Марина ШЕРЕМЕТЬЕВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 52 г. Гродно»
Ребенок старшего дошкольного возраста очень активен, любит исследовать новое, но не всегда в погоне за своей любознательностью, способен следовать и соблюдать правилам безопасности.
Задача взрослого сформировать представления о безопасности жизнедеятельности в быту, на улице, в квартире, автомобиле, лифте. Поэтому в нашем дошкольном учреждении педагоги старших групп: М.В.Шереметьева, А.Л.Кобыляк, Н.С.Шахова, разработали и изготовили дидактическое пособие «Игрокуб». Пособие по образовательной области «Ребенок и общество. Безопасность жизнедеятельности» учебной программы дошкольного образования. Оно предоставляет возможность решать задачи познавательного и интеллектуального развития детей от 5 до 7 лет.
Дидактическое пособие включает в себя: куб размером 25х25 см, кубик маленький 7х7 см (уменьшенная копия, для самостоятельного выбора игры дошкольниками); карточки для игры «Мемо»; фишки красного и синего цвета для игры «Найди нарушителей»; кубик и фишки для игры «Гонки по правилам; методические рекомендации к игре.
Каждая сторона куба содержит дидактические игры, которые направлены на развитие умения соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира, в стандартных и опасных ситуациях на улице, в автомобиле. Так же дети закрепляют знание знаков дорожного движения.
В организации работы с данным пособием ведущая роль принадлежит взрослому. Педагог объясняет правила игры, помогает распределять роли, решает вместе с детьми возникшие вопросы, ситуации. Также необходимо поддерживать дошкольников в процессе игры, быть не только наблюдателем, но другом и руководителем. В конце каждой игры педагог с детьми подводит итог на закрепление правил поведения в опасных ситуациях.
Закреплять знания и играть в игры, которые содержит «Игрокуб» может подгруппа детей. Также пособие можно использовать для индивидуальной работы. Детям предоставляется возможность выбрать игру. Игрок бросает уменьшенный кубик, на сторонах которого изображены игры. Какая сторона выпадет, в такую игру и играют.
Когда мы разрабатывали игру, учитывали возраст детей, ориентировались на задачи образовательной программы. Чтобы заинтересовать детей мы сделали куб, состоящий из шести красочных игр. Он сразу привлекает внимание детей и вызывает желание играть. А играя ребенок обучается, проигрывает ситуации, закрепляет знания. Таким образом ребенок учится бережно относиться к своей жизни, а также овладевает умениями, которые направлены на предотвращение и профилактику опасных ситуаций.
Игра «Часы»
Педагог детям загадывает загадки, которые позволяют дошкольникам закрепить знания о знаках дорожного движения, участниках дорожного движения, элементах дороги. Ребенок, который первый отгадал загадку, поворачивает стрелку часов на правильный ответ. Также игра развивает зрительное и слуховое восприятие.
Игра «Мемо»
Эта игра развивает у детей, память, внимание, мелкую моторику. Игроки поочередно открывают два окошка, если внутри их изображение совпало, получает карточку. Если при открытии окошка, изображение не совпало, ход переходит к следующему игроку. Задача игроков собрать максимальное количество парных картинок, получить за них карточки.
Игра «Логические загадки»
В этой игре дошкольник с помощью условных обозначений: геометрических фигур, цвета и картинки, составляет дорожный знак. Получившийся дорожный знак прикрепляет и называет его. С помощью этой игры ребенку предоставляется возможность запомнить знаки наглядно.
Игра «Подбери дорожный знак к ситуации»
Эта игра представляет собой решение дорожных ситуаций на различных местностях. Дошкольникам необходимо рассмотреть картинки с ситуациями и соотнести ее с дорожным знаком, помогающим эту ситуацию разрешить.
Игра «Найди нарушителей»
Игра, в которой детям необходимо расставить фишки. Фишки красного цвета обозначают, что пешеход нарушает правила дорожного движения. Фишки синего цвета обозначают, что пешеход соблюдает правила дорожного движения и двигается в соответствии с ними. Играя, ребенок закрепляет правила поведения на улицах и дорогах, развивает мыслительные процессы, самостоятельно анализирует ситуацию на дороге, решает ее.
Игра-бродилка «Гонки по правилам»
Дети, бросая кубик, двигаются по нарисованному городу, соблюдая указания карты-схемы и знаков дорожного движения. Какой игрок первый придет от старта к финишу, тот и выиграл. Игра позволяет развивать внимание, мышление, зрительную память.
Часто можем наблюдать ситуации, как ребенок напоминает взрослому о правилах соблюдения безопасности на дороге, в машине: «Мама, переходить дорогу нужно зеленый цвет светофора!», «Папа, чтобы быть заметным, нужно носить фликер!», «Будь внимательной, бабушка, горит красный сигнал светофора – переходить дорогу запрещено!». И исходя из этих детских заключений, понимаем, что взрослые, окружающие детей работают в правильном направлении.