Алина АКУЛИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 27 г. Мозыря»,
Гомельская область
Одной из годовых задач яслей-сада № 27 Мозыря является активизация работы педагогического коллектива по развитию связной речи воспитанников посредством визуализации образовательного процесса. Передо мной стоял вопрос поиска новых форм и методов коррекции речевых нарушений. После анализа нарушений развития речи у детей ОПФР мною были отмечены скудный словарный запас, нарушение грамматического оформления высказывания, затруднения в использовании монолога и диалога, нарушение коммуникативной функции речи. Изучив литературу по использованию визуализации в образовательном процессе, я выделила для себя следующие техники визуализации информации.
Таймлайн (от англ. Timeline – буквально «линия времени») – предлагаю детям рассмотреть сюжетные картинки, расположить их в правильном порядке следования сюжета и выложить на прямую линию. Далее воспитанники по полученной сюжетной линии составляют связный рассказ.
Инфографика – для меня в коррекционно-педагогической работе самая востребованная техника, способствующая быстрому запоминанию информации и воспроизведению путём образования ассоциаций. Используя различные виды мнемотехник (квадраты, дорожки, таблицы) дети с легкостью заучивают стихотворения, скороговорки и составляют связный рассказ.
Сторителлинг – с помощью этого метода формирую побуждения к самостоятельному связному высказыванию. В своей работе использую игру «Гусеница-рассказчица». Суть занятия заключается в том, что педагог или ребенок берет какую-нибудь картинку и начинает историю со слов «Однажды», «Давным-давно» или «Где-то…», прикладывая ее к голове гусеницы. Далее ребенок берет другую картинку и продолжает рассказ, нанизывая на нить повествования все картинки. Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на групповом (подгрупповом) – дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже рассказанному до него свою часть.
Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, умная карта, mind map) – использую для закрепления и обобщения материала по еженедельным лексическим схемам.
В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы). От центрального рисунка по часовой стрелке отходят разноцветные линии-мысли. Дети называют слова (существительные, прилагательные, глаголы) и изображают то, что назвали. Составляется карта, с помощью которой дети могут составить рассказ.
Также в своей работе использую уже готовые шаблоны интеллект-карт, которые дети заполняют, выбирая подходящие картинки из имеющегося набора или заполняют окошки, рисуя картинки самостоятельно.
Таким образом, использование метода визуализации способствует формированию навыков коммуникации и развитию речи ребенка в целом. Работа доставляет радость детям, а это чувство – прекрасное средство, порождающее самостоятельную речевую деятельность.