Мирослава МАТИЕВСКАЯ,
музыкальный руководитель,
Инга СКАРЖИНСКАЯ,
руководитель физического
воспитания;
ГУО «Ясли-сад № 72 г. Гродно»
Цель: воспитание основ экологической культуры.
Программные задачи:
- развивать умение соотносить растения и птиц со средой обитания (водная и наземная);
- создание условий для развития ловкости и выносливости;
- формировать представления о родном крае, правилах поведения в природе, на водоеме, на лугу;
- формировать желание вести здоровый образ жизни;
- воспитывать бережное и внимательное отношение в окружающей среде.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о походах и правилах поведения;
- сообщить родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей;
- беседа на тему экологии леса, водоемов и рек;
- разработка маршрута, стоянок, предварительное обследование безопасности территории и маршрута.
Место проведения: озеро в сквере Памяти воинов-афганцев; поляна в парке.
Оборудование: спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки: бутылочка воды, влажные салфетки, перекус), спортивный инвентарь: удочки – 2 шт., обручи – 2 шт., рыбки, карта, палатка, карточки (липа, клён, трава), гнездо, птички, пазлы, флажки-метки, яркие жилеты, флажки для сопровождающих колонну детей.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня вы станете участниками квест-игры «Юный эколог». Вам предстоит собрать свои рюкзаки, чтобы отправиться в поход.
Дети под музыкальное сопровождение вместе с инструктором и воспитателем собирают рюкзаки.
Дети выходят на улицу. Инструктор проводит беседу по ПДД, правилам поведения у воды, правилам поведения при прохождении квест-игры.
Правила:
- Нельзя переходить дорогу в неположенном месте.
- Для пешеходов создан тротуар.
- Проезжую часть нельзя переходить бегом, нужно посмотреть сначала налево, затем направо, убедившись, что транспорта нет, переходить дорогу.
- Выбегать на дорогу перед транспортом нельзя – ОПАСНО.
- Во время похода старайтесь придерживаться тропы и не сходить с нее, тогда вы никогда не заблудитесь.
- Инструктора не обгонять.
- К озеру близко не подходить.
- Запрещено бросать мусор и загрязнять водоем.
Инструктор: А знаете ли вы, что к походу люди заранее готовятся? (ответ: да). Во-первых, люди, которые собираются в поход, должны быть в хорошей физической форме. Вот мы и проверим сейчас, как вы умеете дружить с физкультурой.
Разминка:
- Надеваем рюкзак (руки согнуты и разогнуты в локтях);
- Определим погоду (поворот головы влево ладонь ко лбу, поворот головы вправо ладонь ко лбу);
- Собери ветки для костра (наклоны туловища вперед и назад);
- Завяжи кеды (приседания);
- Перепрыгни кочку (прыжки на месте);
- Идем в поход (шагаем за инструктором).
Дети идут по территории дошкольного учреждения в колонну по одному за инструктором. Навстречу детям выходит Лето.
Лето: Здравствуйте, ребята! Вы кто такие? (Туристы). Куда направляетесь? (В поход). Если вы идете в поход, у вас должна быть карта. Она у вас есть? (Нет). Тогда слушайте внимательно! Вот вам первое испытание. Я спрятала карту вашего маршрута, но для того чтобы ее найти, вам нужно отгадать загадку.
– Слева, справа два весла,
Тихоходная она,
С виду пузатая,
Прогулка на ней приятная! (лодка)
Дети находят карту в лодке на участке и рассматривают ее, стрелки указывают на станцию № 1.
Следом за инструктором дети с речовкой идут к первой станции:
– Кто шагает с рюкзаком, (мы, туристы)
– Кто со скукой не знаком, (мы туристы)
– Нас вперед ведут (дороги)
– Наш девиз (всегда вперед)
– Эй, ребята, (твёрже шаг)
– Что турист берет в дорогу? (песню, ложку и рюкзак).
Станция 1 «Экологическая поляна»
Лето: Ребята, посмотрите – на поляне столько мусора. Так как мы с вами юные экологи, нам нужно помочь природе и очистить поляну от этого мусора. У нас есть два пакета. В один мы собираем мусор из пластика, а в другой мусор из бумаги.
Дети собирают мусор в пакеты и выбрасывают в контейнеры.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали правильно. Но когда много мусора собирается в одном месте, то это называется свалка. Свалки загрязняют землю и очень опасны для всего живого на планете. И поэтому мусор нужно сортировать и убирать в специальные контейнеры. Затем их заберут на переработку и сделают новые вещи.
Инструктор: А для того чтобы, нам отправиться дальше, мы с вами посмотрим наш маршрут на карте.
Речовка
Дети направляются на следующую станцию.
Лето: Ребята, вот вторая станция. Для того чтобы узнать наше задание, нужно на дереве найти что-то необычное (выясняют, что необычное – утка на дереве, такого быть не может)
Станция 2 «Дерево с секретом»
Воспитатель: На дереве сидит утка, утка непростая, а с заданием.
(Воспитатель загадывает загадки)
Это дерево цветет,
аромат и мёд дает,
и спасает нас от гриппа,
от простуд царевна (липа).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем полезна липа? Из липы можно заварить чай? Липовый чай – это отличное противопростудное средство. А также липовый цвет используют для примочек и компрессов. Помогает при кашле, чихании и заложенности носа, для полоскания горла.
Колючие ёжики
на веточках висят!
А внутри коричневые
ядрышки лежат (каштаны).
Воспитатель: Ребята, что вы знаете про это дерево?
(Стихотворение, выученное ребенком)
Каштан
Каштан весной – прекрасней всех деревьев
И поражает он своею красотой,
Но ведь понять на белом свете
Дано лишь людям с чистою душой.
И глядя сердцем, не глазами,
На красоту его цветов,
Ты понимаешь, как приятно
Поспать в тени его часок.
И форма листьев завлекает,
Она похожа на слезу,
И дерево как будто плачет,
Когда мы трогаем листву.
Таких деревьев я не видел,
В которых жизни столько есть,
Что поделиться может с вами
И ни о чем не сожалеть.
Да, я люблю деревья очень,
Но больше всех люблю каштан.
Когда весной его цветенье
Влечет с собой и манит вдаль.
Павлюков Алексей
Инструктор: А для того чтобы нам отправиться дальше, мы с вами посмотрим наш маршрут на карте.
Речовка
Станция 3 «Четвертый лишний»
Под музыкальное сопровождение, пение птиц, дети находят гнездо с птицами, лебедь, цапля, гусь, зяблик.
Воспитатель: Ребята, что вы нашли? (Гнездо с птицами). Какие птицы есть в гнезде? (Ответы детей). Как вы думаете, что объединяет этих птиц? (Ответ детей). Какая из них не является водоплавающей? (Ответ детей).
Рассказ про зяблика: Зяблик – птица, напоминающая, по размерам, привычного воробья, однако, обладающая весьма яркой внешностью: красноватая грудка, буроватая спинка, голова сине-серого оттенка и черно-белые крылья. Предпочитает питаться растительной пищей: семенами, почками, ягодами, а порой и мелкими насекомыми.
Инструктор: А для того чтобы нам отправиться дальше, мы с вами посмотрим наш маршрут на карте.
Речовка
Лето: Мы с вами сегодня много думали, беседовали, узнали много интересного. А сейчас я предлагаю немного потанцевать.
Станция 4 «Танцевальная»
Инструктор: А для того чтобы, нам отправиться дальше, мы с вами посмотрим наш маршрут на карте.
Станция 5 «Привал»
Дети вместе со взрослыми, располагаются на полянке на покрывалах, устраивают небольшой отдых.
Инструктор: Чтобы продолжить наш маршрут, мы с вами посмотрим его на карте.
Станция 6 «Спортивная»
- Эстафета «Пазл цветов»
Дети делятся на две команды, каждой команде раздается коробочка с пазлом, который нужно сложить. После того, как пазл сложился, дети должны найти растение, которое увидели на картинке, и отметить его флажком.
- Эстафета «Рыбалка»
Дети делятся на две команды и выбирают капитанов, которым выдаются удочки, затем они отходят на расстояние от команд, каждый член команды по очереди подбегает к капитану и вешает на удочку рыбку, капитан складывает рыбки в ведерко.
Инструктор: А для того чтобы нам отправиться дальше, мы с вами посмотрим наш маршрут на карте.
Лето: Ну, что, ребята, вас можно назвать настоящими туристами. Теперь я вижу, что вы умные, и смелые, и ловкие, и умелые. Все прекрасно проявили себя в походе. А теперь настало время нашего последнего испытания.
Станция 7 «Клад»
Слушайте задание: Здесь неподалеку спрятан клад! Вам надо его найти.
Инструктор: Ребята, смотрим карту, и она нам подскажет, где же спрятан наш клад.
Дети находят клад, там для них медали «Юный эколог» и сладкие подарки. Возвращение детей в дошкольное учреждение.
Беседа по итогам квест-игры в группе.