализации звука в пространстве в играх «Кто позвал?», «Слева – справа», «Сверху – снизу».

На этом этапе вводятся игры на различение количества звучаний неречевых и речевых звуков «Один барабан – много барабанов», «Кукла ест ам, ам-ам-ам», «Прыгаем, как мячики па, па-па-па», «Топаем как мишки топ, топ-топ-топ». Формирую умение определять длительность и прерывистость сигнала в следующих играх «Нарисуем волшебные клубочки» (А__, А., У__, У.), «Падают листочки с, с-с-с.» (Листочек с короткой ниточкой падает коротко, с длинной – длительно или прерывисто).

Сформировать умение определять высоту звука помогают игры на липучках «Большие и маленькие» (животные и детеныши), «Посади жучков на листочки». Важные игры, которые начинаю использовать на этом этапе, – направленные на формирование условно-двигательной реакции на звук. Они тренируют слуховые возможности, подготавливают к настройке кохлеарного импланта. Проводятся интенсивно в первые месяцы после подключения и затем на протяжении полутора лет. Показателем успешности служит выполнение ребенком действий на речевые звуки (А, М, У, С, Ш, И) на расстоянии 4  метра и более – значит, ребенок слышит все звуки и постепенно научится различать их вначале слухозрительно, а затем на слух. Отмечу, что при проведении игр ребенку для разнообразия предлагаю любые задания предметно- практической деятельности (игры с конструктором, игры с водой, рисование, лепка из теста), а также подвижные игры, игры с мячом.

В игре «Кто кричит, что звучит» начинаю работу по формированию умения различать звукоподражания речевым и неречевым звукам. В начале – при выборе из двух резко отличающихся по фонетическим признакам (птичка и корова: пи-пи-пи и му-му-му; кошка и мишка: мяу-мяу и топ-топ), с постепенным увеличением до 5–6 звукоподражаний (игрушки, предметные картинки).

Для повышения эффективности в систему игр включаю компьютерную игру «Otto’s World of Sounds», позволяющую разнообразить процесс ознакомления с неречевыми звуками окружающего мира, а также формирующую пассивный словарь.

Как показывает собственный опыт, использование дидактических игр на начальном этапе коррекционно-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации позволяет повысить эффективность коррекционного процесса в формировании умения воспринимать, различать окружающие звуки, понимать их значение, формировать пассивный словарь.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий