Полезные ископаемые – подземные богатства страны. Урок по предмету «Человек и мир». 3-й класс

- 14:37Методичка, Начальная школа. Сценарии

Вера ПРОТАСЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г. Каменца»,
Брестская область

 

 

 

Цель: формирование представлений о полезных ископаемых, об их разнообразии и значении в хозяйственной деятельности человека на основе изучения основных свойств.

Задачи:

– создать условия для проведения простейших опытов с песком и глиной;
– способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать аккуратность и дисциплинированность при проведении практических работ и опытов, умение работать в группах;
– учить бережному отношению к богатствам родной земли.

Учебно-методическое обеспечение урока: учебное пособие, рабочие тетради, предметные картинки, образцы песка и глины, лупы, стаканы с водой, воронки, тарелки.

 

Ход урока

 I Организационный момент

– Дети, вам тепло?
– В классе нашем светло?
– Прозвенел уже звонок?
– Уже закончился урок?
– Только начался урок?
– Хотите учиться?
– Значит можно вам садиться.
– Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

 

II Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Учитель показывает прямоугольники светло-зелёного цвета.

– Что обозначают на карте таким цветом?

Такая же работа проводится с прямоугольниками темно-зеленого и желто-коричневого цветов.

Проверка выполнения задания в рабочей тетради на с. 10.

 

Введение в тему

– Поиграем в игру «Повторяшка». На доске висят картинки (Приложение 1). Я задаю вопрос, а ваша задача – найти ответ-картинку и вывесить выше на расчерченные линии: четыре первых картинки – выше и шесть следующих – ниже.

Игра «Повторяшка»

1 Название планеты, на которой мы живём? (Земля)
2 Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)
3 Вокруг какой звезды вращается планета Земля? (Солнце)
4 Самый большой материк? (Евразия)
5 Самый большой океан? (Тихий)
6 Возвышенность высотою от 200 м и выше? (Гора.)
7 Назовите стороны горизонта? (Север, запад, юг, восток)
8 Предмет, который помогает ориентироваться на местности? (Компас)
9 Назовите один из природных признаков, по которому можно ориентироваться на местности? (Муравейник)
10 Воображаемая линия, где небо встречается с землёй? (Линия горизонта)

Двое учащихся выходят к доске и переворачивают картинки на обратную сторону:

ПО   ЛЕЗ   НЫ   Е
ИС   КО   ПА   Е   МЫ   Е

 

III Сообщение темы урока. Совместное определение цели и задач урока

– Как вы думаете, что обозначает словосочетание «полезные ископаемые»? (Учащиеся дают ответы.)

– Чтобы убедиться, правильно ли вы дали ответ, давайте обратимся к учебному пособию на с. 32 и прочитаем, что же такое «полезные ископаемые».

– Как вы думаете, люди какой профессии занимаются поиском полезных ископаемых? (Геологи.)

– Какие полезные ископаемые вы знаете?

Один учащийся выходит к доске и переворачивает оставшиеся картинки обратной стороной (Приложение 2).

– Сегодня на уроке нашими главными героями будут песок и глина (учитель вывешивает картинки с песком и глиной по боковым частям доски).

Нам предстоит ответить еще на два очень важных вопроса:

1 Какими свойствами обладают песок и глина?
2 Для чего нужны человеку песок и глина?

 

IV Изучение нового материала

– Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, мы проведем простые опыты с песком и глиной. Работать будем в парах. Но сначала вспомним правила работы с песком и глиной.

Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
Со стеклом будь осторожен,
Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Ты работу завершил?
Все на место положил?

 

Практическая работа по выявлению свойств песка и глины. Их сравнение

Результаты опытов будем вывешивать в виде табличек на доску. То свойство, которое относится к песку – под картинку песка (на левую часть доски), а то свойство, которое относится к глине, вывешиваем под картинку глины (на правую сторону доски).

 

Опыт 1. Определение цвета песка и глины.

– У вас на тарелочках лежит несколько образцов наших песка и глины, рассмотрите их и определите их цвет.

Вывод: цвет у песка и глины разнообразный.

ПЕСОК                      ГЛИНА
Разнообразный         Разнообразный

 

Опыт 2. Определение строения песка и глины.

– Возьмите в руки песок и посыпьте его, а теперь сделайте то же с глиной.

Вывод: строение песка сыпучее, а глины – несыпучее.

ПЕСОК                     ГЛИНА
 Сыпучее                  Несыпучее

 

Опыт 3. Определение размера частиц песка и глины.

– Чтобы определить размер частиц, воспользуемся лупой.

Вывод: у песка частички крупные, а у глины мельче, как пыль.

ПЕСОК                      ГЛИНА
        Крупные            Мельче, как пыль

 

Опыт 4. Определение твёрдости песка и глины.

– Потрите пальцами песок, а затем потрите глину.

Вывод: песок – твердый, а глина – мягкая.

ПЕСОК                       ГЛИНА
Твердый                     Мягкая

 

Опыт 5.  Определение запаха песка и глины.

– Понюхайте песок и глину.

Вывод: песок запаха не имеет, а глина запах имеет, но только размокшая.

ПЕСОК                      ГЛИНА
          Нет                Есть у размокшей

 

Опыт 6. Определение свойства по отношению песка и глины к воде.

– В один стаканчик с водой насыпьте немного песка и перемешайте, в другом стаканчике проделайте то же с глиной. Дадим немного времени, чтобы песок и глина успокоились после перемешивания. А в это время проведем физкультминутку.

 

Физкультминутка

– Как живёшь?
– Как идёшь?
– Как бежишь?
– Ночью спишь?
– Как берёшь?
– Как даёшь?
– Как шалишь?
– А грозишь?
– Как скачешь?
– А как плачешь?
– Как топаешь?
– Как хлопаешь?
– А как сидишь?

– Продолжаем опыт. Посмотрите на стаканчики с растворенными в них песком и глиной.

Вывод: Песок и глина тяжелее воды, тонут, в воде не растворяются.

ПЕСОК                      ГЛИНА
Не растворяется         Не растворяется

 

Опыт 7. Определение пластичности песка и глины.

– Попробуйте скатать шарик из песка, а потом из глины.

Вывод: песок – не пластичен, глина – пластичная, когда сырая.

ПЕСОК                      ГЛИНА
    Нет                       Да, сырая

 

 

Опыт 8. Определение способности песка и глины пропускать воду. Опыт проводит учитель.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду.

ПЕСОК                      ГЛИНА
Хорошо                     Плохо

 

Продолжение работы по теме урока

– Мы провели опыты и узнали о свойствах песка и глины. А теперь ответим на вопрос, чем же полезны песок и глина человеку? У меня есть шесть картинок (Приложение 3). Как их можно применить к нашему уроку?

Учитель вывешивает картинки на среднюю доску, учащиеся дают ответы и перемещают картинки – к песку или к глине.    

Песок:      

– Песок является строительным материалом.       

– Песком посыпают дороги в гололед.    

– Стеклянные предметы делают из песка.   

Дополнительная информация (читает учитель):

– Все вы видели сахарный песок и знаете, как делают леденцы из него.  Сахарный песок нагревают, плавят, и он превращается в леденец, делается прозрачным. Его разливают в формочки. Леденец становится твердым. По такой же технологии делают стекло, но не из сахарного песка, а из особого кварцевого песка. Он тоже белого цвете и похож на сахар.  

Глина:

– Фарфор, керамическую  посуду, кирпичи делают из смеси глины.

Дополнительная информация (читает учитель): 

– Фарфор – это вид керамики. Его широко используют для изготовления столовой посуды, декоративных предметов, лабораторного оборудования и электрических изоляторов. Фарфор делают из смеси глины, каолина, шварца, полевого шпата. Изобрели фарфор в Китае в 620 году.

 

V Повторение и закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 11.

 

VI Рефлексия

Прием «Продолжи фразу»

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…

 

VII Домашнее задание

Прочитать материал на с. 31–35 учебного пособия, ответить на вопросы.

 

Приложения 1-3

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий