Мастерская « Лоскуток». Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство. Детский дизайн» для детей старшей группы (5-6 лет)

- 10:11Дошкольное образование. Сценарии, Изобразительное искусство, Методичка

Светлана ВИНОКУРОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад №14 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Тема: Мастерская « Лоскуток»

 Программные задачи:

– формировать представления о функциях объектов дизайна, деятельности мастеров прикладного искусства;
– развивать творческие способности, позитивное отношение к дизайну, умение экспериментировать с художественными техниками и материалами;
– воспитывать эстетические чувства, ценностное отношение к эстетическим качествам объектов окружающего мира.

Материал и оборудование:

– демонстрационный: образцы воспитателя, отражающие последовательность этапов работы: рамка, оклеенная тканью-фоном, рамка, с приклеенными элементами узора (2–3 элемента не хватает), готовый образец, дополненный деталями; полоски с разным расположением элементов узора; элементы, необходимые для установления закономерности в узоре(2–4 шт.); оборудование для наклеивания;
– раздаточный: рамки из картона с наклеенной тканью-фоном, полоски наклеенной на бумагу ткани 2-х расцветок, оборудование и материалы для аппликации; клей ПВА; трафареты и наклеенные на бумагу лоскутки для изготовления дополнительных деталей.

 

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей поиграть в чудеса, читает стихотворение и предлагает договорить слова, подобрав рифму:

Рады, рады, рады белые березы,
И на них от радости вырастают …(розы).
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут …(апельсины).
То не дождь пошел из облака, и не град,
То посыпался из облака …(виноград).

К. Чуковский

Воспитатель: Что вас может порадовать? Какие подарки вас больше всего радуют? Почему говорят: полезный подарок? Какие полезные подарки вы знаете? А какие подарки могут доставить нам радость и украсить нашу группу, ваш дом? Какие подарки можно сделать своими руками, без больших затрат? (Ответы детей).

Воспитатель «приглашает» детей в мастерскую «Лоскуток». Показывает работы из лоскутков ткани: декоративные подушки, коврик, игрушки, картины-аппликации из ткани, т.д. 

Воспитатель: Что это такое – мастерская? Кто это такой мастер? Почему я так назвала нашу мастерскую? Из чего сделаны эти предметы? (Ответы детей).

Эти узоры сделаны из кусочков – лоскутков ткани. Такая техника называется пэчворк – это техника шитья вещей из лоскутков ткани. Кусочки сначала соединяют в небольшие блоки в виде разных геометрических фигур. Затем из них шьют одеяла, прихватки, шторы, накидки на кресла, коврики и многое другое. Наши бабушки использовали этот вид рукоделия из экономии: из старой поношенной одежды или остатков тканей создавали удивительно яркие и красивые вещи. Занимаются этим рукоделием и сейчас. Повторите это слово – пэчворк.

Я предлагаю сделать подарок своим близким. Украсить нашу основу – рамку разноцветными деталями. Но мы будем наклеивать, а не сшивать лоскутки. Я думаю, всё у нас получится. Помните «Дело мастера … боится».

Предлагает посмотреть и запомнить секреты мастерской «Лоскуток». 

Воспитатель: Первый секрет: нужно очень ровно и аккуратно нарезать полоски на квадраты и треугольники. Помните пословицу «Поспешишь – людей… насмешишь».

Воспитатель показывает образец – рамка с наклеенными элементами из ткани двух расцветок, на которой «забыли» наклеить несколько элементов. Предлагает дополнить узор, подобрать элементы по своему выбору (2–3 ребёнка). 

Воспитатель: Второй секрет мастерства: лоскутки должны быть разными и чередоваться по цвету. Напоминаю приемы наклеивания: намазывать клеем деталь полностью, хорошо прижать салфеткой и подержать некоторое время.

Третий секрет мастерства: старание и терпение. Доскажите пословицу: «Без терпенья … нет уменья».

Воспитатель предлагает повторить три секрета мастерства. 

Воспитатель: Прежде чем начать работу, вспомним «Правила мастерства»:

1. Осторожно работаю с ножницами.
2. Сижу ровно, не нарушая осанки.

Упражнение для глаз

Воспитатель проговаривает текст, а дети выполняют круговые движения глазами слева-направо и назад; затем закрывают глаза на несколько секунд.

Воспитатель:

Рисуем радугу глазами и повторим мы вместе с вами:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Закройте глаза и представьте друзья,
Что в темную-темную ночь
Увидеть фазана нельзя.

Воспитатель: Откройте глаза и посмотрите, как можно расположить узоры.

Перед детьми образцы с разным расположением узоров: по противоположным углам, по двум прилегающим сторонам, в произвольном порядке; полоски с узорами из лоскутков, наклеенных разными способами. Дети рассматривают их 2–3 минуты, затем все образцы убираются.

Воспитатель: Вы посмотрели мою работу, но каждый мастер создаёт свое неповторимое изделие. Вам тоже это по силам, начинайте смело, беритесь за дело.

Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает…»

Видишь, бабочка летает,  (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает.  (Считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать – не сосчитать!  (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь,  (Хлопки в ладоши.)
Девять, десять. (Машем руками-крылышками.)
Даже мудрая пчела     (Руки в стороны – вверх, приподнять плечи,
                                                                                      опустить вниз.)
Сосчитать бы не смогла!
                                                            
             Г. Виеру

Дети продолжают работу. Детям, которые справились раньше с заданием, воспитатель предлагает дополнить свою работу деталями, выполненными с помощью трафаретов (сердечко, цветок). Затем предлагает рассмотреть поделки «мастеров»:

Воспитатель: Что можно сказать о работах, какие они? (Разные, яркие, нарядные, весёлые, радужные, т.д.).

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда смотрите на работы? (Я радуюсь, у меня хорошее настроение).

Воспитатель: Почему наши работы получились такими привлекательными? (Лоскутки были разноцветными, яркими, красивыми).

Воспитатель: Работы красивы, потому что мы использовали яркие, контрастные лоскутки, чередовали их по цвету. У каждой работы свой дизайн, нет двух одинаковых; каждая может стать хорошим подарком вашим близким. И пусть подарок этот недорогой, но дорого ваше желание доставить радость родным, выразить им свою любовь.

Что можно поместить в такую рамку? (Рисунок, фотографию, картинку).

Подбери к лоскутку лоскуток,
Пэчворк!
Потрудись, постарайся, дружок,
Пэчворк!
Лоскуток к лоскутку ты наклей,
Пэчворк!
Мир станет вокруг веселей,
Пэчворк!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий