Ольга ОМЕЛЬЯНОВИЧ,
учитель химии
ГУО “Гимназия № 1 г. Новогрудка”,
Гродненская область
Цель: создание условий для повышения информационной компетенции педагогов по внедрению электронных ресурсов и средств обучения в процесс преподавания химии в школе.
Задачи:
— создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов.
— продемонстрировать опыт работы с электронными образовательными средствами и ресурсами.
— передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
— совместно отработать методические подходы учителя-мастера и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.
1-й этап. Организационный (до пяти минут)
Цель: психологическая настроенность участников мастер-класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.
Методическая задача: создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас у себя в гостях! Сегодня вы станете участниками мастер-класса «Использование информационных технологий на учебных занятиях по химии как средство повышения информационной компетенции учащихся». При подготовке к занятию, я наткнулась на слова немецкого философа, психолога и педагога Иоганна Фридриха Герберта. «Смертный грех учителя – быть скучным». Предлагаю вам высказаться на эту тему. Очень надеюсь, что среди нас нет и не будет скучных учителей. |
Психологически настраиваются на работу, участвуют в обсуждении. |
2-й этап. Построение «проблемного поля» мастер-класса (5-7 минут)
Цель: диагностика первичного педагогического опыта участников мастер-класса, мотивация на предстоящую деятельность, личностная позиция каждого участника в определении целей своей работы на мастер-классе.
Методическая задача: создать условия для диагностики первичного профессионального опыта и мотивации на предстоящую работу посредством определения «проблемного поля» мастер-класса, обеспечения личностного целеполагания участников.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте». Перед тем, как начать более детально рассмотрение сегодняшней темы, я предлагаю вам заполнить Google-форму, ответив на несколько вопросов о том, как вы используете ИКТ на своих учебных занятиях. 1. Как часто вы используете ИКТ на своих учебных занятиях? 2. Какие электронные средства и ресурсы вы чаще используете: 3. Считаете ли вы, что современный учитель должен использовать ИКТ на своих учебных занятиях? Представление и обсуждение результатов. Сегодня на мастер-классе я планирую предоставить вам свой опыт работы по данному направлению, показать вам различные методы, приемы и формы, которые можно использовать при организации занятия с использованием ИКТ. А что хотите получить от занятия вы? Какие ваши ожидания? |
Отвечают на вопросы теста. Участвуют в обсуждении результатов опроса. Определяют свою цель участия в мастер-классе. |
3-й этап. Презентация педагогического опыта учителем-мастером (до 15 минут)
Цель: систематизация и обобщение опыта по использованию информационных технологий на учебных занятиях по химии для повышения информационной компетенции учащихся.
Методическая задача: обеспечить условия для совершенствования навыков использования информационных технологий участниками мастер-класса для применения на своих учебных занятиях.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
1) кратко характеризует основные идеи технологии; |
Слушают выступление учителя-мастера, задают уточняющие вопросы, определяют для себя полезные моменты в представленном опыте. |
4-й этап. Проведение имитационной игры (до 12 минут)
Цель: знание участниками мастер-класса вариантов использования электронных средств обучения.
Методическая задача: создать условия для формирования знаний участниками мастер-класса о вариантах использования различных электронных средств и ресурсов при проведении учебных занятий по химии.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися |
Слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии |
— Уважаемые участники мастер-класса! Сейчас я предлагаю вам представить себя учащимися 7-го класса. Итак, тема нашего занятия: «Первоначальные представления о валентности». (ЭСО Химия 7 класс, Теория – Первоначальные представления о валентности). Нам с вами предстоит узнать, что такое валентность, какая она бывает, научиться составлять формулы веществ по валентности, определять валентность по формулам веществ.
Рассказываю по презентации о валентности, говорю о том, что она бывает постоянная и переменная.
Показываю в словаре терминов определение валентности. (ЭСО Химия 7 класс, Словарь терминов – Валентность).
Далее разбираем алгоритм «Составление формул бинарных соединений по валентности», делаем задание № 1. Разбираем алгоритм «Определение валентности химического элемента по формуле бинарного соединения», выполняем задание № 1. (ЭСО Химия 7 класс, Задачи и задания).
СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЯ ПО ВАЛЕНТНОСТИ
Попробуйте сами!
№1. Составьте формулы соединений, в состав которых входит кислород (запишите его в формуле на втором месте) и такие химические элементы: N(II), As(V), Cr(III), Li, Cu(I), S(VI), Si(IV), Ni(II), B.
№2. Составьте формулы соединений при помощи значений валентности элементов, которые входят в их состав: а) Cu(II) и S(II); б) Si(IV) и Cl(I); в) W(VI) и О; г) C(IV) и S(II); д) Al и P(III); е) Cr(III) и Br(I); ж) S(VI) и F; з) P(III) и Cl(I); и) Al и S(II).
— Для закрепления пройденного материала, предлагаю вам пройти к компьютерам и выполнить тест. (ЭСО Химия 7 класс, Тестирование – Валентность).
5-й этап. Рефлексия участников и ведущего мастер-класса (5 минут)
Цель: осмысление содержания и результатов работы на мастер-классе, оценка степени достижения поставленных целей участниками мастер-класса.
Методическая задача: обеспечить условия для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
Мастер выполняет роль консультанта, организует работу слушателей и управляет ею. Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение результатов учебного занятия. |
Участники мастер-класса оставляют свои впечатления, оценку, пожелания на виртуальной он-лайн доске для совместного использования Linoit (Ссылка). |