Использование приемов технологии работы в малых группах как средство развития коммуникативных умений

- 15:51Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка

Тамара КРИВЕЦКАЯ,
учитель английского языка
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я. Перца г. Пинска»,
Брестская область

 

 

Для учителя иностранного языка в современной школе главной задачей является сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, т.е. умение общаться на иностранном языке и решать при этом определенную коммуникативную задачу в зависимости от ситуации. Во главу угла поставлен коммуникативный подход в обучении. Но встает вопрос: как же сделать этот процесс более эффективным, и в соответствии с новыми тенденциями развития образования, как же создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, когда им необходимо работать с информацией, принимать самостоятельный решения.

Я как учитель поставила перед собой задачи: найти способы и приемы, позволяющие более успешно развивать умения говорения учащихся, при этом создавать такие условия, которые бы мотивировали их на активное участие в речевой деятельности, на результативность их работы, а также развитие интеллектуальных способностей.

Решить эти задачи, на мой взгляд, можно обучая английскому языку посредством организации работы в малых группах. Я полагаю, что эти приемы позволяют повысить уровень мотивации у учащихся, создают такие условия, при которых участники процесса принимают активное участие в совместной деятельности, при этом важным моментом является самостоятельное мышление и взаимодействие в группе. Эти приемы ориентированы на личность и помогают успешно сформировать коммуникативную компетенцию, развить интеллектуальные умения критического мышления, что положительно влияет на формирование личности, способной выполнять сложные речевые задачи, а также решать некоторые проблемы в реальной жизни.

Моя главная задача как учителя английского языка планировать и организовывать каждый урок так, чтобы учить учащихся устному общению. Это одна из непростых проблем, стоящих пред современной школой. Как построить урок, чтобы у всех участников этого процесса возникло желание высказаться, выразить свое мнение, согласиться или не согласиться, задать вопрос и т.д.

 

Формирование групп

Очень важно начинать учебное занятие с эмоционально-мотивационной установки на позитивное общение, и для этого я стараюсь создать комфортный психологический климат. Я начинаю работу общения в сотрудничестве с формирования групп с учетом психологической совместимости. Группы обычно состоят из 3–4 человек, где есть более сильный ученик, средний, а также слабый, при этом – это и девочки, и мальчики. Хорошо, когда члены группы дополняют друг друга, обладая разными эмоциональными, интеллектуальными, организационными качествами. Например, я предлагаю выбрать геометрические фигурки разного цвета, но сначала выбирают ребята более сильные, затем менее и т. д, чтобы сформировались более-менее равные группы в аспекте речи. Можно предложить учащимся из каждой предполагаемой группы выбрать себе друзей, с которыми они «поедут в далекое путешествие», «отправятся в космос» и т. д. Я могу сама сформировать группы, используя прием ролевой игры: «Представьте, что вы работаете в очень известной кампании, вам предстоит участвовать в очень важном проекте, нам необходимо сформировать 2–3 группы, но по условиям проекта, только я, как ответственное лицо, могу распределить вас в группы».

 

Задания

Следующий этап: я раздаю задания. Это может быть одно задание для учащихся всех группы (их обычно 2 или 3) или для каждой группы свое. Другой вариант: любой участник группы может выбрать задания, которые предлагает учитель. Это могут быть тексты, проблемные ситуации, пословицы, названия предполагаемых историй и т. д. Я также раскладываю задания в конверты с целью сохранения некоторой интриги. Интересным приемом является элемент игры, когда задания для каждой группы где-то спрятаны в учебном кабинете, и учащиеся ищут этот конверт, следуя инструкциям учителя. Например, Your task is not far from the teacher’s table. Look under the table. Have you found? Я использую картинки, которые обозначают определенные задания. Учащиеся выбирают ту картинку, которая им нравится, соответственно затем получают задание.

 

Объяснение инструкций для выполнения заданий

Следующий этап – дать установки. Я объясняю важные моменты, чтобы успешно выполнить задание, определяю время, обращаю внимание на желаемый результат. Например, As a group consider the following situation and the discussion questions. You have 10 minutes. Then you have to list all the different ideas developed by your group. At the end you will reach an agreement on the problem.

Я могу сознательно не участвовать ни в какой работе группы, чтобы увидеть самостоятельную стратегию поиска решений учащихся. После окончания выполнения задания и представления каждой группой своих результатов, я оцениваю учащихся, отмечая их успехи, а также недостатки.

В моей работе применяю приемы обучения говорению с распределением ролей: leader, reader, summarizer, reporter, observer (when necessary). Каждая роль предполагает определенные обязанности в малой группе.

– Leader: начинает обсуждение, следит, чтобы все учащиеся активно работали, чтобы соблюдалась обсуждаемая тема, следит за лимитом времени.
– Reader: зачитывает инструкции, ситуации, вопросы и т.д.
– Summarizer: объясняет ситуацию или проблему своими словами, следит, чтобы все понимали суть проблемы (ситуации).
– Reporter: сообщает о результатах работы группы или идеях, которые были предложены группой.
– Observer: наблюдает за работой группы, заполняет необходимые формы.

Во время выполнения заданий, независимо от вида речевой деятельности и роли в группе, все учащиеся представляют свои идеи, приводят примеры, объясняют причины и детали, интересуются идеями других участников.

 

Приложение 1

В рамках темы “Жизнь в городе и деревне” я предлагаю учащимся текст “Disadvantages of living in a big city”, предварительно сформировав группы и распределив роли, – leader, reader, summarizer, reporter. Учащиеся выполняют следующие задания.

1. Look through the text paying attention to the clue words and phrases.
2. Try to understand the main issues.
3. Define some problems. Use the key words.
(Pupils choose the key words: disadvantages, air and noise pollution, stressful, to afford many things, rent a house, loneliness, depression, acute problems etc.)

4. Give your ideas on the topic
For example:

P1. Nowadays many people prefer to live in big cities.
P2. Life in big cities isn’t easy.
P3. People have to put up with crowds everywhere.

5. Report the ideas of the pupils.
(Reporter tells all the ideas of the group)

6. Add some more information, using the material from the text.

P1. Many people in big cities suffer from stress.
P2. A lot of people want to escape from crowds of people.
P3. As for me I dislike constant noise outdoors.

7. Sum up the main things spoken by all the group.
(Summarizer speaks on the topic using all the things that have been underlined by the members of the group).

 

Disadvantages of Living in a Big City

Nowadays there are many people who prefer to live in big cities. But it goes without saying that life in a big city has a lot of disadvantages. The first is air and noise pollution. Besides, life in a big city is much more stressful and expensive than that in the country or in a small town. Unless your job is well-paid, you will not be able to afford many of the things because living in a city is often not very cheap. It is particularly difficult to find good, cheap accommodation, and to rent a house will cost much. People in big cities have to put up with crowds everywhere but at the same time there is much less community. Loneliness, depression, despair are acute problems. There is a problem of overpopulation. People also have to put up with traffic jams, there are many accidents. In big cities you can face greater amount of criminality. People worry about being mugged. They are afraid of going out at night because of robbers. In America subway is one of the most dangerous places at night. People face constant noise and pollution, streets with litter, ugly buildings and homeless people. Not enough trees or flowers, fresh air, communication – concrete!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий