Использование пособия «Волшебные дорожки» в процессе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

- 12:12Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Ольга СУРАН,
учитель-дефектолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г.п. Кореличи»,
Гродненская область

 

 

 

Опыт работы в пункте коррекционно-педагогической помощи позволяет сделать выводы о том, что у детей дошкольного возраста преобладают такие формы нарушения звукопроизношения, как отсутствие звука, его замена близким по артикуляции, что создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

Эффективность коррекционной работы в преодолении нарушений звукопроизношения зависит от выбора учителем-дефектологом форм, методов и средств. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому считаю, что применение в коррекционно-педагогической работе дидактического пособия «Волшебные дорожки» позволяет закреплять поставленные звуки на всех этапах автоматизации.

Работа по автоматизации поставленных звуков в речи одна из самых длительных и трудоёмких и требует от ребёнка многократного повторения материала. Дети зачастую такие задания выполняют без интереса. Использование яркой и интересной наглядности, которая содержит дорожки со стрелочками и изображение сказочного героя, позволяет благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживая интерес к занятиям.

Цель пособия – при помощи наглядных средств повысить эффективность и уменьшить длительность этапа по автоматизации звука, а также повысить интерес к занятиям.

В практике работы по автоматизации звуков пособие «Весёлые дорожки» использую в нескольких вариантах.

          1-й вариант. Взрослый просит ребёнка произнести слог (слово), передвигая пальчик по дорожке в направлении стрелочек.

          2-й вариант. Взрослый на дорожку кладёт карточки-картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук, а ребёнок должен их правильно произнести.

          3-й вариант. Перед ребёнком лежат карточки-картинки. Взрослый просит ребёнка отобрать и положить на дорожку только те карточки-картинки, в которых автоматизируемый звук находится в начале (в середине, в конце) слова.

          4-й вариант. Ребёнок, передвигаясь пальчиком по дорожке, ориентируется на то, куда идёт стрелочка, вверх или вниз, должен тихо или громко произнести слог (слово).

          5-й вариант. Взрослый раскладывает на дорожке несколько карточек-картинок, в названии которых есть автоматизируемый звук и одну карточку-картинку, в названии которой нет этого звука. Ребёнок должен, «передвигаясь» по дорожке в направлении стрелочек, отыскать лишнее слово.

Использование различных вариантов пособия «Весёлые дорожки» в преодолении нарушений звукопроизношения позволяет автоматизировать поставленный звук в слове, упражнять в определении позиции автоматизируемого звука в слове, развивает мелкую моторику, фонематический слух и зрительное восприятие, силу голоса ребенка, а также воспитывает контроль над собственной речью.

Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой, а увлекательные задания помогают развивать память, внимание, зрительное восприятие, что, в свою очередь способствует повышению эффективности коррекционной работы.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий