Образовательный и воспитательный потенциал работы с памятником на учебных и факультативных занятиях, во внеклассной деятельности

- 15:48История и обществоведение. Идеи, Методичка

Александра ИВАШЕВИЧ,
заместитель директора по учебной работе,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

 

 

Культура памяти отличает человека от всех других живых существ на земле. Именно благодаря умению помнить, хранить прошлый социальный опыт общество живет и развивается. С раннего детства, воспитывая и передавая культурное наследие, мы в своей деятельности опираемся на различные источники информации. Довольно интересным источником информации, который можно использовать в образовательном процессе является памятник. Через памятник, как артефакт в общественном пространстве, можно прикоснуться к истории, вызвать эмоциональное сопереживание к забытым страницам, жизни других поколений, услышать «историю». В мире не существует народа и не существует культуры, которая могла бы развиваться без памятников, т. е. без конкретизированной фиксации определенных этапов развития.

Памятником является объект культурного наследия в самом широком смысле этого слова. Это памятники архитектуры или искусства, письменности или истории. Также памятником называют любое произведение искусства, которое сохраняет память об определенных событиях или людях. Золотым веком памятника многие исследователи считают XIX столетие. Тогда именно памятники были частью исторической культуры, статуи гигантов были созвучны великим событиям, часто национального характера, которые рассказывались через историю. Памятники напоминают о конкретном историческом событии или личности, концентрированно изображают прошлое. Однако в конце XX столетия структура данной исторической культуры радикально изменилась.

Не существует чёткого деления памятников на группы. С точки зрения изменения памятников важнее всего движение от героических монументов к памятникам жертвам, но всё зависит от способа «прочтения» памятника. Создание типологии видов памятников можно предложить учащимся в рамках проектной деятельности на уроках истории, обществоведения, литературы, внеклассной и краеведческой деятельности. Например, можно предложить учащимся классифицировать памятники в их родном городе. Примеры категорий: героические памятники, памятники известным личностям (культурным и политическим), памятники знаменательным событиям, памятники жертвам и т.д.

Учащимся можно предлагать это задание для:

1) приобретения новых знаний;
2) развития исследовательских и аналитических способностей;
3) развития умений работать с символами и знаками.

Прогнозируемый результат: учащиеся учатся ориентироваться в общественной среде, критически мыслить, анализировать.

В библиотеке гимназии собраны материалы о различных памятниках Беларуси для использования на классных и информационных часах, подготовлены видеоматериалы, презентации. На классных и информационных часах учащиеся могут готовить сообщения, выпускать газеты с историями о памятниках своего города, нашей страны.

 

Пример для презентации:

Памятник Франциску Скорине

Памятник установлен в 2005 году, но создан этот памятник был раньше в 1990 году. Интересно, что около здания Национальной библиотеки в Минске памятник Франциску Скорине смотрится очень гармонично, как будто памятник рассчитывали установить именно на этом месте.

 

Памятник букве «Ў»

Памятник букве белорусского алфавита установлен в Полоцке. Хотя скульптура и посвящена отдельной букве, по сути, она символизирует самобытность белорусской культуры. Здесь собираются филологи, ведутся споры на темы, касающиеся белорусского языка, сочиняются стихи, посвященные «Ў».

 

Памятник бобру в Бобруйске

В 2006 году бобр стал неофициальным символом города Бобруйска. Памятник появился в одном из самых оживленных мест города – рядом с местным рынком. Скульптура выполнена из бронзы и представляет собой бобра ростом 1,7 метра в сюртуке и шляпе. По словам автора скульптуры, этот бобр – ироничный образ среднестатистического жителя Бобруйска начала XX века. Среди местных жителей бытует поверье, что тот, кто потрет цепочку от часов бобра или дотронется до его носа, обретет удачу и богатство.

 

Особое место занимает работа по поиску информации о мемориальных комплексах Беларуси.

 

Пример для презентации:

Главные монументальные комплексы в Республике Беларусь:

Особое место среди памятников занимают мемориалы, посвящённые жертвам. Благодаря поиску информации, анализу памятника учащиеся узнают о страшных событиях второй мировой войны, сопереживают трагедии, как целого народа, так и отдельных людей.

Важнейшая работа с памятником связана с его анализом. При этом всегда важна не только фактическая информация о том, когда и кем был установлен памятник, но и определённое «чтение» памятника как источника информации:

– в первую очередь обращается внимание на символы и символические формы посыла от авторов;
– анализируется событие, которому посвящён данный памятник;
– анализируется функция памятника в общественной среде, т.е. к каким действиям он призывает;
– отслеживается динамика изменений и преобразований, изменение значения памятника с течением времени;
– не менее важным, является смысловая интерпретация, разные значения и посылы от авторов;
– сравнивая памятники одному человеку в разных городах, можно находить общие и различные черты.

Предложенные пункты для анализа памятника необходимо отредактировать в соответствии с возрастом учащихся. Такой анализ и «прочтение» памятника для учащихся невозможен без помощи педагога, от которого требуется тщательная подготовка и планирование таких занятий, классных и информационных часов.

Использование такого источника информации как памятник поможет сделать учебные занятия интереснее и ярче, расширить кругозор учащихся, вызвать живой отклик в душах детей, активизировать внеклассную деятельность.

 

Список литературы

1 Корзюк А.А. Возможности технологии развития критического мышления для наглядного представления учебного исторического материала / А.А.Корзюк // Образование Минщины. – 2011. – № 3.
2 Медыяадукацыя у школе: фарміраванне медыяграматнасці вучняў. Дапаможнік-навігатар для настаўнікаў. – Мінск, 2016.
3 Паноў С.В. Гістарычная памяць: магчымасці яе фарміравання пры вывучэнні гісторыі Беларусі // С.В.Паноў// Беларус.гіст.часопіс. – 2014. – № 1.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий