Работа над ритмом в коррекции нарушений слоговой структуры слова  

- 16:26Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Юлия ШВЕДОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 152 г. Гомеля»

 

 

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции этого вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Именно поэтому считаю, что важную роль в коррекции нарушений слоговой структуры слова имеет работа над ритмом. Ритмическая способность рассматривается в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности: как речевой, так и интеллектуальной.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Прежде чем начинать работу над словами, учу ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда такие задания выполняются достаточно четко, мы переходим к произношению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово, помогаю, взяв его ладони в свои руки, и прохлопываем, проговаривая, вместе с ним.

 

Примеры игр и упражнений
для работы по формированию ритмического рисунка слова

Дидактическая игра «Длинный и короткий»

   Цель: определение длины звучания слова.

   Ход игры: перед ребенком на столе – длинная и короткая полоски бумаги, фишки. Логопед предлагает ребенку прослушать слово и определить длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Прослушав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Примерный речевой материал: сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, мухомор, шар.

 

Дидактическая игра «Разложи»

   Цель: определение длины звучания слова.

 Ход игры: ребенку предлагается набор картинок с односложными и многосложными словами, требуется разделить их на группы соответственно.

 

Дидактическая игра «Найди предмет»

   Цель: определение длины звучания слова.

  Ход игры: из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой – с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.

 

Дидактическая игра «Паузы»

   Цель: тренировка умения делать паузы между слогами.

  Ход игры: логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, ребенку предлагается делать паузы каждый раз, когда логопед поднимает руку

Пример: БУ…СЫ, НЕ…БО, СИ…НИ…ЦА.

 

Дидактическая игра «Делим слова на слоги»

   Цель: формировать умение делить слова на слоги.

  Ход игры: назови предметы, изображенные на картинке, прохлопай столько раз, сколько в слове слогов. В соответствии с количеством слогов разложи картинки по вагончикам.

Упражнение 1. Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал» ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

Упражнение 2. Подобрать как можно больше слов к определенной ритмической структуре (с опорой на предметные картинки).

Упражнение 3. Подобрать слова к определенным ритмическим структу­рам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные картинки).

Упражнение 4. Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог:

КО – ФЕ    КО – ФЕ, КО.
ЛИ – СА    ЛИ – СА, СА.

Упражнение 5. Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня – воДА, КУбики – сапоГИ, ВЕник – ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах (хлопок на ударный слог громкий). Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки – уменьшаться:

Ягоды – миМОза – колеСО
ТАпочки – поДУшка – запаДНЯ
ЖАворонок – меДВЕдица – остаНОвка – магнитоФОН.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий