«Страны Азии и Африки». Индия. Конспект учебного занятия для 8-го класса по всемирной истории Нового времени ХIХ – начало XХ в. Урок № 28, раздел IV

- 15:40История и обществоведение. Сценарии, Методичка

* В помощь молодому специалисту

 

Ольга ПОБАТ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Гимназия № 1 им. Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

pobat.olga@yandex.ru

 

 

 

Цель: изучить социально-экономическое, политическое положение Индии в середине XIX – начале XX в., превращение Индии в колонию Британской империи.

Задачи:

– создать условия для изучения колониальной экспансии со стороны Англии; дать характеристику восстанию сипаев (1857–1859 гг.), как последствие политики колонизаторов; обозначить роль ИНК; влияние европейской цивилизации на развитие индийской культуру;

– развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственную точку зрения; развивать познавательную активность;

– продолжить воспитывать гуманистические ценности, уважительное отношение к истории и культуре других нардов.

 

Оборудование:

учебник, карта «Страны Востока в XIX – начале XX в.», атлас «Всемирная история Нового времени ХIХ – начало XХ в.»; «ромашка Блума»; мультимедийная установка; приложения 1, 2.

 

Ключевые слова и даты: антиколониальное восстание, сипаи, Балгангадхар Тилак, Рабиндранат Тагор, 1857–1859 гг.,1885, 1908, 1911 год.

 

Ход урока

 I Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.

 

II Проверка домашнего задания (15 минут)

Индивидуальные ответы на вопросы:

1. Докажите, что «открытие» Китая европейцами произошло насильственным образом.
2. «Опиумные» войны в Китае». Каковы последствия поражения Китая в этих войнах?
3. Чем можно объяснить стремление иностранных держав укрепиться в Китае?

 

Тест

Для закрепления темы учащимся раздаются рабочие листы (Приложение 1). Выполняют тест «Великолепная десятка», все учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся обмениваются тестами и осуществляют взаимопроверку. Ответы предложены на доске.

 

III Изучение новой темы

План

1. Колониальная эксплуатация.
2. Антиколониальное восстание и его итоги.
3. Создание ИНК.
4. Подъем национально-освободительного движения.
5. Культурные особенности.

 

Ученикам для актуализации деятельности и определения темы урока предлагается « ромашка Блума».

Ромашка состоит из 6 лепестков с соответствующими вопросами, на которые должны ответить учащиеся. В центре – тема урока «Индия».

1. Шахматы впервые были созданы именно в этой стране (Индия).
2. Каждый штат этой страны имеет собственный язык (Индия).
3. Эта страна считается родиной 4 основных религий (Индия).
4. Только тут удалось приручить самое большое животное – слона (Индия).
5. Самым знаменитым местом считается Тадж-Махал (Индия).
6. Жители этой страны считаются крупнейшей англоязычной нацией (Индия).

Ученики формулируют тему урока.

 

1) Колониальная эксплуатация

Рассказ учителя. Знакомство с Индией. Работа с атласами по новой истории с картой «Индия и Великобритания». Определение границ государства. Характеристика понятий «колония», «метрополия», «индус».

В начале XIX в. Англия завершила колонизацию Индии. Ведущая роль в колонизации принадлежала Ост-Индской компании. Англичане отнимали княжества у правителей, запретили передавать власть приёмным наследникам, увеличивали поборы с населения, ввозили свои товары, чем способствовали обнищанию индийцев. Колониальное угнетение и национальный гнёт вызывало недовольство у местного населения.

Колониальный режим в Индии имел свои особенности. К началу XIX в. в руках британской Ост-Индской компании и подчинённых ей вассальных княжеств находилась почти вся территория страны.

 

Просмотр видеофрагмента урока «Индия» («Индия – жемчужина Британской империи», Единый информационно-образовательный ресурс)

Учащиеся высказывают свое мнение о судьбе индийских ткачей. Делают вывод, что Индия превратилась в экономический придаток Англии. Составляют схему «Формы колониальной эксплуатации».

 

Формы колониальной эксплуатации:

1. Налоги.
2. Монополия Ост-Индской компании на добычу соли.
3. Вывоз индийских товаров и сырья.
4. Запрет деятельности индийских ткачей

 

Физкультминутка (1 минута)

 

2) Антиколониальное восстание и его итоги

– Подумайте, как индусы могли реагировать на английское угнетение?

(всеобщее недовольство английским владычеством)

 

Работа с учебником с. 162–163. Комментированное чтение. Учитель обращает внимание на дату восстания, причину и итог. Учащиеся записывают в тетрадь: дату восстания, определения «сипаи», «антиколониальное восстание». Работа с иллюстрацией с. 163 «Расправа английских войск над восставшими сипаями».

– Подумайте, почему выбран такой способ казни?

 

3) Создание ИНК

Самостоятельная работа с текстом учебника с. 163–164:

Охарактеризовать ИНК по плану:

1) время и место образования
2) чьи интересы выражала
3) требования
4) методы
5) лидер

 

Учитель выборочно вызывает учащихся и подводит итог, что национальная борьба вышла на новый уровень.

 

4) Подъем национально-освободительного движения в начале XX в.

Учащимся предлагается работа с учебником с. 165

Задание: Начертите в тетради ленту времени и обозначьте главные события национально-освободительного движения. По желанию можно вызвать одного ученика выполнять задание на доске. Обсуждение результата работы.(1885 г, 1905 г.,1908 г., 1911 г.)

 

5) Культурные особенности

 Учитель рассказывает о культуре Индии в начале XX в.

Назовите поэта, который на весь мир прославил индийскую культуру?

 

Учитель делает вывод. Индия превратилась в экономический придаток Англии. Усиливается национально-освободительное движение, создаётся первая политическая организация Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Жители Индии выступали только за мирное решение национального вопроса.

 

IV Проверка понимания изученного:

Для закрепления темы учащимся раздаются рабочие листы (Приложение 2). Тест ДА или НЕТ.

 

Ученики проверяют ответы на развороте доски. Учитель выборочно вызывает учащихся для проверки теста.

 

V Закрепление Синквейн «ИНДИЯ»

1. Тема
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. Предложение

Каждый учащийся составляет синквейн и зачитывает вслух по выбору учителя.

 

VI Рефлексия

«Я сегодня работал (как?) …»
«Мне было трудно …»
«Я понял задание …»

Учащиеся по выбору озвучивают свое мнение

 

VII Выставление отметок.

 

VIII Подведение итогов урока

 

IX Домашнее задание

§26, 1–5

 

 Приложение 1

1. Правящей династией в Китае со второй половины XVII века была династия? (Цин)
2. Напишите дату первой опиумной войны.(1840–1842 гг.)
3. Сколько опиумных войн произошло? (2)
4. Благодаря какому товару европейцам удалось проникнуть на внутренний рынок Китая? (опиум)
5. Сколько стран участвовало в разделе Китая на сферы влияния? (6)
6. Этот император более всех известен как автор «Ста дней реформ». (Кан Ювэй)
7. Назовите имя императрицы отменившей реформы? (Цыси)
8. Кто являлся лидером Национальной партии Китая? (Сунь Ятсен)
9. В каком году был опубликован акт об отречении маньчжурской династии от престола? (12февраля 1912г)
10. Страна продолжала оставаться раздробленной? (Да)

 

Приложение 2

А) Восстание сипаев началось в 1857 году (Да).
Б) Верно ли, что по одной из версий восстание сипаев было вызвано введением в сипайской армии новой винтовки с особым патроном (Да).
В) От развития торговли с Великобританией в основном страдали крестьяне и владельцы частных плантаций (Нет).
Г) К последствиям вхождения Индии в мировой рынок относится уничтожение индивидуальной домашней промышленности (Да).
Д) Одним из лидеров Индийского национального конгресса был выдающийся индийский демократ Балгангадхар Тилак (Да).

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий