Формирование представлений по вопросам пожарной безопасности и навыков пожаробезопасного поведения у детей с трудностями в обучении  

- 10:52Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Автор представляет свою систему работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями психического развития по формированию представлений по вопросам пожарной безопасности и навыков пожаробезопасного поведения.  

 

Светлана БЫШИК,
воспитатель дошкольного образования
высшей квалификационной категории
ГУО «Специальный детский сад № 9 г. Речицы»,
Гомельская область

 

 

Исходя из собственного педагогического опыта, работая с воспитанниками (трудностями в обучении), я обратила внимание, что в силу своих особенностей они, как никто другой, нуждаются в помощи со стороны взрослых в формировании представлений по вопросам пожарной безопасности и навыков пожаробезопасного поведения.

Так как развитие личности воспитанников с ТО определяется характером организации доступной им деятельности, особое внимание в работе по формированию представлений по пожарной безопасности уделяла созданию условий для пробуждения и стимулирования познавательной деятельности детей. Работу построила по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания и заканчивая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята к концу учебного года. Для этого составлен перспективный план на год по формированию у воспитанников старшего дошкольного возраста с ТО основ пожарной безопасности.

Испытывая трудности в усвоении материала, воспитанники с ТО лучше усваивают материал, когда есть наглядность. Поэтому в группе мною был оформлен уголок по пожарной безопасности, чтобы дети могли свободно пользоваться представленным материалом. Туда входят необходимые детские наборы первичных средств пожаротушения, макет плана-эвакуации, дидактическая игрушка «Слоненок-пожарник», с помощью которой и ведется обучение детей пожарной безопасности, макет пожарного щита с необходимыми предметами пожаротушения. Дидактический материал дополнен игрушками, настольно-печатными играми «Полезные машины», «Пожароопасные предметы».

В работе с детьми с ТО использую дидактические игры («Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Выбери нужное», «Хорошо – плохо»), плакаты, открытки, атрибуты для сюжетных и творческих игр, опыты по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Помогает и картотека поговорок и загадок, бесед «Осторожно – электроприборы», «Огонь в жизни человека», «Это спичка – невеличка», «О правилах важных – пожароопасных»; подвижных игр «На пожар», «Разведчики», «Тушение пожара».

Новые представления о правилах пожарной безопасности даются на занятиях (по подгруппам, учитывая особенности каждой подгруппы), а закрепляются индивидуально или с подгруппой 2–3 человека.

В процессе занятий использую игровые приемы – сюрпризный момент, загадки, создание игровой ситуации – способствующие привлечению внимания воспитанников; словесные приемы – вопросы, объяснения; наглядные – показ предметов. 

Так как воспитанникам с ТО необходим более длительный период для приема и переработки полученной информации, рассматривание картин, иллюстраций, сюжетных картинок, плакатов по пожарной безопасности провожу многократно, задействую любые режимные моменты (утром, после сна, перед прогулкой, вечером), задаю наводящие и подсказывающие вопросы. Вопросы использую во всех видах речевого развития: беседа, рассказ, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Чтобы повысить заинтересованность воспитанников к основам пожарной безопасности, расширить их кругозор, обогатить жизненный опыт, развивать речь, я использую детскую художественную литературу: К.Чуковский «Путаница», С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С.Михалков «Дядя Степа», Л.Толстой «Пожарные собаки». Применяю в работе загадки, поговорки и пословицы, игру-драматизацию по прочитанным произведениям, что наиболее воздействует на эмоциональную сферу воспитанников с ТО. С целью запоминания слов, предложений, отрывка из текста, использую многократное проговаривание и повторение, что способствует развитию и коррекции всех психических и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, автоматизации звукопроизношения.

Чтобы освоить способ деятельности, а воспитанники с ТО нуждаются в большом количестве проб, использую возможность действовать неоднократно. Так, чтобы запомнить номер пожарной службы «101», мы рассматривали его на плакате, затем выкладывали из цифр, использовали пазлы-вкладыши, писали мелом на доске, лепили из пластилина. А затем знания номера закрепляли в игровом тренинге «Вызови спасателей», где ребята, пользуясь игрушечным телефоном, вызывали пожарную команду (набирали номер, называли своё имя, фамилию, адрес).

Игру в работе с детьми с задержкой психического развития называют ключом к развитию. Поэтому игры входят в структуру любого занятия, вписаны в режим дня, на них строится не только процесс познания, но и воспитания. Так как воспитанники этой категории не проявляют желания активно действовать с игрушками и предметами, я стараюсь создать у них положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этого использую дидактические игры «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо», «Опасно – безопасно», речевую игру «Это я, это я, это все мои друзья». 

Представления воспитанников по пожарной безопасности отражаются в продуктивной деятельности. Дети лепили из пластилина огнетушитель, вырезали и наклеивали пожарную машину, раскрашивали языки пламени, свечи, печки, пожарную машину, огнетушитель.

Необходимы в такой работе и спортивные мероприятия, развлечения («Юные пожарные», «Помоги Незнайке»), в которых виды деятельности подбираются с учетом двигательных нарушений, индивидуальных особенностей воспитанников и включают в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

При знакомстве с пожарной сигнализацией в учреждении дошкольного образования, проводили тренировочную эвакуацию. На сигнал «пожарная тревога» ребята старались быстро одеться и выйти из помещения.

Закреплять у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности помогает совместная работа детского сада, семьи и сотрудничество со службой МЧС, где единые требования обеспечивают образование прочных знаний и умений по формированию правил пожарной безопасности и пожаробезопасного поведения.

В преддверии новогодних праздников к нам приходил сотрудник службы МЧС, который рассказал, как важно соблюдать правила пожарной безопасности, как вести себя возле новогодней елки, показал способ действия с игрушечным огнетушителем, повторил правило «Нельзя», подарил воспитанникам книжки-раскраски «Школа пожарных», принес необходимое обмундирование. В целях уменьшения страха детей при виде пожарного в маске, он надевал специальное снаряжение на глазах у ребят. Они подходили, примеряли на себя шлем, трогали одежду, снаряжение. В конце встречи сотрудник МЧС пригласил ребят в пожарную часть.

Неизгладимое впечатление осталось у воспитанников после приезда пожарной машины к учреждению образования. Ребята могли в реальных условиях увидеть пожарную машину, противопожарное оборудование, людей в форме пожарных. На прогулке рассматривали пожарный щит, закрепляли полученные представления в группе, используя его макет.  

В своей работе использовала разнообразные формы работы с семьей (беседы о пожарной безопасности), подготовила буклет «Как вести себя на пожаре», памятки «Правила поведения при пожаре», цикл консультаций и информационных бюллетеней «Советы родителям», «Азбука безопасности родителей». Информировала о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев, проводила открытые занятия.

Следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Надо стремиться дать воспитанникам элементарные представления по основам пожарной безопасности и пожароопасному поведению. 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий