2-е лицо глаголов единственного числа. Урок русского языка в 4-м классе

- 12:51Методичка, Начальная школа. Сценарии

2-е лицо глаголов единственного числа. Урок русского языка в 4-м классе

Оксана ШИШКО,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 26 имени А.Н.Сивачёва г. Гродно»

 

 

 

 

 

Цель: ознакомление учащихся с отличительными особенностями глаголов в форме 2-го лица единственного числа и правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

Задачи:

– закрепить у учащихся умение изменять глаголы по временам, числам, родам и лицам, а также употреблять их в речи;
– сформировать представление об отличительных особенностях глаголов 2-го лица единственного числа, навык написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;
– развивать у четвероклассников память, наблюдательность, логическое мышление, а также связную устную речь посредством работы с пословицами, фразеологизмами и текстом;
– совершенствовать орфографическую грамотность и каллиграфические навыки младших школьников;
– воспитывать чувство патриотизма, уважения к защитникам отечества, желание учиться и трудиться на благо родины.

Тип урока: комбинированный урок.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка, ч. 2.; высказывание Г.Р.Державина о языке; презентация; тетради для дополнительных занятий; карточки с фразеологизмами на доске; магниты; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы; сигнальные карточки; песочные часы; запись для музыкальной физкультминутки.

2-е лицо глаголов единственного числа 

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный момент

Психологический настрой на работу

Настроение у нас – отличное,
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу – добра,
Нам – урок начинать пора!

Вступительное слово учителя

Слушайте – и все услышите.
Смотрите – и все увидите.
Думайте – и все поймете.

Работа с эпиграфом на доске:

 

 

– Как вы понимаете значение этих слов? С чем сравнивает Г.Р.Державин язык? (Ответы учащихся)

– Язык – это ключ, который открывает нам дверь в прошлое, в нашу историю; рассказывает о настоящем, помогает фантазировать, заглядывая в будущее. Это средство, с помощью которого мы постигаем, изучаем окружающий мир. Пусть сегодня урок русского языка будет для нас ключиком для новых открытий и принесет всем радость общения.

Расскажите одним словом, чему мы учимся на уроках русского языка.

(Писать, читать, сравнивать, анализировать, исследовать, доказывать, рассуждать, говорить, думать, работать, помогать, поддерживать)

– Что общее у слов, которые сейчас прозвучали? (Это глаголы)

 

2 Актуализация знаний и умений учащихся

Упражнение в парах «Отредактируй текст»

Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? В предложении чаще всего является подлежащим. Может изменяться по временам: прошедшее время, настоящее время и будущее время. В прошедшем времени глаголы изменяются по числам и лицам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и родам. Изменение глаголов по числам и лицам называется склонение.

Упражнение в парах «Отыщи нужный глагол. Объясни его написание»

(Учитель называет лицо и число глагола, учащимся необходимо отыскать нужный глагол и объяснить его написание)

1 л., ед. ч. ч..таю, вых…жу, см..трю
1 л., мн. ч. ст..раем, ст..рожим, др..жим
2 л., ед. ч. од..ваешь, подм..таешь, уд..вляешь
2 л., мн. ч. н..сёте, в..зёте, зам..рзаете
3 л., ед. ч. бер..жёт, б..жит, б..леет
3 л., мн. ч. т..нцуют, п..ют, прил..тают
Глаголы неопределенной формы купить, поздравить, звонить, разговаривать, шутить, поверить

 

Проверка выполнения домашнего задания

1) Индивидуальная работа в тетрадях для дополнительных занятий. Упр. 3 стр. 74.
2) Проверка выполнения домашнего задания. Упр. 78 стр. 52 (двое ребят сдают тетради на проверку, остальные учащиеся сверяют выполненное в тетради задание с заданием на экране, исправляют допущенные ошибки)

нисёт (ед. ч., 3 л.)
используют (ед. ч., 3 л.)
спускают (мн. ч., 3 л.)
погибла (ед. ч., 1 л.)
приводит (ед. ч., 3 л.)
забываем (мн. ч., 1 л.)
высыхают (мн. ч., 3 л.)
проподают (мн. ч., 3 л.)

– Оцените на полях выполненную работу.
– Что вы должны были знать и уметь, чтобы справиться с данным заданием? (Находить глаголы, определять их время, число и лицо)
– Верно. Эти знания и умения очень пригодятся нам и сегодня на уроке.  

 Учитель выставляет отметки за работу на карточках и выполнение домашнего задания учащимся.

 

3 Минутка чистописания. Словарно-орфографическая разминка

Оформление тетрадей

23 февраля
Классная работа

Минутка чистописания

– Чтобы догадаться, какой букве посвящена минутка чистописания, рассмотрим ряд слов.

Жить, защищаешь, думать, спасаешь, мечтать, выручаешь, помогаешь, помощь, охраняешь, любишь, бережешь

– Что общее в написании данных слов? («ь» на конце слов)

– Пропишем “ь” целую строку, обращая внимание на правильность написания и наклон буквы.

– Подумайте, какое слово среди записанных лишнее и почему. Объясните его написание. Вспомните, в каких еще существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак.

(Помощь – ночь, печь, дочь, мышь, вещь, течь, речь, дичь…)

– Пропишите целую строчку сочетание мягкого знака с буквами, которые обозначают согласные шипящие.

шь   жь   щь  чь

– Внимательно рассмотрите оставшиеся слова. Подумайте, на какие две группы их можно разделить.

жить                     защищаешь
думать                  спасаешь
мечтать                выручаешь
                             помогаешь
                             охраняешь
                             бережешь
                             любишь

– Перечитайте слова второй группы. Запишите их в тетрадь. Подумайте, как они связаны с датой нашего урока (Ответы учащихся).

– Посмотрите видеосюжет и подумайте, кто такой защитник? Какие чувства вы испытывали во время просмотра? (Просмотр и обсуждение видеосюжета)

Ссылка на видеосюжет: https://cloud.mail.ru/stock/9LxneEKGiXqTERDamsPtthKR

– Защитник Отечества – тот, кто стоит на страже мира и покоя в нашей стране. Кого мы должны поздравить в День защитника Отечества? (Ответы учащихся)

– Назовите окончания в оставшихся словах. Пропишите целую строку сочетания.

ешь  ишь

– Поменяйтесь тетрадями и оцените на полях аккуратность выполнения работы.

 

4 Подготовка к восприятию материала. Сообщение темы урока

– Что общее у глаголов, с которыми мы работали? (Это глаголы 2-го лица, единственного числа, настоящего времени. Они имеют окончание -ешь, -ишь).

На доске составляется схема-опора.

 

Знакомство с темой урока

Упражнение «Определи задачи урока»

–  узнать, что такое глагол.
–  научиться определять время, число и лицо глаголов.
–  определить отличия глаголов 2-го лица ед. ч.
–  познакомиться с правописанием глаголов 2-го лица ед. ч.

– Настоящий патриот, защитник Родины – это и тот, кто трудиться на благо своей страны. Труд школьника – учеба. Давайте определим, как мы будем работать на уроке, добывая новые знания:

витать в облаках
бить баклуши
иметь чувство локтя
держать ухо востро
чесать языком
работать не покладая рук
писать как курица лапой

 

5.Этап изучения нового материала

Работа с правилом в учебнике на с 54

– Прочитайте материал учебника и дополните схему-опору на доске новой информацией, которая дана в учебнике.

(Учащиеся самостоятельно читают правило, определяют информацию, которую они открыли в ходе коллективного анализа слов на доске и дополняют схему-опору новой информацией, данной в учебнике.)

 

Упражнение с сигнальными карточками. Тест «Да – нет»

1) К глаголам 2 л., ед. ч. можно подставить местоимение «мы». (–)
2) Глаголы 2 л., ед. ч. отвечают на вопросы «что делаешь?», «что сделаешь?» (+)
3) Глаголы 2 л., ед. ч. употребляются в наст. и буд. времени? (+)
4) Глаголы 2 л., ед. ч. имеют одно окончание «ешь». (–)
5) На конце глаголов 2 л., ед. ч.  после шипящих пишется мягкий знак. (+)

 

Выступление подготовленного учащегося «Это интересно знать!»

Алфавит и правила правописания слов в русском языке не всегда были такими, как сейчас. Много лет назад звук [ш] в русском языке был мягким, поэтому после него в глаголах 2 л. ед. ч. писался «ь». Со временем язык изменялся. Звук [ш] отвердел, а «ь» в словах остался. Поэтому сегодня по традиции в глаголах 2 л. ед. ч. настоящего и будущего времени пишется «ь».

 

Коллективное упражнение «Замени синонимом»

чувствуешь обиду – обижаеш..ся
испытываешь волнение – волнуеш..ся
чувствуешь радость – радуеш..ся

– Что вы можете сказать о группе глаголов в 1-м столбце? (Глаголы 2 л., ед. ч, наст. вр. на конце пишутся с «ь»).

– Нужен ли «ь» в словах 2-го столбца? Объясните свою точку зрения. (В глаголах 2-го столбца перед «ся» тоже пишется «ь», так как это глаголы 2 л. ед. ч.)

 

Музыкальная физминутка

 

6 Этап закрепления изученного материала

Упражнение на карточках

– Прочитайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль.

В нашей армии страну
Папа защищает.
На границе он врагов
К нам не подпускает.

Скоро вырастешь большим,
Сам, как папа, станешь.
Вот тогда ты вместе с ним
На границе встанешь.

Пусть пока не могут взять
В армию ребёнка,
Но ты можешь защищать
Нашего котёнка.

(Наши мальчики – будущие защитники Родины. Сегодня они заступники девочек и тех, кто слабее, помощники мамам и бабушкам. Быть защитником – звучит гордо.)

– Выпишите из стихотворения глаголы 2 л., ед. ч. Определите их число и время. Выделите окончания.
***Составьте для ребят словарный диктант с безударными гласными в корне слова.

 

Работа в парах на карточках

–  Восстановите пословицы, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) Дружба как стекло: разобьёшь – не склеишь.  
2) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.  
3) Слезами горю не поможешь.   
4) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.  
5) Больше узнаешь – сильнее станешь.  

– Какое правило правописания глаголов мы смогли повторить, выполняя задание? (Отрабатывали навык написания «ь» на конце глаголов 2 л. ед. ч. и повторили написание частицы «не» с глаголами).

– Перечитайте пословицы и подумайте, какими еще качествами должен быть наделен настоящий защитник. (Умение дружить, целеустремленность, мужество, трудолюбие, смекалка, находчивость).

 

Работа в группах

Задание для группы 1

– Чтобы стать достойным защитником Родины, обладать необходимыми физическими качествами, важно много работать над собой. Запишите несколько советов, которые помогут развивать физические качества, используя слова-подсказки. Вставьте, где надо, пропущенные буквы.

занимаеш..ся ______________________
закаляеш..  ________________________
двигаеш..ся  _______________________
соблюдаеш..   ______________________
следиш.. за   _______________________
изучаеш..  _________________________

(Организм, спорт, больше, история, питание, режим дня)

 

Задание для группы 2

– Очень часто в трудной ситуации солдатам на помощь приходила находчивость и смекалка. Настоящий защитник должен быть не только физически силен, но и умен. Замените фразеологизмы одним словом – глаголом 2 л. ед. ч. Вставьте, где надо, пропущенные буквы.

Вставляеш.. палки в колеса – ________________.
Обводиш.. вокруг пальца – __________________.
Выбиваеш..ся из сил – ______________________.
Пропускаеш.. мимо ушей – __________________.
Валяеш.. Ваньку – _________________________.

бманываешь, мешаешь, бездельничаешь, устаёшь, не слушаешь)

 

Задание для группы 3

– Поскольку сегодня праздник, все готовят дома подарки и угощения для своих пап и дедушек, а также мальчиков – юных защитников. В кулинарной книжке образовалось пятно. Вашей группе предстоит восстановить рецепт пирога. Составьте и запишите рецепт пирога, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

      1. _______________________ингредиенты.
      2. _______________________яблоки от кожуры.
      3. _______________________миксером яйца.
      4. _______________________сахар.
      5. _______________________муку, добавляешь в тесто.
      6. _______________________тесто в форму.
      7. _______________________яблоки.
      8. _______________________в разогретой духовке до готовности.

(Выкладываешь, добавляешь, взбиваешь, просеиваешь, подготавливаешь, всыпаешь, очищаешь, выпекаешь)

– Какой материал мы отрабатывали, чему учились, выполняя задания в группах?

 

Работа с текстом на карточках

– Прочитайте текст. На что обращает внимание автор?

Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он в игре.
И за друга во дворе и в школе
Он заступится вполне.

Помочь маме, не обидеть слабых –
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не заступаешся за девочек, сестричку,
Как ты защитиш свою страну?

– Спишите последнюю строфу стихотворения, исправляя ошибки в написании слов. Подчеркните двумя чертами глаголы 2 л. ед. ч. Определите их время.

 

Индивидуальная работа на карточках

1. С каким местоимением согласуются глаголы 2 л. ед. ч.?
2. На какой вопрос отвечают глаголы 2 л. ед. ч. наст. вр.?
3. На какой вопрос отвечают глаголы 2 л. ед. ч. буд. вр.?
4. Какая буква пишется на конце глаголов 2 л. ед. ч.?
5. Подчеркни глагол 2 л. ед. ч.: молчишь, молчать.
6. Поставьте глагол «идти» в форму 2 л. ед. ч. наст. вр.
7. Поставь глагол «постоять» в форму 2 л. ед. ч. буд. вр.
8. Выпиши лишний глагол: мечтаешь, работаешь, знаешь, говорить.
9. Исправьте ошибки в написании слов: прочитаешь, думаешь, узнаеш, учишся.
10. Придумайте и запишите один глагол в форме 2 л. ед. ч.

 

7 Подведение итогов урока

– Вернемся к задачам, которые мы ставили перед уроком. Удалось ли нам их решить? Докажите (Ответы учащихся).

– В начале урока мы сказали, что язык – ключ к знаниям. Какой еще вывод мы можем сделать после урока? (Защитник – это заступник, опора, поддержка, герой, патриот…)

– Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизмов на доске:

не ударил лицом в грязь
работа шла как по маслу
чувствовал себя не в своей тарелке
схватывал на лету
материал вылетел из головы
чувствовал себя как рыба в воде

Учитель подводит итоги работы, выставляет отметки учащимся за работу на уроке.

 

8.Домашнее задание

– Повторить материал, чтобы чувствовать себя «как рыба в воде» в этой теме, вы сможете, выполнив домашнее задание: с. 54 (в.), упр. 83.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий