Использование авторского многофункционального дидактического тренажера «Бинокуляр» для развития зрительного восприятия у детей 2–3-х лет с нарушениями зрения

- 12:05Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Светлана ГРИЦКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад  19 г. Минска»

 

 

 

Современный мир предлагает определенный образ жизни и деятельности, который не всегда положительно отражается на здоровье человека. В последнее время увеличилось количество детей дошкольного возраста с различными патологиями зрения. При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем мире. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении [2].

Осуществление коррекции зрения у детей со зрительными патологиями является сложным процессом. Его эффективность во многом зависит от успешности медицинских мероприятий, направленных на исправление глазной патологии, и системы педагогических мероприятий по развитию наглядно-образного мышления и зрительного восприятия [1]. Ранний и дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для коррекции различных глазных заболеваний как медицинскими, так и педагогическими средствами. Здоровьесберегающий подход в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с нарушениями зрения определяет необходимость разработки оптимальных условий, методов, приемов и средств для развития зрительного восприятия и зрительных функций у детей с нарушениями зрения в аспекте комплексного медико-педагогического взаимодействия. Особо уязвимой в этом смысле оказалась категория детей двух-трех лет, так как существующие педагогические средства по коррекции зрительных функций и зрительного восприятия не рассчитаны на детей раннего возраста.

В связи с этим возникла идея создать новое эффективное средство для восстановления нарушенных зрительных функций и компенсаторного развития зрительного восприятия у детей этой возрастной категории. Учитывая особенности зрительного восприятия и специфику зрительных функциональных возможностей детей двух-трех лет с нарушениями зрения, был разработан многофункциональный дидактический тренажер «Бинокуляр».

Тренажер представляет собой техническое устройство, состоящее из круглого короба, в который встроена светодиодная подсветка и адаптер. Сверху один над другим расположены два вращающихся диска. Нижний диск разделен на шесть равных секторов желтого, зеленого, красного, синего, белого и черного цвета. Верхний диск прозрачный. Технические возможности тренажера позволяют педагогу использовать подсветку игровой поверхности для облегчения зрительного восприятия дидактического материала детьми с низкой остротой зрения, работать на контрастных фонах тренажера: белом, черном, желтом, красном, зеленом, синем (на одном или сразу на нескольких), располагать наглядный материал на верхнем прозрачном и на нижнем цветном дисках, вращать диски в разные стороны, сливать и совмещать предметные изображения, работать с предметами и предметными изображениями в состоянии покоя и движения, проводить коррекционные игры, соответствующие плеоптическому и ортоптодиплоптическому этапу лечения, используя программный материал по любой теме (например, одежда, фрукты, животные, геометрические фигуры и т.д.)

Тренажер является универсальным средством по развитию у детей нарушенных зрительных функций, так как создает благоприятные условия для зрительного восприятия при различных патологиях: частичная атрофия зрительного нерва, миопия, косоглазие и амблиопия, гиперметропия, астигматизм.

 

Использование дидактического тренажера «Бинокуляр» с системой игр предусматривает решение следующих задач:

– развитие глазодвигательных, прослеживающих функций;
– развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации);
– упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;
– развитие цветовосприятия;
– повышение остроты зрения;
– развитие периферического зрения;
– развитие бинокулярного зрения и фузионных резервов;
– развитие навыков зрительного анализа;
– развитие способов зрительного восприятия предметных изображений;
– развитие зрительно-пространственной ориентации;
– развитие зрительно-моторной координации;
– развитие зрительного восприятия и выделения сенсорных эталонов предметов;
– подготовка к аппаратному лечению и закрепление результатов лечебно-восстановительной работы.

Работа с использованием тренажера «Бинокуляр» проводится на подгрупповых (2–3 ребенка) и индивидуальных занятиях. Все игры проводятся в положении стоя. Во время игр дети могут свободно двигаться. На тренажере можно играть с предметами, игрушками, черно-белыми, цветными, контурными и силуэтными изображениями. Дидактический материал к коррекционным играм подбирается в соответствии с темой занятия, с учетом остроты зрения и зрительного диагноза ребенка (учитывается цветовой контраст, размер наглядного материала, его реалистичность, пропорции, изображения контурируются).

 

Приведем пример игры с помощью тренажера на плеоптическом этапе лечения.

Игра «Игрушки играют в прятки»

Коррекционные задачи: развитие глазодвигательных, прослеживающих функций; упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете; развитие цветовосприятия, умения группировать предметы по цвету, выделять предмет из фона; развитие зрительно-моторной координации, зрительной ориентации на тренажере (далеко, близко, справа, слева).

Ход игры. На верхнем круге тренажера педагог вперемешку расставляет игрушки красного, желтого, зеленого и синего цвета. Ребенка просят назвать игрушки, которые находятся далеко на круге, близко, справа, слева. Потом верхний круг с игрушками раскручивается. Ребенку предлагается поймать движущуюся игрушку (например, красный ключик) и спрятать его в кулачке. Затем дается задание поставить красные игрушки на синий сектор тренажера, синие игрушки – на красный сектор, желтые игрушки – на зеленый сектор, зеленые игрушки – на желтый сектор. Таким образом, все игрушки окажутся сгруппированы по цвету и будут стоять на контрастных фонах тренажера. Далее ребенку предлагается спрятать желтые игрушки, то есть повернуть прозрачный круг так, чтобы желтые игрушки оказались на желтом секторе, а потом показать желтую рыбку, желтый ключик и т. д.

 

Таким образом, дидактический тренажер «Бинокуляр», органично встраиваясь в коррекционно-образовательный процесс, способствует решению задач по охране детского зрения, позволяет более эффективно развивать зрительное восприятие и зрительные функции у детей с нарушениями зрения, готовить детей к аппаратному лечению и закреплять результаты лечебно-восстановительной работы педагогическими средствами. Использование тренажера может быть рекомендовано специалистам дошкольных учреждений: тифлопедагогам, логопедам, воспитателям, психологам.

 

Список источников

1 Малева, З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению: учеб. пособие / З.П. Малева. – М. : ПАРАДИГМА, 2009. – 127 с.
2 Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учеб.-метод. пособие / Л. И. Плаксина. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 87 с.
3 Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (проект программы коррекционно-развивающей работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asabliva.by/sm full.aspx. – Дата доступа 19.05.2018.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий